Как понять труд души.  «Душа обязана трудится

Сочинение – размышление на тему «Труд души».

Труд облагораживает человека. Есть множество пословиц о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит». Ребёнок, только что появившийся на свет, уже начинает трудиться: сначала он учится кушать, потом делает первые шаги. Труд – это какие либо действия человека: ходьба, бег, чтение книги, уборка квартиры, уход за животными.

Что же такое труд души? О чём говорят слова русского поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»? Человек должен постоянно работать над собой, над своим характером, становиться лучше, умнее.

У каждого из нас есть недостатки, от которых можно избавиться. Это и есть труд души. Если потрудиться стать добрее, внимательнее к людям, нежнее к детям, то наша душа станет светлее.

Переставая работать над собой, человек становиться бездельником. Он перестаёт ухаживать за собой, плохо выглядит.

Порой каждому из нас хочется отдохнуть, прогуляться. В наше время, когда вокруг столько развлекательных мест, мероприятий, главное сделать правильный выбор. Посещать полезные места, такие как кинотеатры, музеи, зоопарки, аквапарки. Дома тоже можно отдыхать с пользой: посмотреть хороший фильм, слушать любимую музыку, читать полезные статьи, увлекательные романы. Это тоже работа над собой, над качеством своей души.

Нужно задуматься и детям, и взрослым, стоит ли лениться. С ленью нужно бороться. Ведь когда мы трудимся, то получаем знания, умения и навыки, которые пригодятся в будущем. А чтобы будущее было светлым, нужно совершать только хорошие поступки и делать добрые дела.

Лицея №1 с.Хлевное

Липецкой области.

Серьезный интеллектуальный труд, обеспечивающий осмысление отношений между людьми, неизбежно приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и о других людях. Но еще до этого, до формулирования такого вывода на основе умозаключений ребенок, развивающийся в условиях доброжелательной требовательности, проявляет заботу о близких. Он делится частью ценного для него, прилагает некоторые усилия для того, чтобы любимому человеку было лучше.

Однако же точнее будет сказать, что ребенок до 3-4 лет способен приложить усилия, но сам без внешнего побуждения сделать этого еще не может. Зато сопереживать, эмоционально поддержать радость и попытаться развеять грусть близкого ему человека и полуторагодовалый, а тем более двух-трехлетний ребенок может. Труд души, нравственное усилие возвышают ребенка в его отношениях с окружающими не в меньшей мере, чем интеллектуальные победы в открытии новых знаний: нравственное усилие над собой, победа над своим желанием ради удобства, удовольствия, радости другого выводят ребенка на новый для него уровень отношений с людьми и отношения к себе самому. Этот новый уровень фиксируется и характеризуется иным, добрым отношением взрослых, которое стимулирует деятельность ребенка в этом направлении. Не получающие же такого стимула привыкают жить только для себя, не зная о возможности и необходимости заботы о других. Естественная расположенность ребенка к тому, чтобы вызвать у других чувства удовольствия, радости, не развиваемая в эмоциональных реакциях,

2 стр., 793 слов

Труд души (рассуждение 7 класс)

... богатым. А главное можно отметить присутствие огромной мыслительной работы, что приводит к труду души. Человек должен, на мой взгляд, так прожить свою жизнь, чтобы ни один день ... с ее непрерывным трудом. Все это приводит человека к наслаждению собственными результатами, полной гармонии с самим собой и окружающим миром. Сочинение 2 На мой взгляд, труд души заключается в ...

Добрых действиях и самоограничениях, не выразится в дальнейшем в подлинно гуманном отношении даже к близким. Не привыкший к душевному труду, скорее всего, окажется неспособным к нему.

Что же это за труд — душевный? Как его можно охарактеризовать? Ф.А.Абрамов писал о нем так: «Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку — судом собственной совести» (Слово в ядерный век. — М., 1987.-С. 268-269).

Учитель Е.Н.Ильин дополняет характеристику душевного труда следующими рассуждениями: «К известной формуле Макаренко «воспитывать деятельностью» добавляю — духовной (!), т.е. одухотворенным интересом к человеку, ко всем граням его внешней и внутренней жизни… Духовность изначально — наш человечий (!) интерес друг к другу, к людям. Всегдашняя готовность услужить — бесплатно, ни за что… Любой ценой — хорошее! Даже если не просят… Здесь вырастаем мы в себя, хороших — из того хорошего, что несем людям»1.

Важное место в воспитательной системе отводилось душевному труду в кадетских корпусах дореволюционной России. В официальных документах, определявших методику воспитания кадетов, наставникам предписывалось привлекать их к участию в благотворительной деятельности, к оказанию помощи сирым и убогим. Например, согласно «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» от 1886 г., выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. Можно сослаться и на опыт вальдорфских школ, в которых воспитывается благоговейное отношение к человеку и природе, и на воспитание в скаутских организациях, где каждый день должен быть отмечен каким-либо полезным делом для других. Немалый опыт в этом отношении был накоплен и пионерской организацией в нашей стране с ее практикой индивидуального и коллективного шефства, тимуровской работы. К сожалению, этот опыт утрачивается. Обеспокоенные больше приращением учениками знаний, учителя и воспитатели забывают, что прямой связи между знаниями и душевностью не существует. В этом отношении прав был Д.Голсуорси, утверждая,

1ИльинЕ.Н. Путь к ученику. — М., 1988.-С. 154, 161.

2 стр., 612 слов

Лень портит, а труд кормит: физические и моральные аспекты. Идеи ...

... на глазах и даже заболевает. Не случайно придумана пословица «Лень портит, а труд кормит». Действительно, она портит человека в первую очередь изнутри. Лентяй не удовлетворен своей жизнью, ... учеником: если он через «не хочу» напишет сочинение, то со спокойной душой и в хорошем ... полы, протереть пыль. В данном случае человек сам поймет, что лень портит, труд человека кормит, радует, дарит надежду на ...

Что «для душевного богатства вовсе не нужно денег и даже большого ума».

Из советских ученых-педагогов наиболее пристальное внимание уделил этому виду труда В.А.Сухомлинский. В статье «Труд души» он писал: «Труд души — это значит страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий — они благородны. …Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя»1.

Показательно, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и сострадании, но и в протесте, презрении, несогласии: «Бывает и так, что труд души выражается в обиде, огорчении, даже страдании… От того, как приходится в детстве, отрочестве, на заре юности — легко и безоблачно, беструдно и безбедно или же невыносимо трудно — в решающей мере зависит, кто получится — несгибаемая личность… или же безликое… существо»2. Поэтому очень важно, чтобы у детей постоянно были объекты заботы, чтобы в их окружении были и хрупкие, изящные, беззащитные предметы и существа, нуждающиеся в повседневном уходе и защите: «Если в школе… все крепкое и железобетонное -какой уж тут труд души! … Уберечь эту хрупкую красоту от прикосновений и тем более от повреждений — поверьте, это труднее, чем построить школьную мастерскую, чем совершить стокилометровый велопробег»3.

В условиях развития рыночных отношений важность воспитательной деятельности в этом направлении значительно возрастает.

Труду души немалое внимание уделял В.В.Зеньковский — известный педагог российского зарубежья (1881-1962).

Он утверждал, что роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Этот путь бесконечен, поэтому воспитание не может дать ничего законченного. Оно лишь открывает путь и учит идти им. Безостановочно движение по пути к совершенству. И главные путеводители на этом пути — моральные чувства: стыд, любовь к другим людям, работа совести. Они как три окна, через которые в

1 СухомлинскийВ.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1981. -Т.З.-С. 474, 475.

2 Там же.

3 Там же.

Душу льется моральный опыт. Благодаря этому «перед нами выступают три объекта моральной оценки, три сферы нашей моральной активности: наша личность, другие люди, культура как продукт нашей совместной деятельности»1. Продуктом же здоровой моральной жизни является чувство долга, обратное значение которого для моральной жизни невозможно переоценить.

Особое значение в становлении формирующейся личности принадлежит этой внутренней работе над собой в пору отрочества — в пору «психического половодья»: «Как во время весеннего половодья очень важно охранять мосты и плотины, давая вовремя выход массам скопившейся воды, так в пору психического половодья особое значение приобретает отвлечение рвущихся наружу сил по путям здорового и продуктивного творчества»2. И вся сила воспитательного воздействия в этот период должна быть сосредоточена совсем не на интеллекте, а на регуляции сложнейших движений в эмоциональной сфере.

22 стр., 10755 слов

Жизнь и философствование Сократа

... камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд – нечто среднее между ремеслом и искусством – требовал большого мастерства и тонкого уменья. Резцу молодого Сократа древние приписывают скульптуру из ... в Афинах светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии. И жизнь Сократа, по тогдашним представлениям, не только началась, но и прошла под определившим его судьбу «знаком Аполлона». ...

Наиболее трудный вопрос этого периода — это вопрос пола, полового развития и созревания. Однако важно понимать, что пол не исчерпывается половой жизнью. Кроме этого есть еще жизнь пола, глубина пола, заключающие в себе творческий огонь. Даже в аскетической жизни есть отражение святыни пола, и сама аскетика — это борьба за пол, обеспечивающая победу над его эмпирией. Путь укрепления подростков в одолении ими искушения пола как раз и состоит наряду (одновременно, синхронно) с развитием моральных чувств, морального сознания и моральной активности в открытии исхода жизненной энергии в других направлениях.

Этими направлениями являются: 1) развитие ритма через использование музыки, танца; в ритме — и сила психологического выравнивания, и духовно-организационная сила; 2) гармонизация , внутренняя гармонизация человека, которая достигается только внутренними усилиями. Для этого необходимо наличие центрирующей силы или в виде интеллектуального постижения истины (которое не всем под силу и, заметим, приходит со временем — слишком поздним, чтобы на это изначально полагаться в воспитании), или в виде религиозного начала. Поэтому «лишь на почве религиозной жизни создается реальная основа подлинного душевного равновесия и здоровья», — утверждал В.В.Зеньковский. Подспорьем на этом пути, теми шлюзами, которые позволят безопасно схлынуть буйным водам психического половодья, должны быть спорт, разнообразный и интересный труд, кружковые занятия (особенно в старших классах), танцы,

1 Зенъковский В. В. Психология детства. — М., 1996. -С. 174-176. 2 Там же. — С. 332.

Скаутизм. Богатство выбора из обилия возможностей выражения своих сил, творческих способностей (музыка, лепка, рисование, сказка, ритм, слово — как формы самовыражения) очень помогает

в трудной внутренней работе подростка.

Исключительный по своей напряженности труд приходится выполнять детям но преодолению этического дуализма: этическая фразеология народа — одно, а этическая действительность — другое. Ребенок сначала усваивает наши слова и вносит в них весь энтузиазм чистого сердца. Одновременно он учится жить, следуя не словам, а нашим делам. И еще в дошкольном возрасте дети находят противоречие между двумя слоями моральных взглядов и мучительно переживают его. По-разному разрешают они этот конфликт: одни живут двойной жизнью, другие просто отбрасывают неудобную этическую фразеологию, третьи усваивают психологию компромисса. Воспитание в этом отношении заключается в развитии воли, умения сдерживать себя как основы самообладания, не дающего терять свой идеал в этих трудных условиях ядовитой моральной атмосферы нравственного развития1.

Одной из разновидностей душевного труда можно назвать усилия, прилагаемые воспитанником на формирование у себя положительных морально-волевых качеств, таких, как аккуратность, вежливость, бережливость, великодушие, смелость, скромность и др., и преодоление отрицательных — грубость, скупость, черствость, трусость и др. Назовем этот труд индивидуально-нравственным. Дети даже в возрасте полутора-двух лет хотят быть хорошими и способны прилагать целенаправленные усилия для реализации этого желания. Правда, очень кратковременны эти усилия, внимание ребенка в этом возрасте еще не удерживается на чем-либо более нескольких минут, а то и всего лишь десяткадругого секунд. Внимание быстро переключается на предметы материальные и деятельность с ними. Поэтому вызывать и направлять эти усилия нужно через деятельность и взаимодействие ребенка с реальными объектами (в том числе и живыми людьми), направляемую таким образом, чтобы она окрашивалась соответствующими переживаниями воспитанника и определенной эмоциональной оценкой воспитателя. Подрастая, ребенок начинает понимать и смысл самих категорий нравственности, а усилия могут быть направлены уже в большей степени, чем в младшем возрасте, непосредственно на преодоление невнимательности и укрепление чуткости, на развитие рационального сочетания бережливости и щедрости и т.п. По-настоящему осознанной эта работа становится в подростковом возрасте, но не начатая в самом ран-

19 стр., 9423 слов

Аппликация как средство развития творческих способностей детей ...

... нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте. Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА 1. Понятие художественного творчества Творчество рассматривается учеными как ... видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных ...

1 Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996. — С. 181-184.

Нем детстве под участливым руководством самых близких взрослых, она не будет достаточно эффективной.

Другой разновидностью душевного труда можно назвать повседневно-духовный труд, выражающийся в проявлении сочувствия, внимания к тревогам, заботам и радостям родителей, других родственников и близких, сверстников в и школе, воспитателей.

Способность заметить, почувствовать настроение близкого человека свойственна всем детям. Но эта способность может не развиваться, а притупляться при неупражнении, тем более при сознательном сдерживании проявления добрых чувств, стимулом к которому может послужить пример черствости взрослого. Но и в благоприятных условиях проявление этих чувств связано с преодолением трудностей в виде необходимости усилий по самоограничению, особенно когда первой в душе возникает реакция несогласия, протеста в ответ на чувство или мнение близкого (вообще — другого) человека. Быть внимательным, участливым, чутким и терпимым к чувствам и настроениям, заботам и делам близких в реальной действительности нелегко. И эти качества формируются и развиваются лишь при тактичном стимулировании и выражении благодарности за их проявление. Эта душевная работа детей начинается, естественно, в семье, а продолжением ее становится душевный труд по проявлению участия к сверстникам, учителям, — всем, с кем воспитанник вместе осваивает науку жизни.

Через участие в этих разновидностях душевного труда воспитанник входит в более широкий круг душевных отношений ко всем людям. Его работа находит продолжение и развитие в миссионерско-просветительском труде (шефских концертах, беседах, обсуждениях, лекциях и т.п.) и благотворительном (самая разнообразная практическая деятельность по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям — всем нуждающимся в помощи, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т.п.).

29 стр., 14078 слов

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста ...

... поведения товарища. В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий ...

Воспитательная эффективность всех разновидностей душевного труда еще в большей степени, чем труда физического и умственного, зависит от создания благоприятной эмоциональной обстановки его осуществления. Он должен быть свободным, без принуждения, на основе эмоциональной душевной отзывчивости воспитанника на потребность другого во внимании к нему и участии в его заботах,бедах и радостях.

Немаловажное значение, особенно в воспитании детей , имеет также положительный эмоциональный отклик на их душевные усилия. В некоторых случаях воспитателям не следует пренебрегать обязанностью позаботиться о том, чтобы

Робкие, недостаточно умелые усилия воспитанников по оказанию помощи не были встречены слишком сдержанно или хуже того пренебрежительно. И наконец, душевные усилия детей, их эмоциональная отзывчивость не должны оставаться незамеченными воспитателями, их проявление должно находить одобрение и поддержку у воспитателей и сверстников.