Как работать над м

I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала II По одному или нескольким источникам III Сочинения с применением наглядностей и ТСО IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе. V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов. 3. По объему готового сочинения I Развернутые сочинения II Сочинение-миниатюра III Сочинения заданного объема 4. По тематике I Сочинения на лингвистическую тему II Сочинения на литературную тему III Сочинения на свободную тему 5. По способу изложения мысли I Описание, повествование, рассуждение II Сочинения смешанного типа речи III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение — научное сообщение. 6. По степени самостоятельности I С длительной подготовкой II Без предварительной подготовки III Самостоятельное

На заметку !!!

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению

  • рассредоточенная подготовка;
  • подготовка на специальном уроке развития речи.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

жанрами сочинений

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) На самостоятельно выбранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме Рассуждение на тему дискуссионного характера Рассуждение, требующее раскрытия понятия

Задание 2., Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/ladyijenskaya/

1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., 1974.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1987.

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.

5. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Составитель Т.П. Сальникова. — М., 2000.

Дополнительная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/ladyijenskaya/

1. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы.// РЯШ 2006.− №2

2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1969.

4. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19.

5. Калмыкова Ю.А. Методика проведения лексико-синтаксической подготовки к сочинению //РЯШ. −1983. −№4

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение.1985.- 237 с

7. Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость.// РЯШ. −2004.−№1.

8. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4.

9. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12.

10. Храмова Г.И. Учимся писать сочинение-рассуждение.// Русский язык в школе. −1995.− №10.

В качестве пожелания:

1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!

2. Дополнительная литература (ж. «Русский язык в школе»» 8-10 источников).

Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!

3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».