ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС (18)

11 класс

Поэзия И. А. Бунина — яркое явление русской литературы конца XIX — начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина «Листопад», М. Горький так отозвался о нем: «Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда». Это сравнение — признание того, что И. А. Бунин — один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в ней выразительны и красочны:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц — кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными. Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

23 стр., 11034 слов

Сообщение бунин тончайший живописец природы. «Мир природы в творчестве ...

... Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его ... описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает ... началу его знаменитого рассказа "Антоновские яблоки": "Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий ... природой центральной полосы. "Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, ...

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый

Смиренные родимые черты.

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви — одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь — пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых — боль и одиночество:

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней

Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом. Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.