Период январь 1725 – июнь 1762 года. Историческое

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.

Подгруппы исторических периодов:

  1. Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);
  2. Новое время (конец XVII — начало XX века);
  3. Новейшее время (1917-2012 годы).

критерии оценивания

и

алгоритм написания

сочинения.

Критерии исторического сочинения

Самое важное в сочинении на ЕГЭ по истории — критерии

  • Именно по ним оценивается сочинение и выставляются соответствующие баллы.

Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:

  • К1

    — Указание не менее двух исторических событий (явлений, процессов) — 2 балла;

  • К2

    — Указание не менее двух исторических личностей и их роли в указанных событиях (процессах, явлениях) — 2 балла;

  • К3

    — Указание причинно-следственных связей в названных в сочинении событиях (явлениях, процессах) — 2 балла;

  • К4

    — Указание оценки влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл;

  • К5

    — Использование исторической терминологии — 1 балл;

  • К6

    — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла;

  • К7

    — Форма изложения исторического сочинение — 1 балл.

ВНИМАНИЕ!

По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме

не менее 5 баллов

Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.

1 стр., 375 слов

Сочинение история россии

... раскрыть действие Церкви на культуру, архитектуру и искусство. Темы сочинений. Истории России более 1000 лет; столько же и тем можно подобрать для сочинения. Выбирая тему для работы прежде ... года семинаристам нужно написать семестровое сочинение, рассматривающее одну из тем курса. Заказать сочинение по дисциплине «История России» вы можете на нашем сайте «Сочинение есть». заполните форму. Заочный ...

Исторические события (явления, процессы)

  1. Дальнейшее усиление крепостничества. Крупнейшая крестьянская война под предводительством Пугачёва Е.
Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)
Период дворцовых переворотов характеризовался ухудшением положения крепостных крестьян, усилением крепостной зависимости, причём, каждый новый правитель делал жизнь народа всё более невыносимой.

  • Екатерина I : запретила крестьянам свободно уходить на промыслы, 1726
  • Анна Иоанновна : по «Указу о вечно отданных» 1736- семьи крестьян навечно прикреплялись к заводам и мануфактурам, становились их собственностью.
  • Елизавета Петровна : разрешила помещикам без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь (Указ 1760)
  • Екатерина II : жестоко расправилась с восстанием Пугачёва; по Жалованной грамоте дворянам 1785 года, крестьяне считались частью имущества и т.д.

Таким образом, крепостное право в 18 веке расцвело до невиданных масштабов. Ответом стала одна из самых страшных по кровопролитию и огромных по масштабу крестьянских войн под предводительством Пугачёва Е. Жестоко расправились с восстанием царские войска под командованием Панина П.И. и Потёмкина Г.А . Пугачёвщина — ответ на жестокое и бесправное положение крестьян.

Термины: крепостное правокрепостные крестьянепомещикикрестьянская война
  1. Дальнейшее развитие культуры, всех её сфер .
Период дворцовых переворотов — это расцвет культуры, всех её сфер. Особенно развитие получила архитектура, скульптура, литература, живопись, было положено начало профессиональному театру.Особенностью культуры данного периода является эклектика, то есть сочетание различных стилей, направлений. Так, наряду с классическими творениями искусства, появляются произведения в стиле барокко (архитектура), первых элементов романтизма, сатиры (литература).В живописи расцвета достигает портретная живопись, отличающаяся красотой, торжественностью и в то же время попыткой изображения внутреннего мира человека.Наиболее яркие личности и значимые произведения культуры периода Дворцовых переворотов:

  • Художники

Антропов А.П. (портреты Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II)

Аргунов И.П. (портреты Екатерины II, неизвестной крестьянки в русском кокошнике)

Боровиковский В.Л . (портреты Лопухиной М.И., вице-канцлера Куракина А.Б)

Левицкий Д.Г . (портреты Демидова П.А., Петра III, Екатерины II)

  • Архитекторы

Баженов А.И .( дом Пашкова)

Кваренги Д .(Смольный институт в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе)

Растрелли В.В . (Зимний дворец в Санкт – Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе).

В это время творили скульпторы Фальконе Э.М .( «Медный всадник» в Петербурге) и Шубин Ф.И .( рельефы Троицкого собора Александро-Невской лавры); историк и писатель Карамзин Н.М., поэты Державин Г.Р. и Кантемир А.Д.

Волков А.Г . в 1750 году создаёт первый профессиональный театр В Ярославе.

Продолжает развиваться наука, книгопечатание, музыка, талантливые русские путешественники делают научные открытия.

Многие произведения, созданные в 18 веке, до сих пор составляют сокровищницу российской культуры.

План написания исторического сочинения

Как правило, нигде не сказано о том, по какому алгоритму писать сочинение. Единственная официальная оговорка на этот счет говорит о том, что сочинение должно быть написано в форме связанного текста, а не плана.

Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты

  • Форма заключается в делении сочинения на абзацы:
  • 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода

— В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР

:

«Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества»

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев

  • Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу);
  • 1 причине события;
  • 1 личности и ее роли в указанном событии;
  • 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР

:

«Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах»

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

по 1 баллу

за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4)

  • Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР

:

«Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.»

Теперь давайте подробней разберемся с каждым отдельным критерием.

Критерий К3 — Причинно-следственные связи

самым важным является указание именно причин событий

, однако, после каждого события стоит писать небольшой вывод (итоги, последствия).

ВНИМАНИЕ!

Не нужно при указании данного критерия перечислять все известные тебе причины или последствия указанных событий (явлений, процессов).

Достаточно указать только одно, но самое важное и ключевое!

За критерий К3 выставляется максимум 2 балла.

Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода

ВНИМАНИЕ!

Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания

:

«Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории».

В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1

:

«Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени».

В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613).

Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2

:

«Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года».

В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.).

Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

Основные события внешней политики Петра I

Сущностью внешней политики при Петре I были:

  • во-первых, активная экспансия – стремление к расширению территории создаваемой им империи, по всем географическим направлениям;
  • во-вторых – установление тесных контактов с Европой; внедрение знаний, опыта и технологий европейской цивилизации во всех сферах хозяйствования и общественной жизни.

Результатом Азовских походов 1695 и 1696 годов стало изгнание турок из Приазовья; взятие крепости Азов и основание города-порта Таганрог. Однако неудачная русско-турецкая война 1710-1713 гг. перечеркнула эти достижения.

Следствием Великого посольства царя и его соратников в Европу (1698-1699) стало насаждение европейских традиций, реформирование армии, госаппарата; создание и развитие военно-морского флота.

В результате затяжной Северной войны со Швецией (1700-1721) Россия получила выход к Балтике, присоединив Карелию, Ливонию, южную часть Финляндии. Триумфом русского оружия стала Полтавская битва 1709 года, в которой армия Петра I разгромила непобедимое до той поры войско шведского короля Карла XII.

Результатом Персидского похода Петра I стало включение в состав империи обширных прикаспийских территорий, с городами Дербент, Баку, Решт, Астрабад. Однако уже вскоре после смерти Петра все эти владения были потеряны.

Критерий К5 — Использование исторической терминологии

историческим термином

следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи) или всего исторического процесса в целом.

ВНИМАНИЕ!

За некорректное использование термина будет выставлено 0 баллов. Например, по ходу сочинения вы используете термин “Заповедные лета”, а пишете об “Урочных летах”, то есть происходит замена термина. Раскрывать исторический термин, то есть давать ему определение, не нужно! Достаточно просто его указать в своем сочинении!

За критерий К5 выставляется максимум 1 балл.

Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок

По данному критерию вы уже получаете 3 балла при условии, что в вашем сочинении нет фактических ошибок! По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов.

ВНИМАНИЕ!

Старайся не использовать в своем сочинении того, в чем ты не уверен, но при условии, что это необязательно. Например, указание дат в событиях, инициалов личностей и т.п.

Орфографические ошибки при написании исторического сочинения не учитываются, но при условии, что допущенная орфографическая ошибка не искажает смысл написанного.

мЕтрополия

(страна, владеющая колониями) вместо

мИтрополия

(церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).

“Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада”

В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.

Поэтому, верным было бы положение: « Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии

«.

За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.

Главные вехи внутренней политики Петра I

В этот период были достигнуты большие экономические успехи. Пётр I реорганизовал все отрасли хозяйства, вооружил экономику современными западными технологиями производства. Были построены более двухсот новых заводов, в том числе десятки металлургических предприятий на Урале; около сотни крупных фабрик и мануфактур; несколько крупных судостроительных верфей.

Большинство реформ во внутренней политике были нацелены на усиление военной мощи страны – её модернизированной армии и новорождённого флота, создателем которого стал Пётр. Обширные преобразования, затрагивавшие все сферы, вплоть до частной жизни, состояли в изменении уклада, отказе от азиатских обычаев в пользу европейских.

Многое было сделано для развития просвещения: открыт ряд учебных заведений (прежде всего, военных и флотских) и типографий. Была проведена всеобщая перепись населения. Основное тягловое население – крестьян – разделили на крепостных (принадлежавших помещику), монастырских и государственных. Все эти разряды были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью.

На усиление повинностей народ отвечал как пассивным сопротивлением (бегством в отдалённые места, в казачество), так и активным (народное восстание под предводительством Кондратия Булавина 1707-1708 гг.)