Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?
В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.
Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.
Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.
Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.
Родной язык и его место в жизни личности и народа
... и место родного языка в жизни сограждан. Родной язык -- это факел, освещающий человеку мир, помогающий ему в н ... языки нашего народа. Они оба должны быть государственными, чтобы нести народу знания и культуру, ... языка совершенно неважно). В китайском языке отразится весьма простая форма - что-то вроде камень падать. А в языке ... факта в разных языках часто предстаёт перед нами самым невероятным образом. ...
В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.
Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.
Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.
Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.
Поливанов показан в поэме, как неадекватный богач, который относится жестоко, как к подопечным крестьянам, так и к своей семье – так, он выдал свою дочь замуж, а потом выпорол зятя, после чего выгнал своих наследников голыми. Для него источником удовольствия были связи с крепостными девушками – они не имели права отказать барину. Кроме того, он жестоко обошелся со своим верным слугой Яковом – отдал его племянника в армию, для того, чтобы развлечься с его невестой. Но за это он понес наказание – Яков, едучи с ним через лес, повесился. На помещика это оказало большое воздействие, и он до ночи был, словно парализован. А ночью он отбивался от волков рядом с трупом холопа. Он омерзителен.
А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.