Гимназия № 5
Конспект открытого урока
Тема: Обучающее сочинение
по картине К. Л. Хетагурова
«Дети — каменщики»
Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна
Владикавказ, 2010 г.
Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»
Задачи:
- познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
- способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
- формировать умение составлять художественное описание;
- учить чувствовать выразительность слова;
- развивать творческое воображение.
Оборудование:
Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка темы и задач урока.
На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот…»
-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)
III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.
Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки
... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, Появление Интернета и ...
Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.
В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.
- Первичное восприятие картины.
Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.
- Беседа по содержанию картины.
— Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)
— Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)
— На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)
— Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)
-Как вы думаете, почему?
Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.
Объяснение названия картины. Сравнение названий.
— Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)
— А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)
— Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?
— Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)
— Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)
— Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)
Воображаемая ситуация.
— Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.
Описание картины бартоломе эстебана мурильо «мальчик с собакой»
... игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать. Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс Хочу рассказать про знаменитого и талантливого ... Мурильо в севильском доме художника (Испания) Картина “Мальчик с собакой” , Художник:, Название:, Время создания: Размеры: 77,5 х 61,5 см Место постоянного экспонирования: “Мальчик с собакой” Приверженный к демократической теме, ...
— Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).
Физминутка.
Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.
- Речевая подготовка.
— А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.
— Подберите к словам синонимы:
На доске: художник – автор, живописец
картина – полотно, произведение
создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.
- Составление плана сочинения.
— Сколько частей будет в сочинении? (Три части).
— Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)
На доске план (записывает учитель):
- Художник, создавший картину.
- Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
- Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
- Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.
- Написание сочинения учащимися.
-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.
Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.