Тема: Сочинение « Моя любимая кошка» (обучающее сочинение – повествование с элементами описания во 2 классе)
Цель:
- Формировать представление об особенности сочинения- повествования с элементами описания
- способствовать формированию умения описывать животное.
Задачи:
1. Научить строить текст в определённой композиционной форме.
2. Развивать наблюдательность; познавательный интерес к животным; способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
3. Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка; любовь к животным; бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Предварительная подготовка: сбор детьми материала о кошке
Оборудование: доска, кластер, слайды(фотографии кошек), тетрадь, музыкальное сопровождение, эпиграф «Кошка — крошечный лев, который любит мышей, ненавидит собак и покровительствует человеку».
Оливер Херфорд
Ход урока
Ι. Организационный момент. Психологический настрой
«Зонтик настроения».
- Ребята! Я хочу поднять ваше настроение, настроить вас на серьезную работу .
Каждый из вас, побывав под этим красивым замечательным зонтиком, почувствует себя увереннее. Вы улыбнетесь и пронесете свое хорошее настроение через весь урок:
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можете садиться!
ΙΙ.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение « Моя любимая кошка»
Мы научимся рассказывать и описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление.
Ваша- задача состоит в том, как при помощи слов, словосочетаний, предложений, в результате многодневных наблюдений за этим животным, передать отношение к кошке, свои чувства, мысли, впечатления.
- Откройте свои тетради, запишите число, тему сочинения.
ΙΙΙ.Минутка чистописания :
Представьте, что ваши пальчики это «лапки» кошки. Давайте своим теплым дыханием их согреем, подышим на них.
Сочинение о животных
... и теплота. Кошки – действительно удивительные животные. Воспоминания о них, как о священных существах, сохранились на барельефах Египта. Там и на сегодняшний день относятся к кошкам с особенным вниманием. Сочинения для ... себе «обед или ужин». Любят нежиться на солнце. Кошки любят занимать стул, на котором кто-нибудь сидел. Любимым занятием котов является проверка пакетов, которые только что ...
- покажем, как мягко и неслышно передвигается кошка
- царапает
- катает клубок ниток
- погладьте друг друга «лапками « по лицу
( можно прописать в воздухе слово « кошка!»)
( музыкальное сопровождение)
ΙV. Актуализация опорных знаний:
Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков
- Кто главный герой нашего урока?
- С чего начнем подготовку к сочинению? (Внимательно рассмотрим животное).
- Как по-другому можно назвать кошку.
- Подберите родственные слова
( кот, котик, кошечка ,котище, котенок) Слова выставляю на магнитную доску.
- Для чего это нужно? ? (Чтобы не было повторов в тексте)
- Какая часть слова изменяла его, вносила новое значение?
( суффикс)
- Кто-нибудь из вас знает, почему этого животного назвали кошкой?
( с древнегреческого « мау» — означает « кошка»
V. Работа над сочинением :
Беседа учителя:
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство людей нашей планеты любят кошек. Да и как их не любить? Ведь это наши верные, преданные и полезные спутники человека. Они украшают нашу жизнь, а в горе часто утешают нас.
А ведь у многих одиноких ,людей, у кого нет близких, кошки единственные, кто скрашивают их одиночество, помогают жить.
- Поднимите руку у кого в доме есть кошка?
- А у кого она любимая?
Я очень рада, что вы любите животных
- А как зовут ваших кошек?
( Дети показывают красиво написанные клички кошек)
- Как пишутся клички животных?
О кошках говорить можно много. Можно подобрать огромное количество слов, словосочетаний, которые выразят наше отношение к ним.
И мы сейчас это сделаем.
- Словарная подготовка
- Какая ваша кошка?
Добрая, пушистая, ласковая, умная, ловкая, неторопливая, нежная, красивая, капризная, мягкая, храбрая ,хитрая, ( слова на кластер)
- Где живет кошка?
- Чем питается?
- Приносит вред или пользу?
VΙ. Физкультминутка.
Кто отдых чередует с делом,
Всегда здоров душой и телом!
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко — легко подышим.
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту сесть опять.
Игра на внимание «Заяц-лиса»
(Учитель произносит слово «заяц»- все приседают, руки вперед; «лиса» — все встают, руки поднимают вверх).
VΙΙ. Обобщение
У домашней кошки длинная и интересная история, своими корнями уходит в далекое прошлое. Эксперты- исследователи до сих пор не могут прийти к одному мнению о происхождении домашней кошки. Однако, большинство ученых считают, что предком домашней кошки является египетская кошка.
Это небольшой зверек из семейства кошачьих.
Ее еще называют песчаной или крапчатой кошкой.
Описание животного(кошки)
... лапы, хвост повадки, поведение кошки Моё отношение к кошке. 10. Заголовок. 11.Чтение сочинения ... ( описание, повествование, рассуждение). Какой тип будет ведущим в нашем сочинении? ( описание). Как ... кошкой? Поднимите руки те, у кого есть кошки. 3.Выступление ребёнка: На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего ... крошечный, миниатюрный). 3)Кошка, кошечка, кот, котик, котище. Выделите в ...
Египтяне приручили этого зверька для участия в охоте .
И по сей день кошки являются отличными охотниками по ловле мышей и крыс. Египтяне оказывали кошке почет, охраняли ее от болезней, увечий, любили при жизни и оплакивали всей семьей, когда она умирала. А в знак траура сбривали себе брови.
Длина туловища кошки-50 см, хвост-около 25см.
По окрасу ее еще называли буланой. Брюшко беловатое, хвост снизу светлее, а у конца три широких черных кольца, сам кончик хвоста- черный.
По телу идут волнообразные полосы и местами мелкий черный крап.
Всего в мире насчитывается более 57 видов пород домашней кошки.
Все настоящие породы кошек четко разделяются на длинношерстных и короткошерстных.
С длинной шерстью: персидские, ангорские –у них длинная, мягкая шерсть, крепкий корпус, короткие ноги, большая голова и особенно пушистый хвост, на животе шерсть вьется, приплюснутый нос.
С короткой шерстью: тигровая, сиамская- шерсть короткая, густая, нежная, мягкая. Глаза большие, округлые. Длинный хвост. Сиамская кошка отличается изяществом, ловкостью, задние ноги несколько длинее, чем передние .Светлые, темные уши, лапки, хвост, маска; глаза ярко-голубые
(интересные факты о кошках в рассказах детей)
- Каждая кошка обладает уникальным рисунком на носу. Он является таким же индивидуальным как у человека отпечатки пальцев;
- Сердце у кошки за минуту совершает примерно 110 — 140 ударов, получается, оно бьется в 2 раза быстрее, чем у человека;
- Самой маленькой кошкой считается сингапурская кошка, кот данной породы весит примерно три килограмма, а кошка – не более двух килограммов.
А самым большим представителем кошачьих является тигр, его вес достигает 300 килограммов;
- В некоторых странах кошки получают пенсионное обеспечение. К примеру, в Австрии, коту, который охраняет склад зерна, положена пенсия. Только, стоит заметить, что не в денежном размере, а в продуктовом, то есть мясо, бульон, молоко;
- Отличие домашних кошек от диких заключается в том, что при ходьбе хвост у домашних всегда почти расположен вертикально, а у дикой кошки, как правило, он находится в горизонтальном положении;
- Когда кошки мяукают, они пытаются поговорить с Вами, а не со своими собратьями, потому как друг с другом, таким образом, кошки не умеют общаться;
- Не стоит удивляться тому, что у кошки меняется настроение, также как у вас. Дело в том, что кошки являются очень чуткими натурами и могут чувствовать настроение хозяина;
- Тело кошки состоит из 517 мускулов и 290 костей, поэтому кошки обладают грациозностью;
- Все кошки обладают отличным слухом, ухо этих животных поворачивается на 180º;
- А что интересного в повадках и в поведении кошек заметили вы?
- Расскажите, как она себя ведет, когда чувствует мышь или голодна?
- Как показывает свою ласку?
- В чем проявляется ее характер?
- (добавляю на кластер словосочетания: верный друг, благородный характер, добрые глаза, ласковый взгляд, грациозная походка)
А каково ваше отношение к этому зверьку?
Так за что же вы любите свою кошку?
- ( высказывания учеников)
- « котодом» ( 17 ноября – день черного кота)
Беседа о приметах: ( ребята заранее получили задание подобрать приметы, связанные с кошкой)
Описание кошки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс
... (глаза, уши, нос); г) туловище (размер, шерсть); д) лапы; е) хвост; ж) характер 3. Заключение. Я люблю свою собаку (кошку) Рефлексия СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал(а) … Было интересно … Могу ... совет, чтобы они завели себе смешного и ласкового кота, как наш Жора. Еще больше сочинений на тему: «Про кота»: Сочинение №2 Сочинение №3 Сочинение №4 Сочинение №5 Сочинение №6 У нас дома живет ...
- первой впускаем в новый дом
- лижет лапку, умывается- к гостям
- мордочку прячет – к морозу
- скребет пол- быть метели
- дерет стену- к непогоде
- крепко спит- к теплу
- лежит брюшком вверх- к теплу
Наш разговор о кошках еще можно продолжать бесконечно и у вас найдется множество интересных историй. О них мы поговорим на следующем уроке.
А мы не должны забывать о теме урока.
VΙΙΙ. Словарно-орфографическая подготовка:
Что еще нужно сделать, чтобы грамотно написать сочинение?
- (Повторить правила написания трудных орфограмм)
Учащиеся называют изученные орфограммы, повторяют правила их написания.
1. Будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Слуху ты не доверяй,
Удареньем проверяй!
2.Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.
Зуб на зубы, лед на льды —
Будешь грамотным и ты
3. Кошка Маринка, котенок Тишка
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
4. Ставиться буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
5. Достойна точка уважения
В конце любого предложения.
- Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение?
- (Мою любимую кошку зовут…)
Как появилась у вас, какая она?
Туловище (какое?)…
Лапки (какие?)…
Ушки (какие?)…
Глазки (какие?)…
Шерсть (какая?)…
Грудка (какая?)…
Хвост (какой?)…
Слух (какой?)…
- к какой породе относится?
- О чем написать потом? ( о повадках, используя словосочетания на кластере)
- Как закончить свою работу?
(написать о своем отношении к кошке)
5. Подготовка к письменной передаче текста.
Составление плана.
План
1.Моя любимая кошка (кличка)
2.Описание кошки
3.Повадки
4. Мое отношение к кошке
(Составление устного рассказа по вопросам плана и опорным словам.)
- Передайте письменно ваши мысли, чувства, отношение к кошке. ( звучит музыка)
VΙΙ. Работа в тетрадях
Самостоятельная запись текста,
Проверка и самостоятельное редактирование текста.
(Учитель оказывает индивидуальную помощь)
VΙΙΙ. Итог урока.
Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Как вы считаете, удалось ли вам сочинение-повествование с элементами описания?
- Кто хотел бы прочитать свою работу?
- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
Похлопайте в ладоши те, кому было легко.
Выставление оценок
Заполнение листа самооценки учащимися.
Лист самооценки
1.
2. Я могу рассказать о кошке и описать ее.
Я знаю правила правописания безударной гласной, парных согласных;
- кличек животных.
Я умею правильно строить предложения.
Я внимательно слушал учителя и одноклассников.
Я активно работал на уроке.