Левше и другим тульским мастерам было поручено важное для страны дело — доказать, что в России есть мастера не хуже иностранных. Героям удалось в короткий промежуток времени подковать блоху, которую сделали англичане и которой восхищался бывший император Александр I.
Свою работу поехал презентовать в Лондон Левша. Англичане были удивлены и восхищены подкованной блохой. Высоко оценив талант Левши, они просили его остаться работать у них. Но главный герой отказался, понимая, что не сможет жить без своей Родины.
По пути домой Левша и английский представитель заболели. По приезде спутника Левши сразу отвезли и вылечили, а его самого — оставили умирать равнодушные люди. Финал жизни главного героя по-настоящему трагичен: возвращаясь на Родину, чтобы трудиться на ее благо, никому не нужный Левша умирает. Такова судьба великого профессионала.
Кроссворды
Не велика потеря, скажите вы и, пожалуй, окажитесь правы. Но некоторые люди любят разгадывать кроссворды, и для левшей это очередное препятствие. Увлекшись поиском ответов на вопросы, они могут испачкать руку. Если не заметить пятна от чернил на руке, то есть риск также испачкать одежду. Особенно обидно, если это будет светлая рубашка.
Из меню фастфудных кафе исчезнут салаты? Как изменится фастфуд после пандемии
Мы сделали очень красивое садовое кресло из старой швейной машины: инструкция
Федор Бондарчук с молодой креативной командой возобновили съемки сериала «Псих»
Главный герой
Левша — мастер своего дела. Судьба наградила его огромным талантом, который он не смог реализовать в стране, в которой не уделялось особое внимание творчеству. Герой мог воспользоваться предложением англичан и остаться работать у них, тогда бы его талант был бы оценен по заслугам. Левша же — настоящий патриот, который не хочет оставлять свою Родину. Проблема оказывается только в том, что государству и властям великий человек, который смог доказать мастерство русских людей, попросту не нужен. Писатель поднимает тему безразличия к талантливым людям.
Пример 1
Николай Лесков очень любил русский народ. В своей сказке “Левша” он показывает насколько талантливы русские люди, они очень трудолюбивы и добры. На примере одного человека мы увидели самобытность всего народа, его житье, традиции, которых он придерживается.
Образ и характеристика Левши из рассказа «Левша» Лескова с цитатами. ...
... Лескова (рассказы "Тупейный художник", "Запечатленный ангел"). Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Левша, ... здоровой наглости. Вариант 2 Левша это герой одного из произведений Лескова. Этот человек взял в себя ... левши в том, что он не хочет двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться, работать над ...
Государь приказал своему помощнику найти в стране людей, которые могли бы посоперничать мастерством с англичанами, которые выковали железную блоху на заводном механизме. Это непростое дело было поручено тульским мастером, одним из которых был Левша. Мужчины трудились не покладая рук, в итоге им удалось достичь невозможного, они подковали английскую блоху. Когда Левша приходит на прием к государю, он не стыдится своей простой одежды, не лебезит и не боится говорить простым языком. Даже государь разрешает говорить ему, как он умеет. Автор стремился показать, неважно как ты выглядит и как ты одет, а главное, чего ты стоишь на самом деле. Левшу отправляют к англичанам, чтобы показать его работу. Они очень удивлены, что есть такие люди на земле, и при этом восхищены его талантом, пытаются уговорить его остаться у них в стране, предлагают отличные условия труда. Однако мастер непреклонен, он не берет денег, и женитьба его не прельщает. Левша очень хочет вернуться обратно на родину. Он постоянно повторяет слова, что вера у нас самая правильная и что у него родители остались дома, и им нужна помощь. Его не прельщают никакие блага и изобилия. Он очень рвется домой. По пути обратно он заболевает, потом его еще и арестовывают за то, что он без документов. А когда таскают по больницам, то ударяют затылком. В итоге умирает он никому не нужный в какой-то отдаленной больничке для простолюдинов. По истине судьба его трагична. Даже при смерти он переживает за родину и пытается попросить, чтобы его слова передали государю. Он узнал секрет англичан, что нельзя чистить ружья кирпичом. Однако просьба его не выполняется, кому какое дело до того, что говорит простолюдин. Вот так человек, мастер своего дела, истинный профессионал оканчивает свою жизнь непонятно где.
В этом произведении Левша – образ всего народа. Очень часто в русской истории были случаи, когда простых людей не ценили как должно, ссылали, и поэтому таланты гибли. Автор хочет обратить внимание, что в русском народе много тех, кто талантлив, умен и честен, но чаще всего такие люди остаются в тени богатых и жадных, что конечно же, очень грустно.
Левши — все ли мы знаем о них?
Еще несколько десятилетий назад леворуких детей переучивали: кому-то привязывали левую руку к телу, чтобы ей нельзя было двигать, кого-то били по «неправильной» руке линейкой. Сейчас психологи, физиологи и педагоги сходятся в едином мнении: ни в коем случае нельзя переучивать леворуких детей. Да и ни к чему это, природу все равно не обманешь. Насильственное переучивание и принудительное перестраивание сложившейся у малыша системы восприятия мира приведет только к негативным последствиям: раздражительности, вспыльчивости, утомляемости, потере аппетита, неврозам, нарушениям сна, снижению работоспособности.
Если отказ от переучивания поддерживается всеми специалистами, то гармоничное по возможности развитие обеих рук ими одобряется. В содружественном действии левой и правой рук большую роль могут сыграть такие занятия, как лепка, вязание, вышивание, игры с мячиком, плавание и другие виды деятельности, связанные с координацией движений пальцев и кистей рук. Подобные занятия на мелкую моторику и зрительно-моторную координацию хорошо проводить ежедневно по 15-20 минут.
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, ...
... тся то самое идеальное кольцо которое выведено в заголовок задания по данному сочинению: разум дан человеку чтобы понять, что жить одним разумом нельзя. Быть может в этом секрет счастья? Открытость к проявлению элементарных человеческих ... момент ожидаешь как он себя поведёт. Как отреагирует на ту или другую ситуацию. Поступки совершенно лишены творческого и фантазийного полёта. Не человек – машина. ...
Родителям левшей необходимо учитывать некоторые особенности их детей. Как правило, дети-левши отличаются повышенной эмоциональностью, чувствительностью и переменчивостью настроения (помните, что здесь нет виноватых, есть только ответственный, правое полушарие), а значит, плаксивостью, капризностью и затяжным периодом упрямства. Родителям следует быть более внимательными к таким детям, терпеливыми и чуткими. Особенности восприятия окружающей среды у левшей связаны с энергоемкостью протекания психических процессов, а вместе с этим с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы. Здесь помощником окажется установленный режим дня. Родителям важно следить, чтобы ребенок не переутомлялся.
Если ребенок заметит (или кто-то из взрослых или сверстников ему расскажет в негативной форме), что отличается от других детей, важно объяснить, что его леворукость нормальна, она не делает его плохим, другим, не способным. Рассказать, что в мире много левшей и среди них есть достойные примеры ученых, художников, политиков, музыкантов.
Важно проследить, чтобы и дома, и в школе для левшей были созданы необходимые условия для учебы и занятий. Сейчас и в России, и на Западе появляются в продаже предметы для левшей, а иногда даже открываются специализированные магазины. По возможности, купите ребенку подходящие и удобные ножницы, ручки, точилки, компьютерную мышку и клавиатуру.
Помните, что с левшами не работает основное правило письменного стола: чтобы свет падал слева. Нужно будет поставить мебель в комнате так, чтобы источник света был справа. В школе проследите, чтобы ребенок за партой сидел с левой стороны, иначе они с соседом будут мешать друг другу при письме.
Трагическая судьба левши. По повести Н
30.07.2020
Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное сознание национальной ответственности. Обдумывая сложившуюся ситуацию, они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «…аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.
В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.
Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающих творческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.
Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”)
... тогда, когда отвергается существование чудес вообще”, – утверждал Салтыков-Щедрин. Россия, чью историю сатирически проанализировал писатель, – самая чудесная страна, ... унижение, глуповцы выстояли, хотя и на коленях, свое право на жизнь, на счастье, на любовь. Не сломили их войны “за ... зло и справится с самой трудной задачей – сохранит Россию и приумножит ее богатства. “История города Глупова прежде ...
С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно», что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.
В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись…»
Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденции горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.
Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.
Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.
Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят но обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своего возницу ударами нагаек «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.
Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.
Характеристика и образ левши в рассказе левша лескова
... судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России. Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, ... Loading… Сочинение Образ Левши в рассказе Лескова “Левша” Образ Левши в рассказе Лескова “Левша” Категория: Сочинения по рассказу Левша Actionteaser.ru — ... еще в холостом звании. Характер героя из народа Левша – один из ...
Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно». Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.
Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»
Другие сочинения по теме:
- Поэты серебряного века творили в очень сложное время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту…
- «Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба…
- Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза…
- «Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный…
- Основной линией повествования является судьба Тараса, тесно переплетающаяся с общим ходом событий: и тут раскрывается интересная особенность развития образа и…
- , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три…
- В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,…
- Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории….
- В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов…
- Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни…
- Вторая мировая война — это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел…
- «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при…
- «Диво» — это судьба таланта. «Смерть в Киеве» — судьба государственной идеи. «Перво-мост» — судьба народного сооружения. «Евпраксия» же —…
- ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,…
- Литературное наследие талантливого поэта невелико и до сих пор полностью не собрано. Дневниковые записи и частные письма, в которых содержатся…
- Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова…
- «От Советского Информбюро…» — эти слова, которыми начинались отчеты о событиях на фронтах Великой Отечественной войны помнят фронтовики, эти слова…
Н. С. Лесков написал много произведений о народе. Это один из первых русских писателей, описавших простого русского крестьянина со всеми свойственными ему индивидуальными чертами. Поначалу современники не ценили творчество Лескова, так как оно казалось им непонятным, но со временем вклад писателя в область литературы стал очевидным. Он работал в разных жанрах, но сказ «Левша» относится к былинному жанру, в котором все происходящие события тесно переплетаются с реальной жизнью.
Герой рассказа — простой, ничем не примечательный труженик из Тулы, которому поручают очень важный государственный заказ. Внешне он ничем не выделяется, разве что родимым пятном на щеке и залысинами на голове, образовавшимися во время упорного ученья. Одежда его небрежна и бедна. Тем не менее, Левша обладает широкой душой и золотыми руками. Он искренне любит свою страну, свой край родной и, попав к чужеземцам, не скрывает своего патриотизма. В этом с ним схож донской атаман граф Платов , который при виде европейской танцующей блохи, сразу же определил, что русские мастера могут создать более сложный механизм.
По настоянию императора Николая Павловича , Платов был направлен в Тулу на поиски лучших мастеров. Тогда-то он и познакомился с Левшой, о мастерстве которого ходили легенды. В этом сказе многое может показаться сказочным и одновременно комичным, но, безусловно, в нем многое представлено реальным. Также, чувствуется неоднозначность авторской оценки персонажей. После выполнения государственного заказа Левша становится настоящим народным героем. Теперь танцующая блоха, которую когда-то привезли из Европы, его стараниями была на все ноги подкована. От такого неожиданного подарка государь был просто в восторге.
Было решено отправить мастера с его работой в Англию. С тех пор у Левши была непростая судьба. Он из простого, никому не нужного и неприметного работника превратился в человека, о котором писали газеты, и к которому было приковано всеобщее внимание. В Англии мастер всем понравился. Его даже пытались всячески склонить остаться там жить и даже уже присмотрели невесту. Но гордый мастеровой сказал, что дома ему лучше, да и русская вера она самая правдивая. С тоской он смотрел на свои берега с палубы корабля и знал, что не смог бы стать своим на чужой земле.
Звучит музыка песен на школьную тему
Из писателей второй половины XIX века наибольший вклад внесли в познание России Толстой, Достоевский, а к самому закату века – Чехов. Но рядом с ними высится еще одна фигура, громадная, угловатая, не изученная до конца, фигура Николая Семеновича Лескова.
Его творчество обширно. Среди книг писателя – романы, сатирические повести, хроники. Им созданы бытовые и путевые очерки, серия блестящих новелл, классические рассказы.
Но Лесков создал и галерею положительных образов, причем резко оригинальных.
Этой оригинальностью проникнуты исторические рассказы, обращенные своим содержанием в прошлое, которое получило название “глухой поры”.
В центре большинства исторических рассказов Лескова стоит “праведник” – человек благородной идеи, огромного таланта, живущий в “неправедном” социальном мире. Нация выдвигает “праведников” из всех слоев общества, но более всего из среды простого народа.
Так в рассказе “Левша” автор рисует судьбу человека без имени, оружейника Левшу, судьбу русского гения. Гений создает…безделку. Бедняк “в опорочках и ветхом азямчике”, учившийся “по Псалтырю и Полусоннику”, не знающий “нимало арифметики”, сумел сработать нечто “сверх понятия” – подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и еще выгравировал на них имена русских рабочих.
Это парадокс, но, по мнению Лескова, человек в России – всецело во власти парадокса, ибо жизнь русская – трагический фарс.
Патриотизм и талант Левши употреблены на удовлетворение тщеславия “государя Николая Павловича”. Левша беспомощен и не нужен, когда хочет совершить гражданский подвиг. Он необходим не царю, а России.
“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся”, – говорит умирающий Левша. Но граф Чернышов, которому врач передает последние слова мастера, кричит нерасторопному эскулапу: “Не в свое дело не мешайся! В России на это генералы есть!”. Слова Левши умирают вместе с ним, а в Крымской компании это оборачивается катастрофой для России.
Драма Левши – это историческая драма родины, где сплошь засилье “парадных генералов”, безгласность, бесправие народа.
Вот сцена, где Платов принимает работу от тульских мастеров. Сколько здесь юмора и сарказма одновременно! Рисуя никчемность правящей верхушки, автор пишет: “Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил – никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода”. И вот гнев от бессилия переносится на Левшу:
“…протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги”. И поехал Левша на доклад к царю вместо “пубеля” /пуделя/. Таких слов, оборотов речи, требующих “перевода” в повести великое множество. Язык в этом “сказе” необычен.
Все иностранные слова перелицованы остроумнейшим образом: барометры – “буреметры”, микроскоп – “мелкоскоп”, фельетон – “клеветон”.Кажется, не было после Гоголя в России писателя, который бы так умел уловить живое трепетание слова. Оттого-то искусство прозаического сказа, начатое в литературе еще Рудым Панько, было поднято именно Лесковым на высоту национального художественного явления.
Необычен язык, необычны и ситуации. Вот царь рассмотрел имена мастеров на подкове английской блохи, а имени Левши там нет. А почему? А потому что мастер “работал мельче этих подковок”. Он гвоздики выковал, которыми подковки забиты. А тут уж никакой “мелкоскоп” не возьмет. Как просто и буднично объяснил все это царю неграмотный русский мужик. И какое великое искусство кроется за его словами! Мастер достойно ведет себя в этой ситуации. Он выполнил обыкновенную работу, как он считает. Чего здесь такого? Только вот зря за волосы отодрал его Платов!
Так и вспоминаются слова мужиков Салтыкова-Щедрина: “Мы люди приличные, мы все могем!” И действительно, привыкший к побоям и встряске Левша спокойно говорит на извинения Платова: “Бог простит! Это нам не впервые такой снег на голову!” Интересны сцены пребывания Левши за границей. Как ни умасливали его англичане, как ни упрашивали остаться навсегда. Левша отвечал: “У меня дома родители есть”. Одно слово – родители. А сколько в нем других слов? Это и родина, и род, и родная сторона, которая не подкупается и не продается.
Очень достойно ведет себя Левша в Англии, не уронил честь России, но как она его встретила после возвращения? Нельзя без боли читать эти строчки: “…его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали…”.
Пролежал Левша на “холодном парапете”, да и умер в простонародной Обухвинской больнице, перед смертью думая о России: “Не так у нас ружья чистят!”
Своим творчеством Лесков оказал самое большое влияние на Чехова, где мы видим в нормальных рассказах “ анормальности явлений”. Мы видим новых праведников в рассказах Горького “Царские писари” и провинциальный быт у Куприна.
“ Как художник слова, Лесков Н.С. вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы, как Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает названным авторам, а широтою охвата явлений жизни, тонким знанием языка он редко превышает названных предшественников,” – говорил М.Горький.
Эти слова навсегда утверждают место Николая Лескова в истории русской литературы.
Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.
Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.
Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.
Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.
И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.
Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.
В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.
Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.
Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.
Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша — символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.
Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России
Истинными ревнителями славы России выступают в сказе подковав-шие английскую блоху тульские мастера — Левша и его товарищи, — про-являющие в соперничестве с англичанами достоинство, твердость духа, сознание национальной ответственности . В таком повороте сюжета находит своё выражение излюбленная мысль автора о «маленьких великих людях», которые, «стоя стоя в стороне от главного исторического движения», вершат исторические судьбы страны. И. Глазунов. Левша Физические изъяны подчёркивают искусность Левши: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своебразным знаком, печатью изгойства, отверженности. Тульские оружейники наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров. Власть специфических обстоятельств, их непосредственное воздействие не только на судьбу, но и на склад личности всегда волновали Лескова. В дальнейшем повествовании незаметно, но неуклонно возрастает число жанровых сцен, рисующих те условия, в которые поставлен в России простой человек. С точки рения автора, это проявление той системы подавления личности в России, которая является главной причиной трагизма судеб талантливых русских людей, тормозит историческое развитие страны, угрожая её благополучию. |
Платов везет Левшу к государеву дворцу. Художник И. Глазунов |
Нетерпеливость и раздражительность Платова выдаёт его неуверенность в успехе своей миссии. Писатель показывает Платова не столько свирепым и грозным, сколько жалким и смешным. Его гнев похож на злость, готовую обрушиться на виновников грозящей ему беды.
Обратите внимание на главу 7. Что в сказе противопоставлено суетливости и злобе Платова?
«Левша». Атаман Платов и тульские мастера.
Художник Н. Кузьмин |
Обратите внимание на иллюстрацию слева.
Прослушайте главу 10. Каков Платов в изображении Н.В. Кузьмина? Немало приходится претерпеть от Платова герою рассказа. Заподо-зрив, что туляки не исполнили царского пожелания, «мужественный ста-рик» словил Левшу за волосы и начал туда-сюда «трепать так, что кло-чья полетели». Хитроумное сечение ямщиков, грубая ругань на казацкий манер в адрес тульских мастеров, только что совершивших свой удиви-тельный труд, едва не случившийся арест Левши — все это проявления общего духа николаевской эпохи — разнузданного самовластья одних и совершенного бесправия других. |
Пренебрежение к личности, и в первую очередь к личности простого человека, трудом, мужеством и талантом которого, по убеждению писате-ля, и сильна Россия, сплошь и рядом граничит с преступлением. Лесков воспроизводит все обстоятельства как нечто обычное, примелькавшееся, всеобщую норму жизни.
Послушайте главу 13. Как принял царь Левшу?
Царь, обращаясь к придворным, произносит фразу: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские люди меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!» Для царя подкованная туляками блоха — это не столько произведение народного искусства, сколько вещественное доказательство верноподданической преданности ему всех русских людей.
Замечательных тульских мастеров Николай воспринимает не в их от-ношении к делу, к возникшему национальному соперничеству, а прежде всего в их отношении к нему самому. Каждое слово царя демонстрирует его неспособность выйти из тесного круга своего «я». Уверенность Николая в «своих русских людях» имеет судорожно-болезненный характер и потому при первом же поводе мгновенно перехо-дит в беспардонное бахвальство, браваду, фанфаронство. Левша и его товарищи обнаруживают в слове и поступке то подлинное чувство меры, которое Лесков считал главным признаком духовного со-вершенства человека. |
Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах. Художник Н. Кузьмин |
Высочайшее внимание к Левше носит показной характер. Его «обмы-ли» во «всенародных» банях, остригли, одели в парадный кафтан, снятый с придворного певчего, и повезли в Лондон. Однако едет всю дорогу «не евши», поддерживая себя одной лишь платовской кисляркой. Публично облобызав Левшу, государь ничего не сделал для того, чтобы защитить его от новых «сюрпризов».
В описании удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их сла-бость, отражает тревожная мысль Лескова о русской отсталости, непро-свещенности, которая сковывает великие силы и возможности народа, об-рекая его на ряд поражений и неудач.
Лесков далек от переоценки народных возможностей. Результат вдох-новенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойствен-ность: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию», но подкованная «на глазок» блоха не может более «дансе танце-вать».
«Нимфозория… ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает».
Художник Н. Кузьмин
Русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим.
Как отнеслись англичане к Левше?
А. Тюрин Левша среди англичан
В противоположность соотечественникам, англичане проявляют тро-гательную, истинно человеческую заботу о всех «мелочах», обеспечиваю-щих благополучие путешествия Левши.
Русские не видят в Левше человека, достойного уважения; англичане внимательны и предупредительны, поскольку умеют ценить талантливых людей. Развитие главной интриги давно завершилось, итоги состязания талантов двух наций уже определились, однако писателя по-прежнему интересует не только результат этого состязания — кто кого? — но и нечто другое: положе-ние талантливого человека в России, его личная судьба, мера отпущенных ему жизненных возможностей для реализации его природной одаренности.