Критерии оценивания исторического сочинения VIII – начало XXI века (три периода на выбор экзаменуемого)

Критерии оценивания исторического сочинения

VIII – начало XXI в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных

событиях (явлениях, процессах) данного

периода истории

Причинно-следственные связи (с1 – с2)

2

НЕ

ПЕРЕСЕ

КАТЬСЯ,

НЕ

ПОВТОР

ЯТЬСЯ!!!

2

2

Оценка влияния данного периода на

дальнейшую историю России (мостик в

будущее)

Использование исторической терминологии

1

Наличие/отсутствие фактических ошибок

2

Форма изложения- СВЯЗНОЕ, ЛОГИЧНОЕ СОЧИНЕНИЕ

1

1

2.

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории

России:

1) 1019–1054 гг.;

2) март 1801 г. – май 1812 г.;

3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными

событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,

охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях,

процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать

конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или)

результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины

возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние

событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

3.

  • К1 – события. В принципе, самый простой критерий, с которым у

всех все хорошо. Часто возникает вопрос, должны ли быть связаны

22 стр., 10777 слов

Процесс становления личности

... субкультуры; Раскрыть теоретические аспекты социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности ... субкультур. Для России это тем более необходимо, ... период ...

указанные события с личностями — К2. Ответ — это не обязательно. И

если вы укажете два события только в описании роли деятеля, то

вам будет зачтено и по К1 и по К2. Небольшой совет. Старайтесь

писать события и деятелей в хронологическом порядке, то есть не

описывать сначала Ярослава мудрого,а потом Владимира, или

сначала написать о строительстве Софии,а потом о печенегах. Ещё

один совет, если не уверены, что точно помните дату — не пишите

(снимут в К6).

!!! можно написать сочинение на максимум без

единой даты. Если не уверены, что события развивались именно так,

то не надо сочинять их заново — это смешно и не вам в пользу.

Просто не пишите о нем, укажите то, что точно знаете.

  • К2 – личности, уже новый уровень сложности. Здесь не все так

просто, как кажется. Основная ошибка — указание деятеля в

контексте события (при Иване Васильевиче была проведена

реформа), указать деятеля в процессе (Петр Великий улучшал

экономику).

Нужно конкретное действие: издал, приказал, написал

и тд. Здесь совет таков — старайтесь избегать описывать государей

как деятелей, ведь не все события и действия они выполняли

единолично, у них большая команда гос аппарата, где есть

создатели документов, руководители проведения реформ и т.п.

Лучший вариант указать деятеля культуры. (Илларион написал

слово о законе и благодати), он почти всегда беспроигрышный.

4.

К3 – ПСС. Пожалуй, самый сложный критерий. Многие над ним долго бьются. Но это не

значит, что он невыполнимый. Главная задача — указать связь между событиями или

явлениями. НЕ пытайтесь установить связь между «стремлениями»/ «желаниями»/

«опасениями» — это не явления или события. (Неправильно: опасаясь, что бояре захватят

власть, Иван Грозный вводит опричнину. Правильно: в период боярского правления Ивану

Грозному привелось видеть много жестоких поступков и терпеть произвол и неуважительное

отношения бояр, вследствие этого через много лет в карательных целях он вводит

опричнину).

НЕ правильно писать так: следствием подписания мирного договора стало

приобретение территорий или следствием войны стало подписание мирного договора.

Правильный вариант: успех в битве под Полтавой стал причиной возобновления

союзнических отношений с Саксонией и определил перелом на сторону России в Северной

войне.

К4 – оценка влияния событий на последующий период. Уже не так сложно, но и не так

просто, как кажется. Основная ошибка — просто написать итоги. Например: Петр Первый

прорубил окно в Европу, улучшил экономику и возвысил Россию на международном уровне.

Пожалуй, наиболее точное и ёмкое описание я слышала от ИИ. «Мостик в будущее». Для

этого критерия нужного связать текущий и последующий период. Здесь можно связать

близкие события: введение лествичного порядка станет причиной феодальной

14 стр., 6513 слов

Вклад выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в мировое библиотековедение

... курсовой работы: изучить вклад отдельных выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в развитие мирового библиотековедения. Задачи: 1. Выявить ... лиц на важные события или высшие правительственные учреждения. Всего за свою жизнь поэт написал более 200 басен, ... стало первым в истории русской книги собранием сочинений. Написанная Ломоносовым «Древняя Российская история» более пятидесяти лет оставалась ...

раздробленности. Так и взять более широкой масштаб: Русская правда будет использоваться

в законодательстве вплоть до времени Петра первого,а оказывать влияние на русское

законотворчество вплоть до наших времён.

5.

  • К5 – исторические термины. Здесь нет особых сложностей.

Понятие или термин не нужно раскрывать, достаточно его

корректно указать. Совет таков: по завершении написания

сочинения, пробегитесь по нему глазами и проверьте, не забыли

ли указать термин. И старайтесь правильно написать. Это не

отнимет баллы. Но может попасться такой эксперт, у которого из

глаз кровь пойдет, если он увидит слова «лествечиная система»

К6 – об этом-в К1. Не знаете, не уверены — не пишите

К7 – почти ни у кого нет с этим проблем. Старайтесь писать более

развернуто, не бойтесь доказать свои мысли. Но и знайте меру.

Лишние подробности отнимут время и рассеют внимание