Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.
Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому — вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.
Анализ произведения
Сюжетная линия
События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером — Костылиным — и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.
Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.
Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.
В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.
Сохраните: , Тесты с ответами по рассказу Саши Черного “Кавказский пленник” по литературе 5 класс., Ссылка для скачивания теста №1 (13 вопросов):, Ссылка для скачивания теста №2 (10 вопросов):, Ссылка для скачивания теста №3 (18 вопросов):, Если вам нужны тесты в формате .doc (WORD), пишите в комментарии, отправим.
Решать тест онлайн на сайте:
Вопросы тестов Cаша Черный Кавказский пленник с ответами 5 класс:
Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ
... кавказских народов. Везде, где бывал Лермонтов на Кавказе, он внимательно присматривался к особенностям быта, нравам горцев, интересовался историческими памятниками, легендами, народными сказаниями. Лермонтов проявил такой огромный, живой интерес ... Он взял фуражку, молча кивнул хозяину и гостю и вышел. Так эта первая мимолетная встреча двух гениальных людей сначала прошла бесследно для них обоих. ...
1)Саша Чёрный – это псевдоним писателя. Укажите его настоящее имя. Ответ: Александр Михайлович Гликберг
2)Где началась писательская деятельность Саши Чёрного?Ответ: в Петербурге
3)Где происходит действие в рассказе Саши Чёрного «Кавказский пленник»?Ответ: в Петербурге
4)Укажите имена девочек, героинь рассказа.Ответ: Катюша и Валя
5)Какую книгу прочитали сёстры «в первый раз в жизни … по очереди»?Ответ: рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»
6)Какие герои в придуманной девочками игре стали Жилиным и Костылиным?Ответ: дворняжка Тузик и мальчик Миша
7)Кому девочки доставили дощечку с запиской о выкупе?Ответ: дворнику Семёну
8)Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из «тёплой ямы»?Ответ: спрыгнули в яму к пленникам
9)Какой финал к прочитанному произведению придумали девочки?Ответ: Дина выходит замуж за Жилина.
10)Какое средство выразительности использует автор? «Воробьи стайками перелетали с клёна на берёзку, с берёзы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, просто так, от избытка жизни, КАК ДЕРУТСЯ ШКОЛЬНИКИ, РАЗБЕГАЯСЬ ПО ДОМАМ ПОСЛЕ УРОКОВ».Ответ: сравнение
11)Определите, каким средством языковой выразительности является выделенное слово. «Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на ВЕСЁЛУЮ рябь речонки…»Ответ: эпитет
12)Определите, каким средством языковой выразительности являются выделенные слова. «В шкафу кротко блестели золотыми буквами КОРЕШКИ КНИГ. Они ОТДЫХАЛИ.» Ответ: олицетворение
13)Укажите верное утверждение. В тексте рассказа есть юмористические слова и выражения, описаны смешные ситуации. Игра в «кавказских пленников» детям не понравилась. В игре дети в точности воспроизвели события прочитанного рассказа.Ответ: в тексте рассказа есть юмористические слова и выражения, описаны смешные ситуации.
14)Что хотели выяснить сестренки после прочтения «Кавказского пленника» Толстого?
15)Почему девочкам очень хотелось выяснить все у няни?
16)Девочки обсуждали продолжение рассказа «Кавказский пленник». О каком финале они мечтали?
17)Как хотелось сестрам вознаградить девочку Дину?
18)Кто был неизменным адъютантом у сестренок?
19)Кем хотели быть в игре девочки?
20)Какое требование девочек не хотел выполнять Мишка?
21)Чтобы пленникам было в яме помягче, девочки
22)Мишка с «напарником» не хотел покидать яму. Как девочки решили эту проблему?
Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник» для читательского дневника
... яму и придумали игру в кавказского пленника. Они решили, что в качестве пленного будет выступать Миша. Обе девочки мечтали сыграть роль Дины, но ... план: Грусть девочек из-за произведения Толстого. Яма в саду и начало игры. Веселое времяпрепровождение и возвращение матери. Изменение мнения о рассказе. В произведении ... В рассказе автор заставляет читателя задуматься, нужно ли расстраиваться из-за ...
23)Кто спас кавказских пленников?
24)Произведения какого характера в основном писал Саша Черный? Ответ: юмористические
25)С чего начинается рассказ «Кавказский пленник»? Ответ: юмористические
26)В какое время года происходит действие в рассказе? Ответ: с описания природы
27)Почему главные героини рассказа, Катя и Валя, были расстроены? Ответ: из-за событий рассказа «Кавказский пленник»
28)Кто с девочками стал играть в «Кавказского пленника»? Ответ: Мишка
29)Сколько пленников было в яме? Ответ: 2
30)Чем закончилась игра детей?Ответ: их нашла мама и забрала в дом
31)Какое средство художественной выразительности автор использовал в данной строке: «Сбоку дремал дубовый буфет»? Ответ: олицетворение
32)Что вылепил из теста главный герой рассказа «Игорь-Робинзон»? Ответ: бюст Гоголя
33)Что придумал Игорь, чтобы развлечь себя?Ответ:поиграть в лодке
34)Что сначала сделал Игорь, оказавшись на острове?Ответ: измерил размеры острова
35)Что было на том острове?Ответ: будка с сеном
36)Кого увидел Игорь в воде пруда, находясь на острове?Ответ:крысу
37)Кто приснился Игорю на острове?Ответ: крокодил
38)Благодаря кому Игорь спасся с острова?Ответ:пуделю Цезарю
39)Как отблагодарил Игорь своего спасителя?Ответ: смастерил медаль