Подготовка к сочинению -описанию внешности
Урок развития речи (7 класс)
Подготовка к сочинению – описанию внешности
Урок развития речи (7 класс)
Тип: объяснение нового материала
Цели урока:
- систематизировать приобретенные учащимися знания об описании;
- подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;
- развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”.
Оборудование: карточки с заданиями (распечатаны на каждую парту)
Предварительное д/з:
выбрать фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится, и ответить на вопросы:
- Кто это?
- Давно ли у вас эта фотография?
- О чем вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда?
Составить текст – подпись к фотографии.
Вступительное слово учителя:На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – подготовить материал к сочинению “Описание внешности человека”. Говорят, что лицо – зеркало человеческой души, но это не всегда так. Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.)
- Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?
- Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.
Основное в этом описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. Это может быть связано с особенностями глаз, манер, походки описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии, с определенным состоянием и особенностями характера – “со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека.
На уроках русского языка мы уже работали над текстами определенного типа, на уроках литературы анализировали портреты людей из литературных произведений, т.е. рассматривали строение текста, способы и средства связи предложений в законченном отрывке, знакомились с языком писателя, определяли роль портрета в художественных произведениях.
На сегодняшнем уроке я предлагаю провести работу над заданиями карточек (с карточками, где выписаны цитаты из различных художественных произведений, даны задания различного характера, учитель предложил ребятам поработать дома), над текстами(раздаточный материал), таким образом отобрать необходимый материал к сочинению.
Сочинение человек и природа в современной литературе
... … У человека и природы — одна душа убивая природу, мы убиваем себя и свое будущее. читать похожие: Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев) Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас ...
2. Работа с текстом (чтение).
- Чтобы оценить умение всматриваться, обратимся к рассказу М.Зощенко «Мой знакомый» (отпечатанный текст рассказа — на каждой парте).
«…Он был старый, больной и утомленный. Гримаса неудовольствия как бы застыла на его лице. Глаза стали пустые и равнодушные. Щеки висели складками. Шея покрылась морщинами. Седые усы поникли книзу. Кожа потеряла блеск жизни. И ходил он медленно, вяло передвигая ногами, выпятив живот и распустив губы, как это делают беременные женщины.Короче говоря, это был среднего роста пузатый усач с лицом бледным и равнодушным, достойным жалости и медицинских советов.А между прочим, в комнате на стене висели две фотографии, на которых его запечатлели в момент сияющей молодости.Как странно и любопытно глядеть. Какая удивительная разница. Какая страшная перемена.Вот он снят как будто бы за границей. Стоит около киоска с цветами. Голова слегка закинута назад. Сам тонкий, как тростинка. Черный плащ небрежно брошен на руку. Соломенная панама с пестрой лентой. Усики топорщатся кверху. Легкая самоуверенная улыбка играет на его лице. И кажется, что море ему по колено…А вот еще фотография.
Вот он снят со своей молодой невестой. Черный фрак. Стоячий воротничок. Маргаритка в петлице. Молоденькая невеста, прелестная, как куколка, завернута в разные немыслимые кисейные штучки и воланы. Глазки у нее вытаращены. Ротик полуоткрыт. Нежная ее лапка покоится в его мужественной, загрубелой руке… И сама молодая невеста припала головой к его плечу, как бы ища защиты от предстоящих бед, несчастий и битв жизни.А он – немножко наглый, самоуверенный, с победоносным взглядом… Ах, как, вероятно, нехорошо владельцу фотографий глядеть на свою пропавшую молодость!»
3. Беседа по содержанию рассказа.
- Сколько микротем в тексте?
(три)– А почему фотографии висят на стене, а не лежат в альбоме?(С ними связаны самые дорогие воспоминания старого, одинокого, слабеющего с каждым днем человека, которому непросто достать альбом и открыть его на нужной странице. А когда фотографии висят на стене, прошлое кажется совсем близким. Достаточно повернуть голову, чтобы убедиться в этом).– Описание фотографий предваряет обращение к читателю: «Как странно и любопытно глядеть. Какая удивительная разница. Какая страшная перемена». Что же имел в виду автор?(Он хотел подчеркнуть возраст героя. Ведь невозможно поверить, что стройный юноша превратился в толстого, еле передвигающего ноги старика).– Увы, старость – это груз прожитых лет, это болезни, страдания, потери. Такие события не проходят бесследно. Однако за бросающимися в глаза внешними переменами автор увидел нечто большее. Давайте сравним описание героя с его изображением. Слово самым внимательным читателям.– Владелец фотографий когда-то был настоящим франтом, о чем говорят подмеченные автором детали: небрежно брошенный на руку черный плащ, соломенная шляпа с пестрой лентой. Чувствуется, что в молодости этот человек любил и умел одеваться.– А в первой части рассказа совсем не упоминается об одежде, и это неудивительно: старый и больной человек давно утратил интерес к ней, стал равнодушен к себе. – Вы обратили внимание, что в начале рассказа дважды повторяется это слово: у героя равнодушные глаза и равнодушное лицо, «достойное жалости и медицинских советов». Это повторение углубляет наше представление о трагедии человека, который с годами утратил не только силы и здоровье, но и способность удивляться, восхищаться, радоваться. Равнодушие к жизни изменяет человека сильнее любой болезни. Неужели оно является неизбежным спутником старости?
Примеры сильного человека из жизни
... другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение ... примером сильного человека является мой дедушка. В молодости он получил серьезную травму и стал инвалидом. Ходить дедушка не мог. Врачи утверждали, что всю свою жизнь ... сильных людей мне случалось читать в книгах. Например, мне вспоминается произведение Железникова «Чучело». Главные герои ...
Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся представить того, кто изображен на снимках. Можно ли начать рассказ о нем с такой фразы: «Это был стройный молодой человек с гордо поднятой головой».– Но в тексте сказано, что голова его слегка закинута назад.– Как легко изобразить нашего героя! Стоит слегка закинуть голову назад…– Мы забыли об улыбке: «Легкая самоуверенная улыбка играла на его лице».– Интересно, что должен чувствовать человек, принимающий такую позу перед фотоаппаратом?– Что он имеет право смотреть на остальных свысока.– А вдруг он решил пошутить, решил сыграть роль человека, которому море по колено?– Но есть еще одна фотография, свадебная. Серьезность происходящего подчеркивает одежда: фрак, маргаритка в петлице, стоячий воротничок. Внешне герой выглядит наряднее и торжественнее, чем на первом снимке, но изменилось ли его внутреннее состояние? Подтвердите свой ответ цитатой.– Совсем не изменилось, разве наглости прибавилось: «А он – немножко наглый, самоуверенный, с победоносным взглядом…».– А не странно ли, что на стенах его комнаты нет фотографий самых близких людей: детей, родителей?– Детей могло и не быть.– Но родители-то были. У академика Д.С. Лихачева есть такое высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их»3.
Старые фотографии не только рассказывают о прошлом, но и побуждают к ответу на очень важный вопрос: «Кого же любил наш герой?».– Наверное, только себя.– Вряд ли об этом догадывалась молоденькая невеста, доверчиво припавшая к его плечу, «как бы ища защиты от предстоящих бед, несчастий и битв жизни». Человек, сосредоточенный только на себе, никогда не сможет стать надежной опорой для других.
Самоуверенность героя в молодости подчеркнута в рассказе дважды, как и равнодушие в старости. С какой же целью привлекает наше внимание к этим качествам автор? Может быть, между ними существует какая-то взаимосвязь?Мы уже убедились, что в основе самоуверенности молодого человека лежит самолюбование, которое мешает ему оглянуться вокруг и ощутить бег времени. Он никогда не стремился понять, как живут люди, как стареют, что оставляют потомкам. Ему казалось, что старость никогда не настигнет его. Но пора подведения итогов рано или поздно наступает для каждого. Так что же останется после этого человека? Добрые дела? Светлые воспоминания? Или две фотографии, которые будут выброшены новыми жильцами?Как горько осознавать, что равнодушие к жизни порождено самоуверенностью молодости, отвергающей опыт поколений и обрекающей себя на одиночество в старости.Рассказ Зощенко заставляет задуматься не только о печальной судьбе героя, но и о себе, о своих близких. Давайте перелистаем семейные альбомы, всмотримся в старые фотографии и подумаем, что же остается после ухода «сияющей молодости».
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку на примере ...
... классе, указывая на цвет, состояние человека, продолжительность взгляда. Учащиеся записывают 1-2 предложения.) Новое на данном этапе урока - формирование навыка описания детали портрета. Подготовка к написанию сочинения ... глаза, взгляд человека, поэтому при чтении материала карточек (Приложение 2) , прошу обратить внимание на то, как можно сказать о взгляде, глазах. Характеристика глаз. «Его глаза ...
Урок № 2
Работа с фотографиями (реализация д/з)
В своих работах они пишут о том, что их мамы и бабушки не так уж сильно изменились с годами. Конечно, поседели волосы, прибавилось морщин, но улыбки такие же, как в молодости. И желание хорошо выглядеть осталось, и интерес к жизни не пропал, и с героем Зощенко, к счастью, у них нет ничего общего.Так, может быть, существуют силы, способные отодвинуть старость?Писатель Ю.Куранов в своей книге «Тепло родного очага» рассказал о том, как поразила его однажды внешность немолодой женщины, работавшей в совхозной проходной. В ее лице, таком обыкновенном, сельском, светились чистота и добропорядочность, заставившие его вспомнить строки Уолта Уитмена:Женщины сидят или ходят. Молодые и старые.Молодые красивы, но старые гораздо красивее.Комментируя эти строки, Ю.Куранов не отрицает привлекательности юных девичьих лиц, но отмечает, что жизнь еще не высветила их вещим огнем испытаний, бедствий, радостей, страдания, мудрости и терпения. Он убежден, что годы проявляют главное в человеческих лицах. Вот почему мы встречаем порой ужасных, омерзительных стариков и страшных, звероподобных старух. Цепляясь за низменные и ничтожные привязанности своей натуры, они как бы вычеркивают из себя все, что роднит их с человеком.Но люди, проведшие свои дни в чистоте, наливаются и наливаются красотою не обязательно подвигов, но порою никем не замечаемых будней, которые иногда намного выше всякого подвига.Значит, секрет молодости все-таки существует, и принадлежит он умудренным жизненным опытом людям, к которым нам предстоит присмотреться.2. Работа с карточками.
Труднее всего описать глаза, взгляд человека, поэтому при чтении материала карточек, прошу обратить внимание на то, как можно сказать о взгляде, глазах.
Карточка №1
“Его глаза сияют” (А.С. Пушкин.)
“За спиною его стояла девочка… щеки её горели нестерпимо, ещё сильнее, чем её серые глаза” (К.Г. Паустовский.)
Отметить портретную лексику. (Ученик отмечает лексику, класс записывает в тетрадях – глаза сияют, глаза горят.)
В каком значении употреблены глаголы? (Переносном.)
Что они называют? (Впечатление, производимое героями.)
Карточка №2
“На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили лёгкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна”. (Р. Фраерман.)
“Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза”. (Д. Дефо.)
Сказано ли в отрывках о цвете глаз (серые), есть ли сравнение со светом? (Блеск покрывал их поверхность; блестящие глаза.)
Подчеркнуто ли состояние взгляда? (В глубине ходили тени, быстрые глаза.)
Ведется запись в тетрадь.
Карточка №3
“У Андерсена были серые сощуренные глаза”. (К.Г. Паустовский.)
“Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица”. (А. Грин.)
Внешность дубровского из романа дубровский. «Внешность Дубровского
... внешности Дубровского из романа Дубровский А.С. Пушкин назвал свой роман именем главного героя «Дубровский». внешность А.С. Пушкин показывает внешность главного героя глазами других людей, ... ценный опыт. Также читают: Картинка к сочинению Внешность и портрет Дубровского Популярные сегодня темы Этот цикл ... взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что ...
Каков цвет глаз у героя? (Серые, темные.)
Отражается ли состояние, характер человека? (Сощуренные, с оттенком грустного вопроса.)
Запись лексики в тетрадь.
Карточка № 4
“Меня учила тихонькая пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что мне казалось: сквозь них можно было видеть все сзади её головы”. (А. М. Горький.)
“Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами”. (К.Г. Паустовский.)
Какой фразой писатели подчеркивают характер человека (смеющиеся глаза), цвет (прозрачные глаза)?
Вывод делает учитель, а могут с помощью наводящих вопросов сделать ученики.
Многообразна портретная лексика: писатели указывают на цвет глаз, состояние человека, не называя его; обращают внимание на продолжительность взгляда, величину глаз; подчеркивают характер человека.
Задание № 1
Учитель предлагает классу задание.
Подобрать антонимы к данным словам: например, глаза сияют, горят – потухли; быстрый, блестящий взгляд – медленный, тусклый; сощуренные глаза – раскрытые; темные – светлые; смеющиеся – плачущие.
Учащиеся знакомятся с карточками, содержащими вопрос: “О чем может говорить взгляд?”
Карточка № 5
Безмолвный, безжизненный, блеклый, потухший, настороженный, мертвый, ненавидящий, немой, неподвижный (взгляд.)
О чем говорит такой взгляд? (Свидетельствует о горе человека, исключая из этого ряда блеклый взгляд: он может указывать на возраст человека.)
Укажите антонимы к словам: безмолвный, безнадежный.
На этой же карточке предложение, показывающее, как писатель использует портретную лексику:
“Глаза Чертопханова медленно раскрывались, и потухшие зрачки двинулись сперва справа налево, потом слева направо и остановились на посетителе”. (И.С. Тургенев.)
Какова роль наречий в описании?
(При чтении на них падает логическое ударение, они подчеркивают признаки внешности – взгляда героя.)
Карточка № 6
Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд.
“Твёрдый, немигающий взгляд несколько смутил Павку”. (Н. Островский.)
Какие определения указывают на характер человека? (Задорный, энергичный, оживлённый.)
В каких определениях подчеркнуто сходство со светом, материалом, величиной? (Бархатный, бездонный, искрометный, лучистый, мерцающий, светлый.)
В каких определениях даны оценки? (Чудесный.)
Подберите синонимы к словам: чудесный, задорный. (Чудесный – прекрасный, задорный – живой.)
Карточка № 7
Перепишите слова попарно, чтобы они были антонимами.
Беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный взгляд.
Беглый – долгий, короткий – долгий, долгий – мимолетный, долгий – мгновенный, быстрый – неторопливый, долгий – стремительный.
Вывод: оказывается, в данном значении одно и то же слово может вступать в несколько антонимичных пар.
3. Цвет глаз
И, наконец, следует назвать цвет глаз, так как у ребят часто возникают ошибки.
Карточка № 8
Описание внешности человека (друга 7 класс)
... -cheloveka.html Сочинение на тему: «Описание внешности человека» В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой ... в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление). 2. Возраст. 3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки. 4. Описание лица: а) глаза, их выражение, взгляд; б) улыбка; в) описание рта; г) описание ...
Назовите цвет глаз. (Голубые, синие, стальные, серые, зеленые, карие, черные.)
“Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку”. (М.А. Шолохов.)
Работа над карточками, в которых отобрана лексика, характеризующая глаза, взгляд человека, показала, как используют эти речевые средства писатели. Таким образом обогащаем словарный запас учащихся, развиваем их наблюдательность, расширяем сведения о портрете.
4. Волосы, брови, овал лица
Карточка № 9
Какими могут быть волосы по цвету? (белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные)
Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами.)
Укажите форму, длину волос. (Волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.)
Карточка № 10
Какими бывают брови у человека по цвету и форме? (Черные, белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие, как шнурки и т.д..)
Опишите брови своего друга, подруги, соседа по парте.
Карточка № 11
Назовите овал лица, какое оно бывает? (Круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое.)
Какой овал лица у вашего соседа, соседки по парте? Опишите.
5. Нос
Карточка № 12
Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.
Какой нос у этих людей? (Прилагаются фотографии.) Назовите величину и его форму.
Карточка № 13
Каким бывает цвет носа? Вспомните литературных героев, у которых называют цвет носа.
Вот, например, А. Гайдар пишет:
“Чука и Гека нельзя было загнать домой. С посинелыми носами они торчали на морозе”.
(Цвет носа – красный, лиловый, сизый, синий, фиолетовый, бледный, ярко-красный.)
Как вы можете назвать кожу носа? (гладкая, рыхлая, пористая, бугристая.)
6. Походка
Карточка № 14
Как можно сказать о походке? (Бесшумная, вихляющая, военная, вялая, грузная, лёгкая, мужская, плывущая, твердая, скользящая, ровная, нетвердая, чёткая, тяжёлая, энергичная, юношеская.)
Какая походка у балерины?
Как ходят пожилые люди?
Укажите темп походки. (Быстрая, мерная, неторопливая, тихая, медлительная)
Карточка № 15
Попробуйте назвать состояние человека по походке: беззаботная, беспечная, бодрая, важная, виноватая, вкрадчивая, гордая, ленивая, уверенная, усталая.
Указывают ли на походку в сравнении с миром животных? (Да. Кошачья, медвежья, утиная, лебединая.)
У А. М. Горького: “Двигалась она легко и плавно, точно большая кошка”.
“Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро; и она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла”.
7. Осанка
Карточка № 16
Вспомните осанку ваших близких, знакомых вам людей, назовите её. (Статный, приземистый, квадратный, стройный, сутулый, сухонький, подтянутый, аккуратный, высокий, маленький, низкий, среднего роста, полный, худой.)
Может ли в осанке отражаться характер человека? (В осанке не всегда отражается характер человека; по осанке иногда можно судить о занятиях человека.)
По картине Григорьева Вратарь от первого лица вратаря (описание)
... команды к другой, но никто не может завладеть им надолго. Сочинение от лица вратаря Мне хочется сорваться с места и побежать на выручку своим товарищам. Но ... момент футбольного накала и азарта, несет собой картина Григорьева С.А. «Вратарь». Хотя и не видно там мяча и гоняющих по полю игроков, а все персонажи выписаны в ...
(Запись всего отобранного материала фиксируется в тетради.)
III. Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно).
Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)
Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)
Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)
Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)
Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш, с голубыми глазами на круглом лице.)
IV. Составление опорного сложного плана и его запись в тетрадь.
V. Чтение учителем лучших сочинений предыдущих классов.
VI. Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке. Часто бывает, что одной портретной лексики недостаточно для отработки определенных навыков. Описание внешности человека, так же, как и другие виды описаний, может быть написано в разговорном, деловом, научном, художественном, публицистическом стиле. Задача разговорного стиля поделиться со слушателем своими впечатлениями о внешности какого-либо лица; деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике; описание внешности литературного героя – пример художественного описания; описание внешности современного студента, рабочего в газетном очерке нередко даётся в обобщённом плане и носит публицистический характер… Следовательно, прежде всего надо самому себе ответить на такие вопросы:
Кого именно я буду описывать?
Какую задачу я ставлю? (Поделиться впечатлениями, сообщить об отличительных признаках, нарисовать внешность.)
Что главное я скажу в своём сочинении? (“Все примечательно во внешности такого-то человека”; “Как необычно выглядит такой-то, когда возбуждён (отдыхает и т.д.)”; “Во внешности такого-то особенное – это-то”; “Такой-то обаятелен (неприятен) и т.д..)
Д/З Написать сочинение
«Портрет пожилого человека» или
«Фотография из семейного альбома»
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315