Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

1) Найдите значение имени и запишите его.

Матрена – женское русское имя латинского происхождения, в переводе означающее «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи», «матушка».

2) Сравнительный анализ (делим лист на две части):

Матрена Тимофеевна

Матрена Васильевна

А) Определите, от чьего лица идет рассказ о героине.

Сама героиня рассказывает о себе (это единственная часть в поэме, где голос автора не слышен)

Рассказывает автор

Б) портрет – коллаж (используя цитаты, составить портреты обеих героинь)

«…Лет тридцати осьми…» «…Старухе – да не пить?..» (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)

«…Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная…» «…Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо…» «…Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное…» «…Ненаглядная, / Хорошая… пригожая…» (до замужества) «…Поблекло бело личико…» «…Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…» «…Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна…» Матрена — крепкая, сильная женщина: «…Чего ты? Эка силища!..» «…Корова холмогорская, / Не баба!..» (холмогорские коровы — это крупные и крепкие коровы)

Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое

В) речь героини (авторская характеристика и цитатный материал)

Песни, плачи, причитания усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу?

Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом ( 2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ).

Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Г) быт (авторская характеристика и цитатный материал)

Матрена Тимофеевна — трудолюбивая женщина: «…Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать?..» «…А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу…» «…Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я…» Матрена Корчагина содержит большое хозяйство: «…за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород…»

«…По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <…> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!..» «…Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!..» «…Не дело – между бабами / Счастливую искать!..»

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» — а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней

Д) судьба (авторская характеристика и цитатный материал), сделать вывод (как имя повлияло на судьбу, только ли имя у них общее)

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья… Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства. Счастливой она была только в молодости:

Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

3. Творческая работа.

  • Напишите сочинение на тему «Есть женщины в русских селеньях… (Н.А. Некрасов)»

(используя материалы практической работы, написать сочинение, в котором ответить на вопрос: Что объединяет этих героинь?)

4. Подведение итогов.

5. Определение домашнего задания.