Критерии оценивания исторического сочинения
VIII – начало XXI в. (три периода на выбор экзаменуемого)
Указание событий (явлений, процессов)
Исторические личности и их роль в указанных
событиях (явлениях, процессах) данного
периода истории
Причинно-следственные связи (с1 – с2)
2
НЕ
ПЕРЕСЕ
КАТЬСЯ,
НЕ
ПОВТОР
ЯТЬСЯ!!!
2
2
Оценка влияния данного периода на
дальнейшую историю России (мостик в
будущее)
Использование исторической терминологии
1
Наличие/отсутствие фактических ошибок
2
Форма изложения- СВЯЗНОЕ, ЛОГИЧНОЕ СОЧИНЕНИЕ
1
1
2.
25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории
России:
1) 1019–1054 гг.;
2) март 1801 г. – май 1812 г.;
3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),
относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными
событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов,
охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях,
процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать
конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или)
результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины
возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние
событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
3.
- К1 – события. В принципе, самый простой критерий, с которым у
всех все хорошо. Часто возникает вопрос, должны ли быть связаны
Процесс становления личности
... субкультуры; Раскрыть теоретические аспекты социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности ... субкультур. Для России это тем более необходимо, ... период ...
указанные события с личностями — К2. Ответ — это не обязательно. И
если вы укажете два события только в описании роли деятеля, то
вам будет зачтено и по К1 и по К2. Небольшой совет. Старайтесь
писать события и деятелей в хронологическом порядке, то есть не
описывать сначала Ярослава мудрого,а потом Владимира, или
сначала написать о строительстве Софии,а потом о печенегах. Ещё
один совет, если не уверены, что точно помните дату — не пишите
(снимут в К6).
!!! можно написать сочинение на максимум без
единой даты. Если не уверены, что события развивались именно так,
то не надо сочинять их заново — это смешно и не вам в пользу.
Просто не пишите о нем, укажите то, что точно знаете.
- К2 – личности, уже новый уровень сложности. Здесь не все так
просто, как кажется. Основная ошибка — указание деятеля в
контексте события (при Иване Васильевиче была проведена
реформа), указать деятеля в процессе (Петр Великий улучшал
экономику).
Нужно конкретное действие: издал, приказал, написал
и тд. Здесь совет таков — старайтесь избегать описывать государей
как деятелей, ведь не все события и действия они выполняли
единолично, у них большая команда гос аппарата, где есть
создатели документов, руководители проведения реформ и т.п.
Лучший вариант указать деятеля культуры. (Илларион написал
слово о законе и благодати), он почти всегда беспроигрышный.
4.
К3 – ПСС. Пожалуй, самый сложный критерий. Многие над ним долго бьются. Но это не
значит, что он невыполнимый. Главная задача — указать связь между событиями или
явлениями. НЕ пытайтесь установить связь между «стремлениями»/ «желаниями»/
«опасениями» — это не явления или события. (Неправильно: опасаясь, что бояре захватят
власть, Иван Грозный вводит опричнину. Правильно: в период боярского правления Ивану
Грозному привелось видеть много жестоких поступков и терпеть произвол и неуважительное
отношения бояр, вследствие этого через много лет в карательных целях он вводит
опричнину).
НЕ правильно писать так: следствием подписания мирного договора стало
приобретение территорий или следствием войны стало подписание мирного договора.
Правильный вариант: успех в битве под Полтавой стал причиной возобновления
союзнических отношений с Саксонией и определил перелом на сторону России в Северной
войне.
К4 – оценка влияния событий на последующий период. Уже не так сложно, но и не так
просто, как кажется. Основная ошибка — просто написать итоги. Например: Петр Первый
прорубил окно в Европу, улучшил экономику и возвысил Россию на международном уровне.
Пожалуй, наиболее точное и ёмкое описание я слышала от ИИ. «Мостик в будущее». Для
этого критерия нужного связать текущий и последующий период. Здесь можно связать
близкие события: введение лествичного порядка станет причиной феодальной
Вклад выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в мировое библиотековедение
... курсовой работы: изучить вклад отдельных выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в развитие мирового библиотековедения. Задачи: 1. Выявить ... лиц на важные события или высшие правительственные учреждения. Всего за свою жизнь поэт написал более 200 басен, ... стало первым в истории русской книги собранием сочинений. Написанная Ломоносовым «Древняя Российская история» более пятидесяти лет оставалась ...
раздробленности. Так и взять более широкой масштаб: Русская правда будет использоваться
в законодательстве вплоть до времени Петра первого,а оказывать влияние на русское
законотворчество вплоть до наших времён.
5.
- К5 – исторические термины. Здесь нет особых сложностей.
Понятие или термин не нужно раскрывать, достаточно его
корректно указать. Совет таков: по завершении написания
сочинения, пробегитесь по нему глазами и проверьте, не забыли
ли указать термин. И старайтесь правильно написать. Это не
отнимет баллы. Но может попасться такой эксперт, у которого из
глаз кровь пойдет, если он увидит слова «лествечиная система»
К6 – об этом-в К1. Не знаете, не уверены — не пишите
К7 – почти ни у кого нет с этим проблем. Старайтесь писать более
развернуто, не бойтесь доказать свои мысли. Но и знайте меру.
Лишние подробности отнимут время и рассеют внимание