Художник написал более 400 произведений. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.
Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.
Попробую пояснить.
Автопортрет
С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?
По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников.
В начале своего творчества Константин Васильев увлекался сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.
Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.
Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. В этой подборке — наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.
А в 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.
Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого
Унтер-ден-Линден в огне
Маршал Жуков
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Васильев константин «витязь» описание картины, анализ,
... В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора. Картины Константина Васильева «Человек с филином» и ... а на творчество зрелого автора. Автопортрет Константина Васильева Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши ...
Северный орёл
Русалка
- У чужого окна
- Русский витязь
- Илья Муромец и голь кабацкая
- Нечаянная встреча
- Валькирия над сраженным воином
- Свияжск
- Старец
- Свентовит
- Один
- Огненный меч
- Бой со змеем
- Жница
- Гуси-лебеди
- Ожидание
- Человек с филином
- Плач Ярославны
- Князь Игорь
- Евпраксия
Васильев Константин Алексеевич (1942 — 1976)
Комплект из 21 открыток.
Издательство «Правда». Москва. 1981
Составители А.Доронин и А.Митрофанов
Тираж 80 000
Цена 1 руб. 15 коп.
-
Свияжск
-
Бой Добрыни со Змеем
-
Вольга Святославович
-
Меч Святогора
-
Ожидание
Портрет Ф. М. Достоевского
-
Жница
-
«Прощание славянки»
-
У окна
-
Рождение Дуная
-
Автопортрет
-
Человек с филином
Художник Константин Алексеевич Васильев прожил недолгую жизнь, Он погиб, когда ему было 34 года. Однако его жизненный путь измеряется не прожитыми годами, а оставшимися после него работами: 400 живописных полотен и графических листов — вот итог его вдохновенного труда.
Биография и автобиография в творчестве Данте Алигери на фоне ...
... в Равенне, где и похоронен. Цель работы: выявить особенности биографии и автобиографии в творчестве Данте как представителя эпохи Ренессанса. Предмет исследования: творчество Данте. Объект исследования: особенности биографии и ... цеха врачей и аптекарей, в состав которого входили лица различных интеллигентных профессий, Данте Алигьери выступает в своей жизни как типичный для его времени и для ...
Детство, юность и зрелые годы художника прошли там, где тихая Свияга соединяет свои воды с величавой Волгой, в небольшом поселке Васильево, окруженном девственными лесами. Любовь к живописи проснулась в мальчике рано. Особая одаренность его была замечена, и родители отдали сына в Московскую художественную школу-интернат. Затем Константин Васильев окончил Казанское художественное училище.
Собственный стиль и направление в живописи К. Васильев нашел не сразу. Много времени ушло на поиски и эксперименты. Вначале его привлекают в живописи цвет и форма. Ему кажутся неисчерпаемыми возможности, скрытые в сочетании цветовых пятен, в пластичности изогнутых линий, точности штриха.
Одновременно его начинают волновать серьезные философские проблемы, влекут великие исторические образы разных эпох, те проявления величия духа, которые делают человека личностью.
Новые темы требуют смены творческого направления. Художник отходит от формальной живописи и осмысливает пути традиционного реализма. В поисках основы для творчества он обращается к фольклору: песням. былинам.
сагам, древним сказаниям. Так рождается цикл картин: «Русь былинная».
Он создает завершенные по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием лучшие черты героя.
Тема героя, красота его подвига становится ведущей в творчестве E. Васильева. Наряду с этим большое внимание художник уделяет изображению природы. Природа на его полотнах кажется одушевленной, превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник больше всего ценит красоту и силу.
Темы личности и природы органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в другую. Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева. Любимым писателем его был Ф. М.
Достоевский, портрет которого можно отнести к числу лучших работ К. Васильева.
Особое место в творчестве К.
Васильева занимает тема Великой Отечественной войны, и решает он ее по-своему: отказывается от больших батальных сцен в пользу остронаправленных локальных сюжетов, добиваясь при этом высокой техники исполнения.
Последняя работа К. Васильева — «Человек с филином». В этой картине художник достиг глубоких обобщений, здесь удивительное сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета.
«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе, изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным мастерством он умел все это выразить! я совершенно очарован творчеством этого большого истинного художника!» — так написал в книге отзывов известный художник Н. А. Бенуа.
«Васильев — безвременно погибший молодой художник, душа которого тосковала по древним корням и истокам славянства, — пишет народный художник СССР И. С. Глазунов. — Его обращение к мифам и поиск точных реалистических форм вызывают мое уважение».
А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта А. А. Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле…
Приходится только: сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, как свой вклад в культуру человечества». Много положительных откликов о творчестве К.
Васильева опубликовано на страницах центральных газет и журналов. В настоящей серии открыток даны репродукции лишь немногих лучших работ К. А. Васильева.
— К.А. Васильев |
Человек с филином. Константин Васильев
- Ах, художник, душ людских философ!
- Ты как будто снял покров с зеркал,
- Чтобы разглядеть Великороссам
- Древний и былинный пьедестал.
Во всем мире люди разговаривают на разных языках. Но существует не только разговорный язык, но и язык музыки, поэзии, танца, а также язык живописи. Вот о нем сегодня я и хочу с вами поговорить.
Если человеку дано передавать свои чувства, мысли с помощью красок и кисти, я считаю — счастлив тот человек, который обладает таким талантом, тому несказанно повезло, потому что он может таким образом показать все то, что у него в душе, то, что его беспокоит или, наоборот, радует. Передать и поделиться со всеми своим мироощущением.
Константина
_______________________________________________________________________
Музыка и живопись, как мне кажется, дополняют друг друга. Иногда, глядя на картины, рождается музыка, а бывает, что наоборот.
Художник Константин Васильев черпал вдохновение, слушая прекрасную музыку.
У него была огромная коллекция пластинок, наиболее дорогими для его души были : « Пер Гюнт» Грига, «Приглашение к танцу» Вебера, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, увертюра к опере «Севильский цирюльник» Россини, «Два венгерских танца» Брамса.
Он боготворил Дмитрия Шостаковича и часами слушал его музыку.
Он любил возвышенную, романтическую музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», «Море», «Три ноктюрна», прелюдии Рахманинова, сонаты Моцарта и Скарлатти, сюиты Рамо для небольших ансамблей, второй концерт и вторую симфонию Рахманинова в авторском исполнении, «Музыку на воде» Генделя.
Давайте посмотрим на эти работы, разве в них не слышна музыка…
( при дальнейшем чтении и просмотре картин художника, желательно включить эту запись — одно из любимых произведений К.Васильева)
1
«Плач Ярославны». Это правая часть задуманного, но не завершенного триптиха, посвященного сказанию «Слову о полку Игореве». Под сильным впечатлением от оперы Бородина, художник пишет эту работу.
Плач Ярославны
Евпраксия
- _________________________________________
- На этой картине художник изобразил образ богини смерти Мары.
- Жница
Каждый находит в символике картины «Ожидание» свой смысл. Васильев создал глубокий символический образ страждущей русской женщины. Многие видят в этой картине образ, символизирующей дух нашего народа, который ожидает преображения России, так как наш народ стремится к духовному возрождению.
Ожидание
Илья Муромец освобождает узников
Вотан — верховный бог древних скандинавов
- Когда смотришь на портрет Жукова, то видишь, как в лице полководца отражается героический подъем русского народа, его стойкость и патриотизм.
- Маршал Жуков
Ключевой фигурой в постижении национального характера для Васильева стал к Ф. М. Достоевский. Диалог с ним длился всю сознательную жизнь художника, который наизусть помнил целые страницы его романов, этой «Библии русской души».
Портрет Ф.М. Достоевского
Посмотрите на картину «Осень», она словно живая и говорит с нами. Васильев очень любил это время года, с многообразием и буйством красок.
- Осень
- Лесная готика
- Папортник
- Картина «Гуси-лебеди» была навеяна мотивами оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
- Гуси-лебеди
- Прощание с молодостью
- Портрет сестры с овчаркой
- Рождение Дуная
- Над Волгой
- Северная легенда
- Старец
Художник изучал древние легенды, былины, предания. Он узнал, что за Полярным Кругом была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории теперешней России.
Васильев, в последние десятилетие своей жизни, создал свое направление в живописи и назвал его «северным символизмом», а его творческий метод носит характер символического реализма с элементами романтичности.
Картина «Северный орёл» поражает сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. Взгляд «Северного орла», полный достоинства, говорит о внутреннем бесстрашии и волевой решимости, силе человеческого духа.
- Северный орел
- Свияжск
- Нечаянная радость
- Русалка
В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом. Он пробовал писать в стилях и направлениях, во главе которых стояли такие имена, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Мур.
Васильев стал создавать интересные работы в их ключе. Он написал целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как «Струна» , «Вознесение», «Апостол» .
Но очень быстро художника разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.
Стрела
Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы.
Но тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью.
Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.
Звездное небо
«Нашествие» стало неким откровением. Достигнув предельной простоты, художник показал нам, что такое истина. На холсте поляризованы два начала.
С одной стороны фаланги легионеров третьего рейха, с другой — разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с ликами угодников Божиих. Хор святых неслышно для нас славит нашего Вседержителя.
Поражение захватчиков неминуемо, даже если их колонны закроют весь горизонт…
Нашествие, Последняя работа Константина Васильева
Сложно найти подтверждение этому, но трагический и совсем неожиданный уход художника из жизни, как бы доказывает это. И случайно ли художник написал картину старика, возле ног которого лежит горящий пергамент, на котором указано его имя и год, в котором он погиб.
Картина полна символов. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. Глаз птицы — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос…
В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976.
Константином Великороссом
в 1976 году он трагически погиб.
- Человек с филином
- К артины он, художник, рисовал
- О древности, о вотчине славян…
- Н а Севере начало всех начал –
- С траны Гипербореи главный стан…
- Т ворил художник, словно песню пел.
А
- Н о там, в Руси, художник разглядел
- Т акой типаж, как «Северный Орёл».
- И этот славянин – не раб, не смерд,
- Н апротив – стойкость духа не сломать!
- В згляд той свободы, что боится Смерть,
- А из таких как он слагалась рать…
- С казания славян и мир былин,
- И правды негасимой древний свет
- Л юбил художник…Он достойный сын
- Ь————————————————
- Е диной, той Руси, которой нет…
- В безвременье ушёл в расцвете лет…
- ==============================================
Он прожил короткую жизнь, длиною в 34 года, очень многое не успев сделать. Но говорят, что художник жив, пока живы его работы. С этим сложно не согласиться…
==============================
Подробно о жизни и творчестве Константина Васильева :
http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1393
http://www.x-libri.ru/elib/smi02168/00000001.htm
Акростихи Наталии Белостоцкой
Художник Константин Алексеевич Васильев | Картины
Нашествие
Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.
Автопортрет
Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.
Попробую пояснить.
С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?
По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.
Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.
А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…
Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ.
Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха.
Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.
Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?
А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.
Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.
Биография художника Константина Алексеевича Васильева
Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.
В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.
Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
- Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.
- Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.
- После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.
Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.
Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.
В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.
А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.
Картины художника Константина Алексеевича Васильева
Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого
Унтер-ден-Линден в огне
Маршал Жуков
Северный Орёл
Русалка
У чужого окна
Русский витязь
Илья Муромец и голь кабацкая
Нечаянная встреча
Валькирия над сраженным воином
Рождение Дуная
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Свияжск
Старец
Свентовит
Один
Огненный меч
Бой со змеем
Жница
Гуси-лебеди
Ожидание
Человек с филином
Плач Ярославны
Князь Игорь
Евпраксия
Источник:
Художник Константин Васильев: картины, биография , К 70-летию со дня рождения Константина Васильева
Константин Васильев
Биография Константина Васильева
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Его отец, Алексей Алексее вич, был главным инженером на одном из заводов города и во время Великой Отечественной войны, оказавшись в тылу врага, активно участвовал в партизанском движении, организованном в Краснодарском крае.
Его жена, Клавдия Парменовна, урожденная Шишкина, оставшись с маленьким Костей одна, попала в руки к фашистам, но, к счастью, им удалось избежать расстрела. Все свободное от работы время эта сильная женщина посвящала своему первенцу.
В 1946 у Константина появилась сестра Валентина, а уже позже, в 1950, — Людмила.
В 1949 Алексей Алексеевич с супругой и детьми был отправлен в Татарию восстанавливать один из заводов под Казанью. Семья поселилась в небольшом поселке Васильево на берегу Волги, где и прошло детство будущего художника.
В. М. Васнецова
В 1957 тяжело заболел Алексей Алексеевич, и на семейном совете Васильевы решили, что старший сын должен остаться рядом с отцом.
Казанского художественного училища
Уровень подготовки в художественных учебных заведениях Москвы и провинции всегда был различным, однако Казанское художественное училище имело старые традиции образования. Еще в начале 20 века их заложил Николай Фешин — известный живописец и педагог, ученик И. Е.
Репина. Николай Иванович, когда-то преподававший в училище, в свою очередь подготовил плеяду талантливых художников, у которых и учился Константин Васильев. Юноша увлеченно занимался живописью, стараясь постичь все нюансы тоновых и цветовых соотношений, а также манеру рисунка Фешина.
Закончив обучение, Константин Васильев работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, иллюстрации, этюды, эскизы росписи церкви в Омске.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).
В конце 1960-х гт.
Фильм о творчестве Константина Васильева
Художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Константин Васильев создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», все — 1974).
Константин Васильев работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Человек с филином», 1976; «Ожидание», 1976).
Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелцнгов» (1970-е гг.).
Константин Васильев – участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76).
В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.
Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и музей в Москве, в Лианозовском парке (1997).
Премия комсомола Татарии им. М.Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).
Трагически погиб на железнодорожной станции Лагерная под Казанью, похоронен в посёлке Васильево.
Картины Константина Васильева
Жница. Описание картины Васнецова
Его главным направлением была сельская жизнь. Одним из его произведений искусств является полотно «Жница» , которое написано маслом на холсте в 1867 году. Все его картины пронизаны русским фольклором. Всю свою жизнь художник посвятил тому, чтобы посредством своих полотен передать русские народные традиции и обычаи. Очень важно сейчас следовать своим национальным традициям.
Образ сельской труженицы удался художнику. Ему удалось передать самобытность сельской девушки, работающей в поле. Одежда девушки соответствует стилю сельскохозяйственных работниц девятнадцатого века. Мы видим, что жница совсем юная, робкая и трудолюбивая.
Босые ноги говорят нам о том, что девушке приятно ступать по русской земле и чувствовать под ногам свежескошенные колосья. Голова ее прокрыта платком, что говорит нам о том, что день жаркий и время полуденное. Одежда ее проста, но опрятна.
Подол юбки девушка подняла, чтобы не запачкать сарафан, что наталкивает нас на мысль о том, что она аккуратна.
Мы видим ее красивые и сильные ноги. Мы не видим на ней украшений, что свидетельствует о том, что она из бедной семья. Да и богатая не пойдет в поле собирать пшеницу. Девушка очень тоненькая, худощавая, но при этом она не боится тяжелой работы. Взгляд у нее решительный и видно, что она привыкла к тяжелому труду.
Желтый цвет колосьев дает нам понять, что сейчас самое время собирать пшеницу. Вид спелой пшеницы дает нам ощущение родной природы. На заднем фоне Виктор Михайлович несколькими мазками рисует деревню. Всего несколько домиков, а мы уже понимаем, что деревушка небольшая, но уютная.
Художник этой картиной хотел показать быт русской жизни, простоту русской души и красоту природы. Картина наводит на размышление о жизни русских крестьян, об их тяжелых трудовых буднях.
В заключении хочется сказать, что картины Васнецова радуют глаз и носят историческую ценность, так как передают исторический дух наших предков. Весь образ русской души заключен в одной хрупкой фигуре девушке.
Виктор Михайлович смог этим образом жницы передать всю прелесть русских женщин. Подводя итоги хотелось бы отметить, что картина написана в свойственном художнику стиле.
Презентация «Творчество художника Константина Васильева»
Пейзажи
Из книги А.И.Доронина «Руси волшебная палитра»
Константин Васильев в течение всей сознательной жизни с большей или меньшей активностью, в зависимости от обстоятельств, писал пейзажи. Его пейзаж — всегда живой, населенный если не какими-то фантастическими духами, то, во всяком случае, их символами.
Константин не был осведомлен, положим, что дерево излучает биологическую энергию, имеет свое биополе, воздействующее на все окружающее, о чем пишут теперь ученые. Но художник желал, ему непременно хотелось, чтобы лес был именно живым, ведущим активный разговор с человеком.
Работы художника имеют собирательный характер, и нет среди них ни одного просто нейтрального пейзажа, каждый несет ярко выраженное чувство.
Вот, казалось бы скромная работа, где на фоне молодых зеленых побегов изображен могучий древний дуб. Этот исполин с царственной мощью расположился на кусочке отведенной ему судьбой земли.
Он стоит там, соxраняя гордость и величие, словно не замечая того, что утерял всех своих сверстников, а его самого давно окружает опустевшее поле. Но, видимо, знает этот патриарх лесов какую-то тайну и хранит ее до поры, чувствует еще в себе силу и ждет условного часа.
Пейзаж этот дает зрителю не только чисто эстетическое наслаждение — он пробуждает способность понять сокровенное.
Продолжая совершенствовать это направление в живописи, Васильев глубоко проникает в тайны состояния природы и к концу своей трагически оборвавшейся жизни создает удивительно одухотворен-
Константин очень любил осень, щедрую многообразием красок, и, собрав лучшие черты-приметы, написал обобщенный образ этого времени года.
Его «Осень» как бы извиняется перед зрителем за остывающее лето буйством цвета, необычной тишиной и торжественностью леса, который хотя и лишился птичьих песен, но не опустел: он дышит, несет в себе мощный заряд накопленной за лето энергии и щедро посылает его всему живому.
Константин как-то в разговоре с друзьями рассказал, что самое яркое и самое сильное впечатление о живописи у него осталось после того , как он увидел «Золотую осень» Левитана в букваре и его «Осень» создана на основе детских впечатлений.
К романтическим можно отнести и работу Васильева «Лесная готика». Пейзаж написан в период активного увлечения историей и культурой других народов, когда Костю заинтересовало время перехода европейцев к Ренессансу.
В его «Лесной готике» передан психологический настрой северных народов Европы, во многом схожих с нашими русскими поморами, жившими среди строгих и величественных лесов. Картина несет в себе определенную печать этой суровости и возвышенности, какой-то аскетической духовности.
Несмотря на то, что художник написал вполне привычный нам хвойный лес со всеми его цветовыми бликами, лес этот ассоциируется с готическим храмом.
Безмолвны сосны. Но вот сквозь кроны деревьев отвесно падают солнечные лучи, пробиваясь тремя самостоятельными потоками и заливая сказочным светом стволы деревьев, землю. Своей живительной силой свет одухотворяет суровую стихию леса. Вся земля становится светлой и прозрачной, и мы уже слышим звучание органа , составленного из необычных этих труб.
И тотчас елочка вызывает в нас трепетное чувство, стремление помочь ей, не дать стихиям, темным силам задушить этот росток.
Такова основа глубокой гуманной сущности северных народов: не тонкая задушевная лирика южанина, но всегда суровая по своему выражению, требующая активного действия драма.
Рассказ о картинах Константина Васильева, экскурсия по музею
Доронин Анатолий Иванович: открытию музея Васильева предшествовала огромная работа, сегодня его имя на слуху многих людей. Константин Васильев прожил 34 года, и именно столько лет понадобилось пропагандистам, чтобы люди узнали его имя.
Мы не ожидали такого успеха, когда люди испытывали огромный интерес к выставке картин Васильева, в том числе люди других национальностей. Константина с рождения окружала природная красота, его мама была одной из потомков художника Шишкина, и мальчик имел большой талант.
После Москвы Константин учился в художественном училище в Казани и окончил ее с отличием, однако он быстро отказался от реалистической живописи и погрузился в авангардные стили.
На полгода он отказался от живописи вообще после наступления депрессии, когда все стили были уже перепробованы — он стал интересоваться глубинной историей, отойдя от поверхностной тематики. Одной из первых его картин этого периода стала работа «Северный орел» — он передал в ней силу духа и внутренней напряжение этой птицы.
Здесь Васильев сознательно деформирует пространство и отходит от реализма — точнее, он соединил мифотворчество и реализм, поднимая свои образы до символов. Васильев взял себе псевдоним — Константин Великоросс, и эта картина 1969 года впервые была подписана этим именем.
Образ в этой картине стал символом мужского начала, и эта работа определила все будущее его творчество. Картина «Свинтовит» была написана в этом же году — здесь изображен образ одного из трех самых главных богов в человеческом облике, на его шлеме изображен сокол (по легенде на голове у статуи Свинтовита в храме сидел орел).
Впервые в этой картине в нарушение художественных правил столкнуты контрастные цвета — красный и серый как лед и пламень.
Константин Васильев поставил задачу восстановить пантеон русских богов и решал ее в течение последних семи лет жизни. Он пишет удивительную картину, которой позже дали название «Человек с филином» — это его последняя картина, где он собрал весь накопленный багаж.
Картина «Ожидание» написана в 1976 году, в ней изображен образ северной русской женщины (поморки) как символ женственности, к созданию картины Васильева подтолкнула картина Ильи Сергеевича Глазунова «Русская красавица», которая ему не понравилась и он решил написать свою версию.
Девушка ждет любимого и дорогого ей человека у окна — образ очень похож на матушку Константина в 20-летнем возрасте. А картину «Жница» он написал в подарок матери на 50-летие, и она показалась ей грустной — по оценкам критиков, Васильев здесь изобразил здесь образ богини смерти Мары.
Картины из одной серии (триптих) — «У чужого окна», «У ворот», «У часовни» — это одни из лучших работ художника, по мнению экскурсовода; символом мужественности на первой картине является трезубец, а главным героем — девушка. Колоссальное трудолюбие вело Константина Васильева — чтобы нарисовать бабочку, он глубоко ее изучал.
Благодаря его картинам мы можем погрузиться в тот мир, в котором жили наши предки. Следующая работа — «Гуси-лебеди», иллюстрация к опере Римского-Корсакова, здесь девушка видит Китеж-град, поднимающийся из небытия. Эту картину хотела даже купить Третьяковская галерея, которая выделяла ее из всех работ.
Картина «Русалка» связана с трагическими событиями в семье Васильевых — из трех его сестер в живых осталась только одна, младшая Людмила умерла после купания в радиоактивном озере, и Константин представил ее в виде русалки. Картина «Свияжск» изображает то место, где жил художник — сарафан девушки символизирует эпоху 15-17 века.
В картине «Над Волгой» похожий сюжет с девушкой на берегу, но в душе ее мрак от безысходности — она смотрит на крепость, где заключен ее любимый. Образ Вотана или Одина — скандинавского Бога — на соответствующей картине, в его глазах огромная сила. Васильев задумал триптих о «Слове о полку Игореве», но написал только две работы — «Князь Игорь» и «Ярославна».
В картине «Евпраксия» образ княгини рязанской, которая предпочла смерть пленению, женский образ наполнен силой духа. Пейзажи Васильева написаны не с натуры — это результаты похождений художника в лес, но писал он их в помещении.
Все свои работы Константин писал в «золотом сечении» — безусловная гармония царит на его холстах. Картина «Валькирия над сраженным Зигфридом»: германский герой Зигфрид предательским ударом в спину убит, и Валькирия спускается, чтобы поднять его к богам.
В архивах музея сохранилось много работ художника, одна из первых работ — «Мухоморы», написанная в возрасте шести лет, несколько картин («Евпраксия», «Князь Игорь») сохранились в эскизах.
Маленький Костя запечатлевал в природе всевозможные явления и изображал их, это была его лаборатория.
Часть картин забрала сестра Константина и они сейчас находятся в Казани, а музей наполнили картинами художников Королькова, Андрея Клименко, Всеволода Иванова, Виктора Гончарова, Валерия Семочкина. Пока люди смотрят картины, они живут и питаются нашей энергией.