Конспект «Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям «Идёт волшебница зима»

1. Зима – любимое время года (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).

Запишите в тетрадях первый пункт плана: Зима – любимое время года. А в скобках давайте запишем опорные слова, которые помогут вам при написании сочинения.

У каждого человека своя зима. Люди стремятся передать её красоту с помощью звуков, красок, слов. Чудесную музыку Чайковского мы уже слышали. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства – живописи. Рассмотрите репродукции картин.

  • Нравятся они вам?
  • Чем они притягивают нас?
  • С помощью чего художник сумел передать своё настроение?
  • Какие краски преобладают?

Глядя на такую красоту, невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты.

  • Ребята, какие стихотворения о зиме вы знаете?
  • Вспомним стихотворение А.С.Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

  • Какое настроение вызывает у поэта зима?
  • Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
  • Как называет А.С.Пушкин зиму?
  • Какие слова помогают описать так ярко, образно зимний пейзаж?
  • А ещё у вас в приложении есть стихотворение Фёдора Тютчева. При написании сочинения дома по желанию можно обратиться к нему.
  • Ребята, а какую зиму вы любите?
  • Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Опишите его.
  • Какие зимние забавы, игры вы любите?
  • Какие чувства вызывает у вас зима?

Итак, второй пункт плана: Я в зимнем лесу.

Слайд №6

2. Я в зимнем лесу.

Запишите его в тетради. А в написании этой части сочинения вам помогут репродукции картин, которые мы рассматривали, музыка, которую слушали; а строки стихотворений вы можете использовать как цитаты.

  • Конечно, у нашего сочинения должна быть заключительная часть.
  • О чём нужно написать?
  • Заключение всегда созвучно вступлению, значит, мы должны сделать вывод.

Итак, третий пункт плана: Зима – прекрасное время года!

4 стр., 1766 слов

Проект по картине » Зима в лесу» план-конспект по русскому языку

... урока. - Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине С. А. Куприянова « Зима в лесу»; постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем ... лося.) VI. Составление плана. - В какое время года можно наблюдать такую картину? ( Такую картину можно наблюдать зимой.) - Как можно озаглавить первый пункт плана? ( Пришла волшебница зима.) Что изменилось в ...

Слайд №7

3.Зима – прекрасное время года!

Действительно, прекрасное, ведь сколько всего хорошего мы сказали о ней.

  • Перечислите, что интересного и замечательного происходит зимой («мороз и солнце», «день чудесный», Новый Год, Рождество, подарки, каникулы).

  • Запишите эти слова как опорные для заключительной части.

Слайд №8

Опорные слова

Наш план готов.

Чтобы помочь вам интересно написать сочинение, я предлагаю работу с прозаическим текстом. Возьмите карточки голубого цвета. Прочтём текст вслух.

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).

  • Ребята, определите тип речи этого текста (описание).

  • Наша задача – найти опорные слова, которые помогут и вам описать зимний лес.
  • На слова каких частей речи нам нужно обращать внимание? (существительные + прилагательные, ведь это описание).

  • Прочитаем первое предложение.
  • Какие слова вам могут пригодиться? Подчеркните их.
  • А теперь найдите такие слова во всех остальных предложениях.

Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений.

А сейчас я предлагаю вам игру-конкурс «Кто быстрее». Записываю на доске слова лес, снег, деревья. Участники – по три человека с каждого ряда. Это должны быть такие ученики, которые хорошо дружат со словом. Вам нужно подобрать и записать на доске по три прилагательных-определений к своим словам. Победит тот ряд, ученики которого справятся с заданием не только быстро, но и интересно.

  • Подведём итоги.
  • А теперь внимательно посмотрите на наши прилагательные и назовите орфограммы в словах, над которыми нужно подумать при написании.
  • Составление плана сочинения в тетрадях

    Ответы (вступление)

    Ответы (нет).

    Выстраивают ассоциативный ряд

    Записывают первый пункт плана, по желанию добавляют свои ассоциации)

    Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы.

    Слушают, следят по тексту (обращаются к приложению), отбирают нужное.

    Отвечают на вопросы.

    Дополнительно знакомятся с текстом при написании сочинения

    Отвечают на вопросы.

    Работа в тетрадях.

    Отвечают на вопросы.

    Перечисляют, обобщают.

    Чтение текста

    Вспоминают пройденное

    Определить роль существительных и прилагательных в создании описания

    Работа с лексикой

    В ходе игрового конкурса обсуждают и выбирают прилагательные-определения к ключевым словам.

    Работа с орфограммами

    Коммуникативные

    Личностные

    (эстетические)

    Познавательные

    (умение отбирать главное,

    умение составлять план).

    Познавательные

    Познавательные

    (умение подбирать материал по

    теме).

    Коммуникативные

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Познавательные

    Личностные

    Познавательные

    (умение анализировать материал)

    Познавательные

    Коммуникативные

    (умение работать в группе,

    развитие речи учащихся)

    Регулятивные

    Познавательные