Анализ стихотворения И.Анненского «Среди миров»

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д).

Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»).

2 стр., 541 слов

Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении ...

... : сочинение на тему есть в осени первоначальной короткая но дивная пора есть в осени первоначальной короткая но дивная пора анализ стихотворения изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении тютчева есть в осени первоначальной анализ стихотворения тютчева как весел грохот летних бурь сочинение есть в осени первоначальной ...

Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.

Среди миров в мерцании анализ. Анализ стихотворения Анненского «Среди миров

На вопрос подскажите пожалуйста мне!! развернутый анализ стихотворения*Среди миров * Анненского!! Буду ооооочень рада..!!срочно заданный автором Астинья

лучший ответ это

Не надо нас дурить: в Инете есть. Вот начало: Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив) : «в мерцании светил» , «томлюсь с другими» , «сомненье тяжело» , «молю ответа» , «не надо света» . Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя. ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОЛНОСТЬЮ, НАДО ЗАРЕГИТЬСЯ на сайте а потом пройти на страницу, с которой я скопировал начало: Зато будешь знать, что в твоём учебном заведении никому этот текст не высылали — у них такая система. А если окажется, что высылали, но тебя устроит, то зарегься у них с другими данными. А у Сandy с «руским йазыком» не сложилось:-(. 1. Какое настроение становиться…Надо — становится (без мягкого знака) . 5. Какая строка становиться…То же самое.

Ответ от 2 ответа

[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: подскажите пожалуйста мне!! развернутый анализ стихотворения*Среди миров * Анненского!! Буду ооооочень рада..!!срочно

Ответ от Миранда

[гуру] В нете нет. Нужно учиться писать самой. Вот план. 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках. 3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам) 4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая. 5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо) 6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение. 7. Роль звуков в стихотворении. 8. Цвет стихотворения. 9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) . 10. Категория пространства (реального и астрального) 11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату? 12. Особенности композиции стихотворения. 13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада) 14. Литературное направление, если можно определить. 15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон) 16. Мое восприятие этого стихотворения. 17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

10 стр., 4510 слов

Мир природы в прозе куприна

... русской классики. Сочинение на тему «Мир природы в прозе А.И. Куприна» Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема ... наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать ... причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на ...

Моё любимое стихотворение у И. Анненского:

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света

——— О чём это стихотворение-загадка, всеми воспринимаемое лишь как романс? Как-то лукаво и витиевато анализируют его многие критики. Да, монолог-исповедь об одиночестве. Так некоторые критики пишут, а в основном о художественных особенностях. Но — только ли о тоске и одиночестве стих-ие? Я думаю, что- нет! Конечно же, и о Любви тоже. Правда, это моё прочтение, — что о тайной, глубокой и сильной Любви. А иначе куда мы денем слова: «Одной Звезды я повторяю имя…», или — «я томлюсь с другими»? Почему слова «Звезда» и местоимение «Её» с прописной буквы? Почему — «Одной Звезды я повторяю имя…/Не потому, чтоб я Ее любил»- со «чтоБ», т.е. в смысле «не для того, ЧТОБЫ я её любил»(не получается любить!), иначе было бы «ЧТО я её любил»(т.е любил, и всё ок), вместо «чтоБ». А автор ведь блистательный лингвист и критик! Нет у него случайных слов.

А почему «С ней не надо света»? Думаю, что в мыслях о своей любимой (близости физической ведь нет) он так сильно переполнен эмоциями и СВЕТОМ, что его СВЕТА вполне хватало на ДВОИХ — на любимую женщину и на него, и это был для них как бы НЕБЕСНЫЙ КОСТЕР — НЕЖНЫЙ, С НЕЖНЫМ ПЛАМЕНЕМ… Загадочное стихотворение — о загадочной Любви…

Да, романтической, сладко-горькой и мистической была его Любовь, скрытая от мира и общества, — к Ольге Хмара-Барщевской. Не хотел он, не мог он причинять боль её мужу. Не буду писать об этом много, но приведу фрагмент ее письма к Василию Розанову, где всё об их Любви сказано ясно и понятно:

«Вы спрашиваете, любила ли я Иннокентия Федоровича? Господи! Конечно любила, люблю, и любовь моя «plus fort que mort» … Была ли я его женой? Увы, нет. Видите, я искренне говорю «увы», потому что я не горжусь этим ни мгновения. Той связи, которой покровительствует «змея-ангел», между нами не было. И не потому, чтобы я греха боялась или не решалась, или не хотела, или баюкала себя лживыми уверениями, что можно любить двумя половинами сердца, — нет, тысячу раз нет! Поймите, родной, он этого не хотел, хотя, может быть, настояще любил только одну меня. Но он не мог переступить, его убивала мысль: «Что же я? Прежде отнял мать у пасынка, а потом возьму жену? Куда же я от своей совести спрячусь?»…. Дело в том, что мы с ним были отчасти мистики. Ведь я вам исповедуюсь, как верному другу, — я так счастлива, что нашла вас! Пускай потом при свидании я не сразу смогу взглянуть вам в глаза — это ведь бывает: на расстоянии в чем не признаешься, а при встрече смутишься глаз друга, особенного такого духовного друга, как вы для меня, что и выражения лица себе не представляешь, не то что глаза. Но все равно, слушайте сказку моей жизни — хотя чувствую, как вам хотелось другого… Он связи плотской не допустил, но мы повенчали наши души, и это знали только мы двое, а теперь знаете вы.

9 стр., 4494 слов

Любовь в романе война и мир толстого . любовь в произведении ...

... чистотой и гармонией. Любит только духовно развитая личность. Ничего не появляется само собой, так и любовь. Она не может возникнуть из ничего. Любовь в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» раскрывает ... жизни нет ничего выше нее. Жизнь Андрея Болконского с Лизой Тема любви в романе «Война и мир» раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. ...

По какому праву? Почему вы? Господь ведает. Значит, так нужно — подчиняюсь, и только. Вы спросите: «Как это повенчали души»? Очень просто. Ранней весной, в ясное утро, мы с ним сидели в саду дачи Эбермана, и вдруг созналось безумие желания слиться, желание до острой боли, до страдания, до холодных слез. Я помню и сейчас, как хрустнули пальцы безнадежно стиснутых рук, и как стон вырвался из груди, и он сказал: «Хочешь быть моей? Вот сейчас, сию минуту? Видишь эту маленькую ветку на березе? Нет, не эту, а ту, вон, высоко на фоне облачка. Видишь? Смотри на нее пристально, и я буду смотреть со всей страстью желания. Молчи. Сейчас по лучам наших глаз сольются наши души в этой точке, Леленька, сольются навсегда…». О, какое чувство блаженства, экстаза, безумия, если хотите, — весь мир утонул в мгновении! Есть объятия без поцелуя. Разве не чудо? Нет, не чудо, а естественно. Вы поймете меня, потому что вы все понимаете… А потом он написал:

Не могли мы завистливых глаз, Только раз мы холодные руки сплели И, дрожа, поскорее из сада ушли… Только раз, в этот раз…

Ну вот и все, решительно все. И он умер для мира, для всех, но не для меня. Его душа живет в моей душе, пока я сама дышу. Смерть не могла ее отнять у меня, не увела ее за собой, и эту его душу я ношу в себе.» ——

Как видите, его возлюбленная, Ольга, написала здесь: «мы повенчали наши души»… Да, это была Любовь не плотская, хотя может ещё более глубокая и страстная — вечная, которой не бывает конца. Именно И. Анненскому и его Любви я посвятила свои строки (если кто не понял):

И башмачки на пол не падали, И не было скрещенья рук, И на скатёрку воск не капал, И сладко-горек был тот круг, Где далеко, в высоком Небе, В неописуемой тиши, Слились, как лебеди, от нежности И повенчались две души…

Рецензии

Оноконечно, дорогая Л-са С-ьева, это прекрасные и неповторимые строки Иннокентия Анненского, и «в жизни каждой женщины должна быть только одна большая и настоящая любовь», но насколько мне помнится, у Иннокентия были и весьма игривые стихи о любви. Как быть с ними, кожа тоже ведь человек…

Дорогой Лео Кигель, Вы пишете скорее о себе, чем об Анненском. Фантазии в стихах (некоторых), к тому же нередко неверно понятые — не есть реальная жизнь поэта. Читайте двухтомник его писем, мемуары о нём современников — и Вам всё станет понятнее, яснее. Он был очень закрытым человеком, даже стихи свои впервые опубликовал в 49 лет!!! А далее… — впрочем, изучайте его жизнь и творчество сами. Это самый верный способ составить более правдивое мнение о личности поэта и фактах его жизни.

Благодарю за отклик и мнение,

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского

12 стр., 5516 слов

Пространство и время как категория философской лирики (на материале ...

... нельзя выразить словами. Сегодня творчество Инокентия Федоровича получило заслуженную известность. В школьную программу включен такой поэт, как Иннокентий Анненский. «Среди миров», анализ ... творчество гения литературы не укладывается в рамки «символизма», а представляет собой «предсимволизм». Писатель Иннокентий Анненский Помимо этого Иннокентий Федорович старался следовать «религиозному жанру» ...

До Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения.

Кроме того, ее образ связан с любовной темой.

Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

Сочинения по темам:

  1. В поэзии Анненского удивительным образом сливается реальный мир, глубокое интеллектуальное осмысление окружающего, эмоциональное восприятие. Реальность, интеллект и эмоции переплетаются самыми…
  2. В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных…
  3. Произведение «Среди звезд» датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного…
  4. Явным символом в творчестве поэта является тоска. Она имеет очень много трактовок в самой лирике и в критической литературе о…

АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

е. а. панова Загадка Звезды («Среди миров…»

Москва | И. Анненского)

В статье анализируется одно из самых известных стихотворений И. Анненского, центральный образ которого представляет собой семантическую загадку и с трудом поддается однозначной интерпретации.

Ключевые слова: семантическая загадка; линейное развертывание смысла; символ; мотив; парадокс; обманутое ожидание; модальность неопределенности; оппозиции.

4 стр., 1660 слов

« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...

... упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, ... Учебник '"Родное слово" (выдержал 147 изданий) состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает ... даже, о чем идет речь…» [1]. Из этого следует, что русские дети не знали русского языка, ...

Стихотворение «Среди миров» (1909), входящее в сборник «Кипарисовый ларец» (раздел «Разметанные листы»), едва ли не самое известное из произведений И. Анненского:

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной молю ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

Популярность оно приобрело во многом благодаря А. Вертинскому (а позже -А. Суханову), который положил эти стихи на музыку (правда, несколько «поправив» текст и тем самым упростив и исказив его смысл).

В результате в общественном сознании стихотворение Анненского часто воспринимается через призму романса, и большинство читателей понимают его как образец любовной лирики, как «стихи о любви». Действительно, поэт говорит здесь о глубочайшем чувстве, хотя и уходит от слова любовь (Не потому, чтоб я Ее любил…), как

Панова Елена Алексеевна, кандидат фтол. наук, доцент МПГУ. Е-таИ:еарапоуа@ mail.ru

будто нарочито подчеркивая, что это не признание в любви. Но к кому (или, может быть, к чему) обращено это чувство, какой круг представлений стоит за символом Звезды? Не спешим ли мы, подставляя вместо Звезды — возлюбленную.

Следует заметить, что смысловое строение большинства стихотворений Анненского достаточно сложно, его поэзии «свойствен тип лирического сюжета с закодированной предметной ситуацией» [Гитин 1996: 29]. Поэт, как правило, заставляет читателя разгадывать множество семантических загадок, давая каждому возможность собственного понимания. В статье «О современном лиризме» Анненский писал: «Мне вовсе не надо обязательности одного и общего понимания. Напротив, я считаю достоинством лирической пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому. Тем-то и отличается поэтическое словосочетание от обыденного, что за ним чувствуется мистическая жизнь слов, давняя и многообразная…» [Анненский 1979: 333-334].

Лаконизм стихотворения «Среди миров», его афористичность и повышенная симметричность композиции создают ил-

люзию прозрачности и понятности смысла. Но эта простота обманчива. Смысл здесь мерцающий, многослойный, не дающий возможности связать слова и образы с какой-то одной предметной областью и однозначно установить их денотативную соотнесенность. Примечательно, что П. Вайль в своей книге «Стихи про меня» назвал главку, посвященную этому стихотворению, «Не понять». В частности, он пишет: «Сколько лет повторяю строчки Анненского, но так и не знаю, кто эта звезда. Бог? Женщина? <…> Возникает острое ощущение — даже не непонимания, а полной и безнадежной невозможности понять» [Вайль 2007: 18, 22].</…>

— Попытаемся все же прочитать стихотворение, следуя логике непосредственного восприятия и учитывая взаимодействие всех элементов в системе целого. Проследим сначала линейное развертывание смысла текста. Центральным образом и семантическим центром стихотворения является Звезда (кстати, А. Вертинский и назвал свой романс «Моя звезда»).

4 стр., 1819 слов

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» И.А.Бунина

... читатель тоже встретит образ звезды, а во втором – «ветхую сторожку». Лирический герой стихотворения «Крещенская ночь» — человек, тонко чувствующий природу и гармонию окружающего мира. По натуре он — ... стихотворению придают греческое слово «мирьяды», т.е. множество, устаревшее слово «столп», означающее в этом стихотворении колонну, устремленную в небо. А может это путь в космос? Знал бы Бунин, ...

Однако Анненский вынес в заглавие другое слово — предложно-падежную форму множественного числа слова мир. Слово мир не просто многозначно, оно относится к категориям с «размытым содержательным наполнением» и «выступает как приглашение к творчеству или сотворчеству», поскольку «выполняет прежде всего роль семантической емкости, которая приемлет практически любое наполнение» [Панова 2003: 22, 23]. Таким образом, миры, вынесенные в заглавие стихотворения, могут получить разные определения: и космологическое (макрокосм), и антропологическое (микрокосм), и «земное», и «небесное», и «личное», и «социальное», и «реальное», и «воображаемое» — словом, жизнь (бытие) во всех проявлениях, всё, что существует во внеземном и земном пространствах. Многообразие возможного семантического наполнения этого слова не позволяет по названию сразу выделить ка-кую-то определенную тему стихотворения (ответить на вопрос, о чем оно), заглавие включает в себя целый комплекс потенциальных мотивов, связанных со словом мир, и настраивает на широту ассоциаций и неоднозначность восприятия. Кроме

того, предложно-падежная форма среди миров имеет пространственное значение, и это пространство тоже оказывается предельно неопределенным и широким.

Первая строка вроде бы проясняет смысл заглавной номинации: словосочетание в мерцании светил сужает и конкретизирует семантику миров, выдвигая на первый план их «космологическое» значение, которое в словарях с пометой «книжн. поэт.» формулируется как «отдельная часть мироздания, вселенной; планета» [Ушаков 2000]. Словосочетание в мерцании светил служит также указанием на временной план, так как рисует картину звездной ночи. Таким образом, в начальной строке обозначены пространственно-временные координаты лирической ситуации. При этом здесь намечены и два важных мотива: мотив света и мотив, который можно назвать натурфилософским, поскольку нарисованная величественная картина Вселенной настраивает на размышления о мироздании, о бытии, о сущности вещей.

Во второй строке появляются «герои» стихотворения: Звезда и лирический субъект, выраженный местоимением я и глагольной формой первого лица (повторяю).

При этом происходит переход от множественности к единичности (от мно-гомирия к единомирию), что выражено и грамматически (множественное число миров и светил меняется на ед. число Звезды), и лексически (одной = «единственной»).

Слово Звезда, с одной стороны, входит в ряд миры — светила — звезда (одна и та же тематическая группа), подхватывая и поддерживая оба названных выше мотива, а с другой — сдвигает наше восприятие в иную смысловую плоскость, так как написание слова с прописной буквы является сигналом олицетворения или символического использования. Значение слова имя пока еще колеблется здесь между двумя вариантами: «собственное название астрономического объекта» и «личное название человека», но уже возникает представление о женском образе (об олицетворении женского начала), и сквозь космологический план, который полностью пока не исчезает, просвечивает антропологический. Это бросает «земной» от-

свет и на содержание первой строки, и на значение слова миры, которое опять становится неопределенным и зыбким, а картина ночи приобретает несколько условный характер: это не столько образ ночного неба (и указание на временной план), сколько опять-таки картина Вселенной (универсума).

28 стр., 13544 слов

КАВКАЗСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

... Объектом исследования является: процесс организации исследования возникновения кавказских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова; процесс контроля реферативной технологии. Предметом исследования являются: стихотворения, ... и поэм на историческую тему, имеющих, на самом деле, общечеловеческое значение. Я обратилась к исследовательским работам лермонтоведов, заново перечитывала произведения, ...

Кроме того, во второй строке появляются новые мотивы: мотив порыва, влечения лирического субъекта к Звезде (что находит выражение в молитвенном обращении к ней — повторяю имя) и мотив удаленности «героини» от лирического субъекта (сема «удаленность» присутствует в прямом номинативном значении слова звезда — «небесное тело… вследствие огромной отдаленности видимое как светящаяся точка» [БАС 1950 1965]; построение высказывания в 3-м лице также представляет образ отстранен-но), вносящий дополнительный оттенок ее недоступности, недостижимости.

Двойной план слова Звезда осложняется также и его символическим смыслом. Символическое использование лексемы вполне традиционно как в поэзии XIX, так и в поэзии XX в. Отметим также, что звезда относится к тому типу символов, которые «привносятся в литературное произведение извне, с характерным для них значением, которое надо знать» [Кожевникова 1986: 14]. Одно из таких значений — «звезда как символ любви» — как будто само напрашивается в контексте второй строки. Но уже следующие две строки заставляют усомниться в безоговорочности такого понимания. Текст развивается по принципу обманутого ожидания1. Автор, как будто предвидя смоделированное читателем понимание ситуации, отказывается от него {не потому, чтоб я Ее любил), и дает свое объяснение (а потому, что я томлюсь с другими).

При этом «версия» любви к одной Звезде не отрицается полностью (да и вообще не

1 Об этом свойстве поэзии Анненского писал В. Брюсов: «И. Анненский обладал способностью к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. Его мысль всегда делала причудливые повороты и зигзаги. <…> У него почти никогда нельзя угадать по двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец…» [Брюсов 1987: 336].</…>

— отрицается), она лишь смещается, и на первый план выдвигается мотив томления с другими. Это свидетельствует о том, что речь здесь идет о более сложном переживании и символический смысл слова звезда вовсе не сводится к символу только любовного чувства, а предполагает совмещение разных осмыслений. (Весь следующий текст и строится как рефлексия лирического субъекта, который как бы анализирует собственные сложные ощущения.)

Глаголы любить и томиться, обозначающие эмоции и относящиеся к сфере личности, ослабляют «космическую» составляющую (которая еще сохранялась во второй строке) в значении центрального образа и, наоборот, усиливают и почти закрепляют персонификацию женского образа. Тем более что значение, в котором глагол любить употреблен в стихотворении, предполагает, что объектом этого чувства-отношения «является лицо… (а также любой объект, которому приписываются какие-то свойства лица)» [Шмелев 2002: 170]. Однако в конце первого четверостишия отчетливо выражена и подчеркнуто акцентирована одна из основных оппозиций текста: Она = одна (Звезда) — другие. Множественное число местоимения другие возвращает нас к началу стихотворения — к мирам с их неопределенностью и широтой значения. В этом контексте вряд ли под другими можно понимать «других людей» (и уж тем более «других женщин»), с которыми томится лирический герой. Думается, что така

12 стр., 5810 слов

Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»

... сборник по праву считается итоговым в творчестве поэта, он вобрал в себя основные мотивы и поэтические идеи всего творческого наследия Бальмонта. Бальмонт ... Бальмонт Константин Дмитриевич Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта ... лирика» Бальмонта полна ... любовной пыткой мне!» Анита Константин Бальмонт ... звезда ...

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского “Кипарисовый ларец”, изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название “Разметанные листы”, вошло стихотворение “Среди миров”. Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра

Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной

темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение “Среди миров”, было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом “Ник. Т-о”. При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

Другие работы по этой теме:

  1. Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы….
  2. В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи…
  3. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого…
  4. По своему мировоззрению и поэтическому стилю Иннокентий Федорович Анненский – символист. Ho символы для него – не средство познания “непознаваемого”, как для большинства других символистов,…
  5. Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который…
  6. Стихотворение “Петербург” было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг., известных в русской истории как “первая русская революция”. Они сопровождались…
  7. Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник “Кипарисовый ларец” (1910).

    Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов,…