Урок. . Памятка

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему).

высказывание своего взгляда на проблему;

вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

обоснование причин обращения к этой теме;

эмоционально ввод в тему сочинения;

использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

оформление вступления в виде вопросов

4. Обдумать заключение.

обобщение сказанного

на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7

предложений.

возвращение к началу разговора

взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…

(Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет»,

представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не

изменится).

обращение к читателю

разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к

собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или

задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить

самостоятельно.

обращение к оригинальной цитате

Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество — 350 слов).

Максимальное количество слов не устанавливается).

14 стр., 6515 слов

2017. Организация и проведение итогового сочинения

... итогового сочинения: 235 минут (3 часа 55 минут) 6. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов ... сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение ... уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой). 22. Создаём банк аргументов Разум Чувства Суждение + пример……………… Суждение + пример ...

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли

тезис? ( Это критерий 1, обязательный для получения зачёта )

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений?

При оценивании этого критерия не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, ученик может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

6 стр., 2691 слов

Сочинение по произведению последний дюйм

... принудить сердце нервы тело себе служить (по произведению «Последний дюйм») Листов: 1Скачано за неделю: 5 Джеймс Олдридж в рассказе «Последний дюйм» изображает события, которые поражают своей остротой ... Нефть они не…смотреть целиком Сочинение – размышление «Последний дюйм» Листов: 2Скачано за неделю: 3 Сочинение – размышление над рассказом Джеймса Олдриджа «Последний дюйм». Через всю жизнь Джеймс ...

Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?, Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой,

логичны ли эти переходы?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (

критерий 3

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

  • Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал?
  • Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции?

Это критерий 4

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения: точное выражение мысли, использование разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов; необходимо избегать речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Насколько грамотно написана работа?

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).