Конспект «Катерина – борец или жертва?» (По драме А.Н. Островского «Гроза»)

Сочинение

В драме «Гроза» описана жизнь небольшого провинциального городка. Его простые обитатели бедны, забиты и невежественны, а в среде богатых царит алчность, зависть и жажда бесконтрольной власти. Этот мир представляется болотом, из которого невозможно найти выход. Правящие там богатые самодуры губят бедных жителей городка и собственных домашних. Жертвы «темного царства» в пьесе – умные, честные и порядочные люди.

Подлинное обличие хозяев жизни

В драме Островского «Гроза» рассказывается о жителях города Калинова, расположенного на берегу Волги. Там царят патриархальные нравы: старшие требуют беспрекословного подчинения от младших, замужние женщины живут затворницами. Обитатели городка крайне невежественны. Они живут замкнуто, а сведения об окружающем мире черпают из рассказов странников.

Островский кратко дает им следующие характеристики:

  1. Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец. Это грубый и жестокий тиран, привыкший куражиться над теми, кого считает ниже себя. Перед ним трепещут не только его работники, которых он постоянно обманывает, но и домашние.
  2. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Это ханжа, которая постоянно пилит и грызет своих детей и невестку, требуя от них беспрекословного подчинения. Она постоянно повторяет, что младшие не должны иметь собственного мнения и обязаны во всем слушаться старших.

От их произвола страдают следующие герои:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Варвара;
  • Кулигин;
  • Борис.

Жертвы тиранов по-разному реагируют на их гнет: кто-то ломается, кто-то смиряется с самодурством, а кто-то вступает в открытый конфликт.

Сочинение на тему драма гроза приговор тирании и самодурству

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании. Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами. Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите… А у кого деньги, …тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

7 стр., 3121 слов

Проблема человеческого достоинства катерины в драме гроза. Проблема ...

... в то же время обладает достаточным человеческим достоинством. Проблема человеческого достоинства в драме Гроза Популярные сочинения Исаак Левитан написал эту картину в ... до последнего. А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится ... ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса «Гроза». В этой драме автор показал дикое, ...

Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин. Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису. Савел Прокофьевич скуповат. «…Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». «Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого. Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами… обороняться». Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей.

4 стр., 1893 слов

Дикой и Кабаниха сходство и различие

... и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич ... выполнит бабушкину волю. Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме. Кабаниха всех держит в полном подчинении. Повиновение стало ...

И только потом уже на богатстве. Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он. Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев». Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери. Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной.

Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну. Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов. Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины. Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности.

2 стр., 664 слов

Дикой и Кабаниха сходство и различе — темное царствов драме Гроза

... между Диким и Кабанихой: оскорбить, истребить, унизить до безропотного подчинения – это самое важное для них. Но Марфа Игнатьевна пришла к этому, испытав на себе все унижения и издевательства в доме супруга. И ... качеств, которые очень явно прослеживаются в каждом их движении, в их поведении и отношении к окружающим, да в прочем и к самим себе. Дикой и Кабаниха сходство и различе - темное царствов ...

Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому. В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью. Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены. Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры”; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Младшие представители Кабановых

Главная жертва деспотизма Кабанихи – Катерина. Она невестка, самый бесправный член патриархальной семьи. Это женщина в полной мере ощутила на себе террор властной и жестокой свекрови, которая оскорбляет ее и пытается сломить.

Катерину очень рано выдали замуж

Пытаясь найти отдушину в своей тяжелой и мрачной жизни, героиня полюбила Бориса. Она встречается с ним, пока муж в отъезде. Но после возвращения Тихона домой Катерина понимает, что не может жить во лжи. Несмотря на уговоры Варвары, женщина признается в измене мужу. «Темное царство» сурово карает нарушительницу своих законов: ее изводят насмешками и укорами, и Катерина кончает жизнь самоубийством.

Другая жертва самодурства Кабанихи – ее сын Тихон, которого деспотичная мать сделала безвольным и забитым. Под ее гнетом он сломался и стал алкоголиком. Свое недовольство жизнью Тихон топит в вине. При любом удобном случае он старается вырваться из дома и «накутиться» всласть.

Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от нападок свекрови. Подобно многим слабохарактерным людям, он эгоистичен. Кабанов отказывается взять жену с собой, несмотря на ее просьбы, и оставляет одну в тяжелый период жизни. Когда Катерина погибает, он кричит матери: «Это вы погубили ее». Но он тут же замолкает от строгого окрика. Читателю понятно, почему Тихон обречен. Его можно назвать «живым трупом», ведь после смерти жены он быстро погибнет от пьянства.

Эта девушка не потеряла способности любить

Жертвы произвола

От произвола его хозяев страдают следующие персонажи пьесы:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Варвара;
  • Борис;
  • Кулигин.

Обитатели дома Кабановых

первая жертва жестоких нравов

Вся жизнь вокруг пропитана ложью и притворством, и окружающих удивляет высокая моральная планка молодой женщины.

Катерина не может жить нечестно. Она публично «кается» мужу в том, что любит Бориса, и затем в полной мере познает, как «темное царство» карает тех, кто нарушает его законы. Молодую женщину изводят попреками и насмешками, и она кончает жизнь самоубийством. Удалось ли Катерине вырваться из «темного царства»? Да, но ее освободила только смерть.

Ее муж Тихон – другая жертва жестокого мира. Он всю жизнь находился под гнетом деспотичной матери и вырос безвольным, забитым и бесхарактерным. Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от оскорблений свекрови.

Свое недовольство жизнью мужчина топит в алкоголе. Когда появляется возможность, Тихон торопится вырваться из-под опеки матери, загулять так, чтобы весь год помнить. Он не только слаб, но и эгоистичен: когда Катерина просит взять ее с собой, он ей отказывает со словами: «Вы меня уже заездили совсем». Тихон не понимает сложной духовной жизни жены и лишает ее поддержки в сложный период, чем косвенно способствует ее гибели. Но, несмотря на упреки матери, он полон сочувствия к изменившей ему Катерине.

К жертвам относится и дочь Кабанихи Варвара. Эта хитрая и изворотливая девушка – полная противоположность Катерине. Она не сломалась от деспотизма, как ее безвольный брат, а хорошо изучила свою мать и вовсю ее обманывает. Девушка говорит Катерине, что вся семья Кабановых держится на лжи.

Так почему же Варвара – темного царства по пьесе А.Н. Островского «Гроза»">жертва «темного царства»? Потому что ее, как и Тихона, уродует самодурная сила. Под ее влиянием эта проницательная и решительная девушка постоянно лжет и хитрит. При этом она не испытывает угрызений совести, ее философия проста: делай что хочешь, лишь бы никто не узнал. Но Варвара изворачивается до тех пор, пока мать не начала запирать ее на замок. После этого она уходит из дома со своим возлюбленным.

Борис и Кулигин

главная жертва Дикого

Борис боится убежать с Катериной, подобно Кудряшу с Варварой. Он опасается даже поговорить с нею, и его прощание вызывает лишь жалость и презрение. Так «темное царство» сделало двух близких Катерине людей безвольными и забитыми.

Среди персонажей драмы, противопоставляемых Дикому и Кабанихе, наиболее ярко и здраво звучит голос механика Кулигина. Это талантливый человек из народа, механик-самоучка. Он осуждает алчность и жестокость купечества, его невежество и равнодушие к другим людям. Он стремится улучшить жизнь города, просветить его жителей, но чаще всего наталкивается на невнимание и враждебность.

Особенно выразительна сцена, где Кулигин просит деньги у Дикого на установку солнечных часов. Невежественный купец-самодур даже не понимает, о чем идет речь, настолько ему чуждо само понятие общественного блага. На обращенные к нему почтительные слова механика, украшенные цитатами старинных поэтов, Дикой реагирует своеобразно: «Ты мне грубить не смей!».

Подобно Борису, Кулигин слаб и бессилен, он боится деспотов и самодуров. Механик советует Борису молчать и терпеть, то же самое он говорит и Кудряшу. Лишь после гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста. Он оправдывает самоубийство молодой женщины и обвиняет в нем ее мучителей.

Эта смерть показала, кем была Катерина: жертвой или победителем «темного царства». Она всколыхнула грязное болото и стала немым упреком Борису, неспособному пойти против воли Дикого. Даже Тихон, чья воля парализована алкоголем и страхом перед матерью, скидывает свое оцепенение и кидает Кабанихе упрек: «Это вы ее погубили!».

Кулигин и Борис

От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.

Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.

Невежественным тиранам противопоставляется талантливый механик-самоучка Кулигин. Это человек, мечтающий благоустроить город и улучшить жизнь его обитателей. Но его идеи не находят отклика у жадных хищников-купцов и лишь вызывают у них непонимание и враждебность. Когда Кулигин пытается выпросить у Дикого небольшую сумму денег для установки солнечных часов и обращается к нему с почтительной речью, украшенной цитатами поэтов, тот кричит; «Ты мне грубить не смей!».

Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.

Обитатели провинциального городка

Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:

Самодуры Калинова Их жертвы
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» Кулигин: « Лучше уж стерпеть »
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было».
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает»
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

Самодуры и их жертвы в пьесе «Гроза» не вступают в открытый конфликт до финальной части произведения. Варвара,Тихон, Кулигин живут под гнетом богатых самодуров и терпят их издевательства. Но смерть Катерины помогает им скинуть оцепенение и открыто выступить против деспотизма.