История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», после вышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчика связаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формирования личности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)
... отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство». Мама в повести Детство Многие произведения Толстого знакомы нам ... руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще ...
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Толстой в юности
Сочинение по тексту Нагибина
В данном тексте автор выдвигает проблему значения юности в жизни человека.
Данная проблема, конечно, интересна и актуальна, потому что юность — это чудесная пора нашей жизни. Но в то же время — это пора становления характера, выбора профессионального пути, приобретения друзей, первой любви.
Вот и в тексте говорится о том, что юность — это нечто большее, чем просто отрезок человеческой жизни. Л. Толстой началом юности считает время, когда ему открылся новый взгляд на жизнь, не ее цели и отношения, когда он понял, что главное — это
стремление к нравственному усовершенствованию. Нагибин также пишет о вере Леонардо да Винчи «в способность юности копить мудрость», приводит слова Белинского, который считал, что в юности человек наиболее доступен всему высокому и прекрасному. Автор текста подчеркивает, что «юность не только счастье, но и обязанность», то есть и в эту пору человек должен быть ответственным за свою жизнь.
Позиция автора понятна: он убеждает читателя в том, что именно в юности закладываются в человеке те нравственные основы, которые будут определять его дальнейшую жизнь.
С этим нельзя не согласиться, потому что сейчас
для нас очень важно развивать в себе хорошие человеческие качества, искоренять плохое, те есть стараться взять с собою в дальнейшую жизнь самое лучшее.
Вспомним рассказ А. Алексина «Безумная Евдокия». В центре произведения — образ юной девушки, Оленьки. Много достоинств у этой героини: ум, красота, талант, самостоятельность. Но главное ее качество перечеркивает все лучшее в ней. Это эгоизм. Она любит только себя, живет только своими интересами, не замечает других людей и, как говорит автор, самое страшное, что затрагивает походя и чужие судьбы. В результате из-за эгоизма Оленьки страдают ее близкие: мать попадает в больницу. Автор не говорит, что будет с его героиней дальше, но в конце рассказа мы видим, что, наверное, впервые она задумалась о своем отношении к людям. Может быть, это изменит ее нравственные качества.
Критика о триголии “детство. отрочество. юность” толстого: отзывы ...
... автора итак раскрыло для читателя особенности жизни общества XIX века. Дополнительные метки: толстой детство критика, толстой детство анализ, толстой детство отзывы, толстой детство рецензия, толстой детство книга, толстой отрочество критика, толстой юность критика, толстой детство отрочество юность ... многие комплексы, и можно проанализировать его поведение. Николай робкий, не уверен в себе, ему ...
В поэме Н. В. Гоголя в одной из глав автор рассказывает нам о Плюшкине, называет его «прорехой на человечестве», удивляется, как до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек. Именно на этих страницах писатель обращается к юношеству с призывом, выходя из юношеских лет в дальнейшую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», все лучшие нравственные качества и не растерять их в дальнейшей жизни, чтобы не прожить ее даром.
В заключение хотелось бы сказать, что размышления Нагибина о юности заставили меня задуматься о себе, о моих достоинствах и недостатках, о будущем.
Обзор и анализ повести «Юность» , Ложные и подлинные ценности в жизни (глава «Сommeil
Главному герою, шестнадцатилетнему Николаю Иртеньеву предстоит поступление в университет, его переполняют мечты о своем исключительном и блестящем будущем. Он даже записывает в отдельную тетрадь правила, которым собирается следовать, чтобы нравственно совершенствоваться. Николай благополучно сдает вступительные экзамены и становится студентом. Он принимает поздравления домашних, в подарок от отца получает пролетку с гнедым жеребцом Красавчиком и деньги. Осознав себя «взрослым», покупает ненужные ему безделицы, табак и трубку, накуривается до дурноты. Он с другом Дмитрием Нехлюдовым, братом Володей и его приятелем Дубковым решил отметить поступление в ресторане. Николай замечает, что Нехлюдов не стремится в отличие от остальных демонстрировать свое взросление, описывая любовные похождения, не курит, не любит играть в карты. Подражая взрослой жизни брата и его приятеля, Николай с мальчишеским восторгом пьет шампанское, курит, провоцирует конфликт с незнакомым человеком, ссорится с друзьями.
На другой день Николай по настоянию отца наносит визиты знакомым семьи, выполняя «взрослую» тягостную обязанность. Непринужденно, искренне и легко он общается только с Нехлюдовым, его привлекают в друге благородство и рассудительность. После Николай уезжает в имение отца, наслаждаясь красотой природы и деревенской жизнью, вспоминает свое детство, думает о будущем. Омрачает его только женитьба отца,потому что не сложились отношения с мачехой.
Начав учиться в университете, Николай вливается в общество отпрысков из знатных семей, стремившихся лишь наслаждаться жизнью, участвует в их кутежах, это удовольствие для него оказывается сомнительным. Небрежное отношение к учебе приводит к закономерному результату: Николай не смог сдать экзамены. Тяжело переживая свой провал, он в раскаянии достает свои «Правила жизни» и решает более не изменять им.
При воспитании детей в дворянской среде исключительное внимание обращалось на благовоспитанность и хорошие манеры, к образованию относились несерьезно, если детей и отправляли в университеты, то только ради престижа. Николай Иртеньев выделяется из среды аристократической молодежи, в которой на первом месте не учеба, а развлечения и кутежи. У него богатая и сильная натура, заставляющая задумываться обо всем, что происходит. Он делает «моральное открытие» о предназначении человека, что нравственное самосовершенствование «легко, возможно и вечно». Николай старается следить за собой с напряженным вниманием, стараясь даже в мелочах примирить свои мысли с делом, ловит себя на ошибках и обличает, занимается упражнением силы воли, усмиряет гордыню. Хотя им ясно определен путь нравственного совершенствования, он еще не твердо стоит на нем.Желание стать лучше выливается в углубленное изучение самого себя, дотошный психологический самоанализ, бичевание собственных слабостей с юношеским максимализмом.Его одолевают разноречивые чувства: неудовлетворенность жизнью, разочарование, чувство одиночества. Рушатся детские и юношеские идеалы и мечты.
«Роль случая в жизни человека. Л. Толстой «После бала. Роль случая ...
... чувства. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь, Может ли случай изменить жизнь человека?, Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» ... рассказ был основан на произошедшем в настоящей жизни случаем, благодаря этому, читателю легче будет понять замысел автора и сюжет произведения. Героем настоящего случая был брат писателя, Сергей Николаевич Толстой. В ...
Высокие идеалы о предназначении человеческой жизни подменяются светскими представлениями о благовоспитанности, стремлением стать «комильфо». Николай, наделенный индивидуальностью и развитой натурой, все еще часть «толпы» и «суетного света». Заботясь об совершенствовании своего внутреннего мира, он не может избежать искушения «пустить пыль в глаза», «понравиться свету» своим костюмом и манерами,похвастаться связями, своим рысаком Красавчиком. 16-летний юноша в течение зимы трижды влюбляется: в незнакомку на манеже, лица которой даже и не разглядел толком, свою детскую привязанность Сонечку, девушку старшего брата. Эти чувства неглубоки и мимолетны. Чтобы понравиться барышням, учится играть на фортепиано и зачитывается французскими романами.
Николай определял признаки человека «комильфо» приличным владением французским языком, ухоженными ногтями, умением непринужденно беседовать, галантно раскланиваться и танцевать, иметь равнодушный вид с «выражением изящной, презрительной скуки». Понятие «комильфо» представляло для героя «важную заслугу, прекрасное качество, совершенство», необходимое условие жизни, без которого не могло «быть ничего хорошего», «ни счастья, ни славы».
Постепенно тяготение к людям другого круга, разночинцам, помогает преодолеть заблуждения. Он понимает их превосходство в жизненных знаниях, общение с этими людьми становится важной вехой в его личностном росте. В заключительной главе «Я проваливаюсь» герой рассказывает о своем разочаровании в прежних взглядах и образе жизни, крушении прошлых идеалов. Николай смутно чувствовал, что его жизнь не идеальна, особенно после встреч с разночинцем Зухиным и его друзьями, на которых не производили впечатления его манеры и голландские рубашки, ведь у них был иной круг интересов. Он, стараясь не придавать этому значения,пытался казаться равнодушным и представлял себе экзамен «пустячным делом». Целый год праздного времяпрепровождения привело к провалу на первом же экзамене.
Николай чувствовал, что «оскорблен, унижен» перед теми, кого считал не «комильфо», и был настолько несчастлив, что три дня, запершись в комнате, плакал, помышляя застрелиться. Этот переломный момент в его жизни становится основой дальнейшего нравственного совершенствования. Преодолев отчаяние, он достает свою тетрадку с «Правилами жизни», решив покончить с праздностью и больше не совершать дурных поступков. Влияние демократического студенческого круга, разочарование в своих друзьях-аристократах и отчисление из университета окончательно излечили Николеньку от увлечения «комильфотностью», аристократической заносчивости, самовлюбленности и самомнения.
Сильные люди всегда просты Толстой
... Сильные люди всегда просты Толстой — сочинение «Сильные люди всегда просты» сочинение Безусловно, прав был Л. Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда правы». И с этим нельзя не согласиться, тем ... Сильные люди всегда просты», — сказал Толстой. Таким и должен быть Настоящий Человек, не сделавший никому в жизни ... препятствия». На самом деле, сильный человек очень мягкий и тёплый. В его душе ...
Онлайн-курсы по русской литературе помогут подготовиться к ОГЭ наилучшим образом
Сочинение по тексту Ю. Нагибина.
«Автор доказывает, что нужно гуманно относиться к слабому человеку.
Я недавно была в магазине и видела, как большие мальчишки отобрали у маленького мальчика деньги. Он жалобно плакал, но никто не пришел к нему на помощь. В такой момент невольно задумываешься о черствости и равнодушии.
Чтобы показать важность проблемы равнодушия, приведу еще один пример. Люди часто не видят красоты природы, они просто рвут цветы целыми охапками, им не стыдно, что они разрушают красоту. А мне больно от их равнодушия и жестокости».
В этом отрывке учащийся апеллирует к личному опыту. Если первый пример как-то созвучен авторской позиции, хотя в нем и не выявлен обобщающий смысл, то второй аргумент уводит автора сочинения в сторону от тезиса, который он обосновывает. Это типичная ошибка в работах учащихся, вызванная неумением руководить развитием собственной мысли. Вместо того чтобы примерами доказывать важность человеколюбия, автор стал раскрывать смысл слова «равнодушие», иллюстрируя новым примером именно это, другое, понятие. Такая подмена увела автора от рассматриваемой проблемы. Поэтому эксперт засчитывает как жизненный аргумент только первый аргумент.
Сочинение по тексту В. Токаревой.
«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.
Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.
Недавно в газете «Новая Ладога» было написано, что незаконно было убито большое количество нерп, которые из-за хорошей экологии приплыли к берегам Ладоги.
Бабушка рассказывала, что на даче поселилось очень много уток, которые уже начали выстраивать свои гнезда в камышах. Весь кооператив, в основном дети, приходят на пирс их подкармливать, но точно не убивать.
В заключение хочу сказать, чтобы люди были ответственны и скромны по отношению ко всей живой природе, чтобы меньше было агрессии и больше помощи в сторону животных».
Несмотря на обилие грубых речевых ошибок в части, касающейся аргументации, в работе можно усмотреть 1 жизненный аргумент. Он рождается на стыке жизненных примеров и итогового умозаключения пишущего. В связи с этим по критерию К4 работа заслуживает 1 балла.
Сочинение по тексту С. Михалкова.
«Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьез задумалась о влиянии книг на ребенка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Маленький человек воспринимает все гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь».
Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества
... Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни. ... нуждами людей. Толстой не ... Лев Толстой. Л., 1928. Кн. 1. 50-е годы. С. 261—291). Толстой ... оценил талант автора. “Детство” ... Толстого. Эта тема: простота, естественность как высшая ценность истинной человеческой жизни. “Всегда смолоду, и чем ...
Сочинение по тексту В. Солоухина.
«Моя точка зрения не совпадает с авторской, наверное, потому, что я родился в век информационных технологий, я не жил тогда, когда не было техники. Возможно, раньше люди были добрее, а жизнь лучше. Но стоит ли говорить об этом сейчас. В мою жизнь техника проникла глубоко, обратной дороги нет. Я не представляю себе жизнь без техники: микроволновой печи, телевизора, музыкального центра, а главное – компьютера. Компьютер для меня не просто развлечение. Поиграть, конечно, тоже хорошо, надо ведь иногда расслабиться. Но компьютер помогает осваивать науки, быстро получать информацию при помощи Интернет. Кроме того, мне даже книги удобнее читать с монитора компьютера. Моя библиотека наполовину состоит из электронных книг, это гораздо удобнее для хранения. И поэтому я еще раз хочу повторить: для меня техника значит очень много, она не вредит человеку, а помогает».
К4-4.
Баллов экзаменуемый получает, если « сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
Или
Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
Или
Образ Николая Иртеньева
«диалектика души»
В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.
Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.
Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.
Как размыслить по рассказу толстого бедные люди. Толстой Л.Н. «Бедные люди»
... Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?» Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре . Вывод: Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте ... потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом. Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду. Которое никогда не ...
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.
Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого
Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.
Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ОГЭ