Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского

В «весенней сказке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», в фольклорно-символической форме воспроизведено авторское представление о сущности национальной жизни, о человеке, об идеальном социальном устройстве, воспроизведен эстетический идеал Островского, его представления о красоте. В сказке А.Н Островского нашли практическое применение эстетические взгляды драматурга на проблемы художественного метода, жанра, принципов типизации и сложились в завершенную, глубоко продуманную, проверенную творческой практикой, всем предшествующим опытом художественную систему. Проблемы, поставленные в свое время А.Н Островским в «Снегурочке», являются одновременно проблемами современной духовной культуры

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» -сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров — фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ «СНЕГУРОЧКА»

Пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения: изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д., то любая из его пьес будет как «слепок» с нашей жизни.

Островский отстаивал принципы авторского театра. Образцовыми опытами такого рода он считал театры Шекспира, Мольера, Гете. Соединение в одном лице автора драматических произведении? и их интерпретатора на сцене — учителя актеров, режиссера — представлялось Островскому залогом художественной целостности, органичности деятельности театра. Эта мысль в условиях отсутствия режиссуры, при традиционной ориентации театрального зрелища на выступление отельных, «солирующих» актеров-фаворитов была новаторской и плодотворной.

2 стр., 936 слов

Музыкальная жизнь и театр на Кубани во второй половине 19 века

... Значение любительских спектаклей в культурной жизни Кубани трудно переоценить. Они были возможнос­тью для жителей Кубанской области приобщиться к куль­туре, просвещению, театру. Первые театральные здания в ... Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др. певческий хор исполнял народные песни в обработке кубанских музыкальных деятелей -М. Бибика, Г. Концевича, И. Байдня. Свыше 14 ...

В богатой исследовательской литературе по творчеству А.Н Островского поставлены и освещены как важнейшие общие проблемы освоения писателем эстетики мировой драматургии, проблемы художественного метода, жанра, композиционных форм, так и более частные вопросы: обращение к конкретным сюжетам, мотивам, образам преимущественно бытовых пьес драматурга, между тем как «весенняя сказка» «Снегурочка» остается недостаточно исследованной.

В центре внимания данного исследования — художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского, которые рассматриваются в теснейшей связи с элементами художественной структуры «Снегурочки». При таком подходе «весенняя сказка» А.Н Островского предстает как выражение эстетических взглядов драматурга, как практическое применение его художественных принципов.

«Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес не только как произведение, в котором автор сумел сохранить яркость, красочность, легкость, и непринужденность сказочной пьесы и в то же время в обобщенном абстрагированном виде дать эпическую картину жизни народа, его национального характера, ввести философский подтекст, придающий содержанию сказки общечеловеческий характер, поставить важнейшее для человека и государства в целом проблемы — взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви, но и как «литературное произведение», отвечающее нравственно-воспитательным задачам искусства, которые Островский как демократ-просветитель считал главными.

В «весенней сказке» создан максимально обобщенный образ «художественного мира Островского», в фольклорно-символической форме воспроизведено авторское представление о сущности национальной жизни, о человеке, об идеальном социальном устройстве, воспроизведен эстетический идеал Островского, его представления о красоте. В сказке А.Н Островского нашли практическое применение эстетические взгляды драматурга на проблемы художественного метода, жанра, принципов типизации и сложились в завершенную, глубоко продуманную, проверенную творческой практикой, всем предшествующим опытом художественную систему. Проблемы, поставленные в свое время А.Н Островским в «Снегурочке», являются одновременно проблемами современной духовной культуры

В данной работе осмысливается своеобразие эстетической позиции А.Н Островского в «Снегурочке», философская глубина её идейного содержания и вместе с тем острое чувство современности — всё это позволяет говорить об особом характере «весенней сказки», представляющей собой новый этап в развитии театрально-эстетической мысли второй половины XIX века.

Отдавая должное многим глубоким и оригинальным работам, посвященным осмыслению творчества А.Н. Островского в целом или анализу «весенней сказки», следует все же отметить, что о художественных особенностях «Снегурочки» сказано недостаточно, система литературно-эстетических принципов в «Снегурочке» А.Н. Островского не исследована и требует более детального рассмотрения.

18 стр., 8615 слов

Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»

... восприятие учащихся при прочтении драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка». 1. Интерпретация пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства Весенняя сказка Островского «Снегурочка» впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9 за 1873 г. ...

Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» — сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров — фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.

2.1 ВЫРАЖЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ «СНЕГУРОЧКА»

Обращение А.Н. Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

«Снегурочка» — поэтическая картина внутреннего мира А.Н. Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.

Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.

В работе литературно-эстетические принципы «Снегурочки» представлены как своеобразная целостная художественная система. Выявлены как специфические особенности литературно-художественных принципов «Снегурочки», так и черты, объединяющие их с художественными принципами творчества Островского, что позволяет говорить о «весенней сказке» как о пьесе, включенной в драматургию Островского не выходящей за ее рамки, а также выявлена специфика творческого метода «Снегурочки», состоящая в переплетении реалистических и романтических принципов; причем, показано своеобразие переосмысления и использования А.Н. Островским принципов романтизма в пьесе.

14 стр., 6556 слов

Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы ...

... литературно-эстетических принципов А.Н. Островского в драме "Снегурочка", которые, оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают неповторимое своеобразие в "весенней сказке" с точки ... А.Н. Островский - реорганизатор русского театра. Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров. Очень часто в пьесах Н.А. Островского возникает ...

К концу 60-х годов относится и начальный замысел другой драматической сказки, которая под названием «Снегурочка» была написана весной 1873 года. Буржуазная критика единодушно отнесла эту «весеннюю сказку» Островского к явлениям случайным и чужеродным на фоне его «бытовых» пьес, не вникнув в ее идейное существо и не усмотрев ее глубоких внутренних связей с основными идейными мотивами всего творчества драматурга. Между тем, создавая «Снегурочку», Островский не уходил от действительности в сферы красивого, но отвлеченного и, как казалось враждебной ему критике, «вздорного» вымысла. Мудрость народной сказки внушила драматургу мысль создать драматическое произведение, в котором сказочные мотивы и народное мифотворчество были бы объединены высокой этико-философской идеей.

Не отходя от действительности, а ясно видя, как это показали предшествовавшие «Снегурочке» обличительные полотна его больших комедий, всю грязь и мерзость современного дворянско-буржуазного общества, Островский противопоставлял ей поэтический мир сказочной страны берендеев как воплощение народных чаяний света, правды и справедливости.

Сильнее, чем в какой-либо иной из своих пьес, Островский подчеркнул в «Снегурочке» свое давнее убеждение в том, что отличительная черта русского народа — это «отвращение от всего… личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого». Воплощением этого личного, эгоистического начала выступает торговый гость Мизгирь, соблазнитель Купавы, нарушивший закон высшей и честной любви. Внебытовое, сказочное содержание «Снегурочки» раскрывается как глубокая жизненная драма, когда горячее сердце Купавы вступает в конфликт с эгоизмом Мизгиря. С другой стороны, ледяное сердце Снегурочки, дочери злого Мороза, является для нее причиной трагического сознания пустоты жизни.

Душевная «стужа», «стужа» эгоистической отчужденности и корыстного эгоизма, как нравственная принадлежность «темного царства», во всех пьесах Островского несли зло и горе людям, как принесли они горе простодушной Купаве и самой Снегурочке. Символика сказочных образов, говорящих о победе солнца над тьмою и добра над враждебными жизни злыми силами, философски обобщает социально-этическое содержание драматургии Островского в ее глубинных, народных началах, воплощенных здесь в образах народной сказочной драмы.

В «Снегурочке» Островский оперирует огромным народно-поэтическим материалом, стихия которого творчески вдохновила таких композиторов, как Чайковский и Римский-Корсаков. «Снегурочка» Римского-Корсакова (1881) стала одним из чудеснейших созданий русской музыки под непосредственным влиянием поэтической и нравственной красоты весенней сказки Островского.

2 стр., 689 слов

Анализ сказки Островского «Снегурочка»

... жителей на красоту природы. 8. Композиция произведения. Пьеса-сказка «Снегурочка» состоит из четырех действий. Также есть авторский пролог. Композиция произведение А.Н. Островского сложна. Автор ... их, подчеркивая невозможность существования отдельно. 10. Отзыв о произведении. Пьеса-сказка «Снегурочка» А.Н. Островского привлекает своим сказочным сюжетом, тематикой и яркими персонажами. Произведение ...

Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» своеобразна и неповторима не только в творчестве драматурга, но и в истории мировой драмы.

Это — сказка, веселая, яркая, полная песен, написанная изумительным поэтическим стихом. Сказка о неведомом никому царстве берендеев, в котором живут добрые счастливые люди и которыми правит справедливый мудрый царь, сказка, где наряду с настоящими людьми действуют фантастические и полуфантастические силы — Мороз, Весна, Леший, Ярило, Лель. А в центре пьесы — Снегурочка, девочка с ледяным сердцем, жаждущая счастья и любви, обретшая любовь и погибшая от нее.

На фоне бытовых реалистических пьес А.Н. Островского «весенняя сказка» «Снегурочка» «выделяется своим исключительным своеобразием. «Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов», — передает свое впечатление от «Снегурочки» К.С. Станиславский.

Принципиально новаторский характер «весенней сказки» привел к непониманию и неудовольствию современников. Многие посчитали пьесу неудачей автора. Она воспринималась как нарушающая закономерности творчества Островского — обличителя «темного царства» — и расценивалась как произведение, полностью чуждое современности, как выражение упадка таланта писателя. Так, В.П. Буренин видел в «Снегурочке» бессодержательную фантастическую пьесу, лишенную всяких художественных достоинств, считал ее произведением совершенно несвойственным перу реалиста, художника — сатирика, перу Островского (20, С. 550).

Б.В. Варнеке, признавая высокое мастерство автора «Снегурочки», видел в ней подтверждение мысли об аполитичности Островского, о равнодушии его к «злобе дня».

Газетные рецензенты и театральное начальство, подходя к «Снегурочке» с меркой феерии, находили ее малоэффектной, несценичной, сетовали на недостаток фантастического элемента, считали лишними целый ряд стихов, важных для раскрытия идейного замысла произведения.

Даже Н.А. Некрасов, умевший как редактор точно видеть и отбирать для своих журналов незаурядные явления современной литературы, на сей раз постарался уклониться от публикации пьесы в «Отечественных записках», несмотря на то, что Островский был там постоянным и желанным автором.1 Известны и другие оценки, иная точка зрения. Высоко оценили «Снегурочку» и И.А. Гончаров, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, В.И. Немирович-Данченко.

Особого внимания заслуживает проникнутая уважением к драматургу рецензия, подписанная «Москвич» и помещенная в газете-журнале Ф.М. Достоевского «Гражданин», которая объясняет, на наш взгляд, причины непонимания «Снегурочки» современниками. В рецензии отмечалось, что зрители лишь постепенно начинают постигать своеобразие поэтического создания Островского.

Современный исследователь Т.К. Шах-Азизова спустя многие годы развивает эту мысль. Она справедливо отмечает, что ни зрители, ни критика, ни сами театры не могли принять особого драматизма «Снегурочки», так как не были способны осуществить органическое соединение музыки, танца и драматического действия; не были еще подготовлены к этому. «В эпоху А.Н. Островский передал «Снегурочку» в «Вестник Европы», пообещав Некрасову, не прерывать с ним сотрудничества. до режиссёрского театра, к тому же в эпоху бурного расцвета и дифференциации искусств пьеса, рассчитанная на воплощение средствами синтетического театра и театра единой воли, была обречена на неуспех», -пишет Т.К. Шах-Азизова.

3 стр., 1438 слов

Рецензии на книгу «Снегурочка» Александр Островский

... Снегурочка» далека от мюзикла, ведь двенадцать песен разбавлены «сценами». Снегурочка – персонаж зимний, праздничный, но А.Н. Островский написал весеннюю сказку, ... Снегурочки» есть все шансы не растаять, а настроиться на нужный лад. «Комсомольская правда», «Театрон» Отзывы на фильм Снегурочка Отзывы на фильм Снегурочка ... здесь не обошлось. Снегурочка желает любви, не имея о ней никакого понятия. ...

Сам А.Н. Островский, при всей своей скромности и требовательности к себе как писателю, был вполне удовлетворен «весенней сказкой». Драматург видит в ней произведение, отвечающее эстетическим принципам театрального искусства, которые он как демократ-просветитель считал главными. Драматург ценит свою «Снегурочку» прежде всего как «литературное произведение», а не просто драматизированную сказку чисто развлекательного характера, о чем говорит его письмо к Ф.А. Бурдину: «Я имею так много лестных отзывов о ней («Снегурочке» — Н.Л.) как о литературном произведении, что за драматической славой и не гонюсь».

Предназначенная демократическому зрителю, посещавшему театр в праздничные дни, «весенняя сказка» — не просто веселая, праздничная, красивая и увлекательная пьеса. Она выполняет нравственно-воспитательную функцию. В «Снегурочке» решаются в обобщенно-философском плане важнейшие психологические проблемы времени. Сказка заставляет задуматься, учит распознавать зло.

Кроме того, в «Снегурочке» четко и ясно выступил эстетический идеал Островского.

В «Снегурочке» собрано все то, лучшее, что рассыпано в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга. «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал знаток творчества А.Н. Островского, театральный критик А.Р. Кугель.

Следует отметить, что понятие эстетического идеала сложно и многообразно. Эстетический идеал характеризуется глубоким, более объективным обобщением эстетической практики человека, общества и, в определенном смысле, целой эпохи. Это «высший критерий эстетической оценки», образец должной и желаемой эстетической ценности. Мы будем исходить из понимания того, что эстетический идеал — это социально-обусловленное представление о высшем совершенстве, это образ высшей красоты. Сердцевину эстетического идеала составляет образ высшей человеческой красоты.

С антропологической точки зрения, подчеркивал И. Кант, только человек может быть идеалом красоты, поскольку он, как венец природы и общества, как мыслящее существо, представляет собой идеал совершенства. Вслед за Кантом Г. Гегель видит идеалом красоты человека: «ибо человек, это полное средоточие идеала».

Будучи вершиной гармонии и красоты мира, человек по стройности организации форм тела, по одухотворенности лица, осмысленности глаз не знает соперника среди существ и предметов: «Человеческое тело, — писал Н.Г. Чернышевский, — лучшая красота на земле». Высшим типом красоты Чернышевский считал духовную красоту человека.

Таким образом, воплощая высшее совершенство, как определяет В.Н. Лукин, «человеческая красота стала эталоном, критерием для определения эстетических достоинств объектов мира».

3 стр., 1371 слов

А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание

... себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает. Снегурочка Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка» В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка». Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка» раскрывает образ ...

Известно что, эстетический идеал характеризуется высокой степенью обобщенности, так как он, как «высшее совершенство, становится критерием эстетической оценки объектов и явлений всех сфер жизни — природы, общества, человека». О.В. Лармин справедливо считает, что только сфера общественной жизни, только человеческие судьбы, характеры, поступки являются той областью, где эстетическое раскрывается в полном объеме и во всем многообразии. И по этому эстетический идеал как особый вид эстетического сознания «отражает эстетические стороны общественной

В дальнейшем сноски на данное издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы. жизни», а также условия, при которых возможно действительно свободная и гармоничное развитие человеческой личности».

Эстетический идеал, таким образом, включает в себя наряду с физиологическими и общечеловеческими элементами красоты также эстетический аспект представлений о совершенном обществе.

Следует отметить, что эстетический идеал выступает одновременно и в качестве общественного идеала в литературных утопиях, где разрабатываемые системы общественного устройства не мыслятся «без : прекрасной, всесторонне и гармонично развитой личности, без совершенных в эстетическом отношении условий ее жизни, без труда доставляющего эстетическое наслаждение, без свободно развивающегося искусства».

Мечту о совершенном государстве, в котором все счастливы, веселы, свободны и равны, где правит мудрый царь, А.Н. Островский создает в «Снегурочке» в форме Берендеева царства, где показал «другую жизнь», другую обстановку, другие формы общежития, в ступающие в противоречие с общепринятой господствующей моралью буржуазного общества, показал торжество правды. В ней он выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвел свое представление о красоте.

В «весенней сказке» нашли практическое применение литературно-эстетические принципы А.Н. Островского (реализм, народность, принцип типизации).

При всем своем своеобразии «Снегурочка» отвечает всем требованиям художественности, предъявляемым Островским к социально-бытовым пьесам, и вписывается в художественную систему драматурга.

Уже И.А. Гончаров истолковывал «Снегурочку» как логическое «сюжетное» завершение всей драматургии Островского. Он утверждал, что Островский — писатель исторический, он «писал жизнь московского, то есть великорусского государства, созданная им картина одним концом упирается в доисторическое время («Снегурочку»), другим — останавливается у первой станции железной дороги».

Гончаров ставит «Снегурочку» в ряд бытовых произведений драматурга, признавая таким образом за «Снегурочкой» черты реалистического произведения, органично включенного в эстетическую систему Островского.

Художественное своеобразие «Снегурочку» проявляется и в оригинальности жанра пьесы. Это уникальное произведение поставило в тупик исследователей творчества А.Н. Островского. «Снегурочку» называют феерией (Н.П. Попов), пьесой-«маской» (Л.М. Лотман), философско-символической драмой (А.И. Журавлева), театральной сказкой (С. Данилов), трагедией (А.Л. Штейн), мифолого-символической сказкой Л.Ю. Малоземова).

Сам Островский назвал «Снегурочку» «весенней сказкой» и расценил ее создание как удачное завершение поиска нового оригинального драматического жанра.

7 стр., 3189 слов

Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя ...

... он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя ... заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка) -Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками ...

В письме к А.Д. Мысовской от 8 октября 1885г. создание драматической сказки Островский считает «новым в России делом».

Задуманная как образец идейного высокохудожественного репертуара . для праздничных спектаклей которым Островский уделял особое внимание, «Снегурочка» явилась своеобразным этапным произведением в творчестве драматурга. Островский подводит определенный итог в творческих исканиях, размышлениях и расценивает создание «Снегурочки» как удачное завершение поисков нового в драматургии. В письме к Н.А. Некрасову от 25 апреля 1873 года он пишет: «Я в этом произведении выхожу на новую дорогу».

Тем не менее, несмотря на высокие художественные достоинства «весенней сказки» и многочисленные и восторженные отклики о ней, «Снегурочка» остается недостаточно изученной.

Исследователи творчества А.Н. Островского сосредоточили внимание прежде всего на изучении бытовых пьес драматурга. Проведена серьезная исследовательская работа по определению художественных воззрений Островского как теоретика и практика театра, по изучению поэтических особенностей его творчества. Большой интерес вызывают работы С.З. Агранович, В.А. Бочкарева, Н.С. Гродской, А.И. Дубинской, А.И.Журавлевой, М.С. Ивановой, Л.Р. Когана, В.Я. Лакшина, М. Лобанова, Л.М.Лотман, А.Ф. Луконина, И.А. Овчининой, А.И. Орлова, Т.Н. Орнатской, Н.К.П иксанова, Е.И. Прохорова, А.И. Ревякина, А.А. Розановой, Л.А. Соловьевой, М.М. Уманской, Э.Л. Финк, Е.Г. Холодова, С.К. Шамбинаго, А.А. Штейна, в которых получили широкое освещение вопросы жизни и творчества, поэтики Островского, глубоко разработаны проблемы творческого метода, историзма, жанрового своеобразия, использования элементов фольклора в пьесах драматурга.

Изучению «Снегурочки» посвящены немногочисленные работы. Это статьи Ф.Д. Батюшкова, А.М. Гаркави, К.Н. Державина, Е.И. Дудиной, Н.П. Кашина, Ж.В. Кулиш, Л.Ю. Малоземовой. Но нет ни одного монографического исследования «весенней сказки».

Первая серьезная исследовательская работа о «Снегурочке» — статья Ф.Д. Батюшкова «Генезис «Снегурочки» А.Н. Островского — появляется лишь в 1917 году. В ней исследователь разрабатывает довольно узкую тему: определяет источники, на которые опирается Островский в работе над «весенней сказкой», поднимает вопрос об использовании драматургом фольклора.

Спустя почти двадцать лет Н.П. Кашин, продолжая работать над выяснением фольклорных источников «Снегурочки», частично освещает и вопрос использования фольклора, по-своему определяет идейную сущность произведения, позицию Островского в литературной борьбе XIX века. Н.П. Кашин дает также первые сведения о постановке «Снегурочки» в Малом театре, об актерах, впервые игравших роли персонажей «весенней сказки», о декорациях, о восприятии пьесы-сказки публикой.

В 1949 году появляется первая монография о творчестве А.Н. Островского, в которой «Снегурочке» посвящено буквально несколько абзацев. Автор работы, А.И. Ревякин, говоря о «Снегурочке», делает попытку определить жанровое своеобразие пьесы. Он справедливо утверждает, что «Снегурочка» — «сказка, в ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка», но не уточняет специфику жанра. А.И. Ревякин говорит об использовании Островским устного народного творчества.

5 стр., 2033 слов

Почему погибает Снегурочка? (по пьесе Островского «Снегурочка»)

... обнаружил и опубликовал собиратель сказок и преданий Александр Афанасьев. А в 1873 году в пьесе «Снегурочка» Островский дал волю фантазии и ... и вспомним историю успеха снежной леди? По версии Островского, родителями Снегурочки были грозный Мороз и молодая Весна. Отец был ... можно было поставить точку и отправить Снегурочку на погребальный костер. Но Островский решил подбросить в него дров, добавить ...

Особого внимания заслуживают работы исследователя творчества А.Н. Островского Ж.В. Кулиш «О замысле «Снегурочки» А.Н. Островского», «Снегурочка» А.Н. Островского и народная сказка», «Элементы свадебного обряда в «Снегурочке», «Образ царя Берендея в «Снегурочке», в которых отражено новаторство Островского в использовании элементов фольклора, заключающееся в умении драматурга подчинить их задаче произведения. Ж.В. Кулиш говорит об отражении в «Снегурочке» представлений Островского о сущности национальной жизни, основанной на народных идеалах. Причем, художественные особенности сказки Ж.В. Кулиш ставит в зависимость от эстетических воззрений Островского, его взглядов на театр и его роль в обществе. Исследователь раскрывает идейный замысел «весенней сказки» и доказывает ее жанровое превосходство над феерией, говорит о близости «Снегурочки» к народной сказке, но отмечает, что сказочный сюжет послужил только материалом для пьесы Островского, между тем как обращение Островского к народной сказке не случайно. Ж.В. Кулиш глубоко разрабатывает проблемы любви, девичьей воли и искусства, анализирует и раскрывает смысл берендеева царства, определяя его как утопию.

Г.Н. Поспелов, А.М. Гаркави, Л.М. Лотман, А.И. Ревякин также называют «Снегурочку» утопией. С этим утверждением можно согласиться лишь отчасти. Верно, что своей поэтической прелестью «Снегурочка» противостоит сухой и пошлой реальной пореформенной России, изображенной в других пьесах этого времени, и несомненно, элементы утопии присутствуют в пьесе, но носят они своеобразный характер, совершенно отличный от существующих утопических произведений

В точном значении этого понятия утопия содержит представление об идеально справедливом, с точки зрения автора, социально-политическом общественном устройстве. Задача утопии — выработка наиболее оптимального варианта людского общежития, социального и духовного совершенства человечества.

В «Снегурочке» при наличии признаков утопии заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека. В истории русской литературы существует довольно прочная традиция утопической мысли. Она связана с такими именами как А. Сумароков («Сон «Счастливое общество»), А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), В. Одоевский. Особенно охотно обращались к утопии революционеры-демократы Н. Чернышевский («Что делать?»), М. Салтыков-Щедрин («Помпадуры и помпадуршы»), Н. Златовратский («Устои»), С. Степняк-Кравчинский («Сказка о копейке», «Сказка о мудрице Наумовне»), видевшие возможность в этой форме выразить свои социально-политические представления.

В отличие от революционеров-демократов, всегда стремившихся к четкости в определении социальных идеалов, Островский не дает в «весенней сказке» конкретного решения вопроса социального и политического устройства государства, да и не ставит перед собой такой задачи. Он не решает проблему формы правления, а с точки зрения народных идеалов показывает, что является главным условием прекрасной и справедливой жизни. Островский решает в «Снегурочке» в философском плане глубоко волновавшую его проблему человеческого счастья, что позволяет говорить об отражении в «весенней сказке» эстетического идеала драматурга, понятия более широкого и емкого.

А.Л. Штейн в вышедшей в 1973 году книге «Мастер русской драмы», отвел анализу «Снегурочки» один раздел «Как сложили сказку». Автор повествует о создании сказки, о центральных ее образах, обращает внимание на красоту произведения. В разделе «Снегурочка» в колонном зале» он дает сведения о постановках пьесы с 1900 до 1922 гг., говорит об игре актеров, режиссерских приемах, декорациях, о внимании к «Снегурочке» живописцев, а также в выходе пьесы-сказки на мировую сцену. Исследователь подчеркивает сходство проблематики, сравнивает некоторые образы «Снегурочки» и бытовых пьес и доказывает общность концепции «Снегурочки» с концепцией всего творчества драматурга: «Снегурочка» несет в философско-обобщенном виде жизненную и поэтическую концепцию творчества Островского». При этом Штейн все же отмечает, что пьеса «стоит в стороне от основного направления искусства той эпохи и от самого творчества Островского». С этим утверждением, на наш взгляд, тоже трудно согласиться.

Исследование Е.И. Дудиной носит узкий характер. В нем анализируются язык и стих «весенней сказки». Автор работы указывает на различие языка персонажей пьесы-сказки, говорит об использовании; языковых средств Островским в раскрытии идейного замысла «Снегурочки», для более яркого представления характеров персонажей, их принадлежности к двум разным силам, действующим в сказке, для придания сказке эмоциональности и экспрессии. Е.И. Дудина подчеркивает мастерство драматурга как поэта и говорит об отличии ритмико-интонационного рисунка речи пьесы-сказки от бытовых пьес Островского.

Отдавая должное многим глубоким и оригинальным работам, посвященным осмыслению творчества А.Н. Островского в целом или анализу «весенней сказки», следует все же отметить, что о художественных; особенностях «Снегурочки» сказано недостаточно. В исследованиях творчества Островского наиболее глубоко и полно разработан вопрос о роли фольклора в «весенней сказке», представлены попытки решения вопроса идейного замысла произведения, определения проблематики, анализируется язык и стих пьесы. Остаются нерешенными вопросы жанра, метода создания и принципов типизации, а также требует уточнения вопрос о характере Берендеева царства. Нет отдельного специального исследования, посвященного решению вопроса о литературно-эстетических принципах в пьесе А.Н. Островского. Система литературно-эстетических принципов в «Снегурочке» А.Н. Островского не исследована и требует более детального рассмотрения.

Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» — сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр — «весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров — фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказке.

Обращение А.Н. Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

«Снегурочка» — поэтическая картина внутреннего мира А.Н. Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.

Следует указать, что в работе осмысливается своеобразие эстетической позиции А.Н. Островского в «Снегурочке», философская глубина ее идейного содержания и вместе с тем острое чувство современности — все это позволяет говорить об особом характере «весенней сказки», представляющей собой новый этап в развитии театрально-эстетической мысли второй половины XIX века.

В творческом наследии А.Н. Островского «весенняя сказка» «Снегурочка» занимает особое место, и вместе с тем, это уникальное произведение оказывается органично включенным в художественную систему драматурга, является своеобразным итогом, завершающим определенный этап в творческих исканиях А.Н. Островского. В «Снегурочке» в особой сказочной, наиболее обобщенной форме получила практическое выражение литературно-эстетическая концепция драматурга, глубоко разработанная в социально-бытовых пьесах, а также в многочисленных теоретических работах Островского.

В своих литературно-эстетических представлениях Островский ориентируется на определенную аудиторию — он адресует свое творчество народу. Доступность при сохранении высокой художественности, отказ от морализирования, примитивизма, от задачи развлечь публику и стремление подчинить драматургию решению сложных проблем нравственного плана -вот требования, которые предъявлял Островский к драматургу. «Снегурочка» же предназначена не просто для народного зрителя, но для праздничного спектакля, на который приходит особая публика, которая «не может понимать художественных тонкостей, но глубоко и верно чувствует» (X, С. 192), и приходит развлечься. Задача драматурга усложняется.

Литературно-эстетические принципы Островского в его социально-бытовых пьесах выражаются в требовании правдивости в изображении жизни, народности в осмыслении злободневных вопросов, типизации в создании характеров. Кроме того, создав «пьесы жизни», по определению Н. Добролюбова, Островский высвободил русскую драму из-под гнета условных правил и канонов французской салонной комедии, открыл новые принципы жанровой формы и композиции драматургического произведения. Для его пьес характерно:

1. Лишние действующие лица, непосредственно не связанные с интригой.

2. Не связанные с интригой эпизоды.

3. Характеры и поступки героев не случайны, а объясняются средой, обстоятельствами.

4. Показаны социальные истоки формирования личности.

Эти же принципы сохранены и в «Снегурочке», но Островский находит способы, которые позволяют в «весенней сказке» в обобщенном абстрагированном виде дать эпическую картину жизни народа, его национального характера, ввести философский подтекст, придающий содержанию сказки общечеловеческий характер, заставить размышлять над жизнью, в легкой, непринужденной форме, не навязывая, поставить важнейшие для человека и государства в целом проблемы взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви, счастья.

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» — , сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы, с драматургией вечных человеческих чувств и страстей.

В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические художественные приемы.

Не удовлетворившись сказочными образами Снегурочки, Мизгиря, царя Берендея, Леля, Купавы, Островский, введя в их характеристику реальные, бытовые детали, вместо исключительных (в соответствии с эстетикой романтизма, именно так рисующих характеры), создает глубоко типические образы. Именно этой реалистической тенденцией типизировать объясняется ясная трактовка Островским сказочных, воспринимаемых как романтические, образов Снегурочки, Берендея, Мизгиря, Леля, наделенных сложным и многогранно очерченным характером. Причем, в отличие от романтических героев, чьи характеры либо неизменны, либо развиваются спонтанно, Островский показывает динамику развития характеров героев, складывающуюся под влиянием конкретных социальных обстоятельств.

Заимствованный из народной сказки чудесный мотив борьбы Весны и Мороза Островский также наполняет реальным содержанием. Придав традиционным сказочным персонажам Мороза, Весны, Ярилы бытовые черты, Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека, о его стремлениях и мечтах. Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

Для более четкого глубокого раскрытия внутреннего мира героев Островский использует элементы пейзажа.

Островский в «Снегурочке не только не отказывается от этого приема, характерного для эстетики романтизма, но и, более того, развивает и переосмысляет его. Мир природы в «Снегурочке» поглощает, заключая в себя, мир человеческий. Естественный ход явлений природы, смену времен года А.Н. Островский изображает как радостное превращение, как разрешение спора тепла и холода, «горячих чувств любви» и «отстуды сердечной». Обычные и одновременно волшебно-таинственные явления природы в «весенней сказке» подчеркивают и дополняют события, происходящие в мире людей. Тем самым Островский указывает на всеобщий, значимый характер борьбы Весны и Мороза: новых норм человеческих отношений со старым укладом.

А.Н. Островский в «весенней сказке» «Снегурочка» полно и последовательно осуществил принципы реалистической речевой ‘ характеристики, стремясь к верной передаче не только лексики и фразеологии, но и склада речи. Речь персонажей «Снегурочки» индивидуализирована. Каждый персонаж наделен своим присущим только ему языком.

Язык пьесы-сказки помогает драматургу раскрыть психологию героев, | показать их внутренний мир, внутренние переживания, а порою и проследить эволюцию образа (так меняется речь Снегурочки с изменением ее отношения к жизни, в процессе превращения ее из девочки в девушку).

Посредством особого характера типизации образов (сочетание бытовых и фантастических черт, романтических и реалистических тенденций), Островский раскрыл подход героев пьесы к жизненным вопросам в сказочном обществе.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный I праздничный репертуар, Островский создает в «Снегурочке» новый уникальный жанр — «весенняя сказка».

А.Н. Островский придает народной сказке драматизированную форму. В «Снегурочке» (1873) элементы уже известных драматургии жанров -фантастичность феерии, символизм «пьесы — маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание сказки — вылились в оригинальный неповторимый жанр — «весенняя сказка».

Придав народной сказке драматизированную форму, Островский сохраняет все элементы композиции (зачин — испытание героя — развязка), все 1 типы героев, характерные для сказки, при этом, драматург переосмысляет их и, наполнив новым содержанием, подчиняет решению современных проблем.

Обращение А.Н. Островского к жанру сказки не случайно. Сказка привлекает его не только как фон, как украшение или как источник цитирования, что было характерно для предшествующей литературы и во многом для современников Островского. Драматург увидел в сказке то, что сокрыто глубоко внутри нее и не было замечено современниками: тонкое сочетание развлекательности и глубокого смысла. Островский видит жизненную силу сказки в современности, злободневности заложенных в ней идей. Его привлекает возможность в сказочной форме выразить свой идеал, отразить свое жизнечувствие.

Таким образом, Островский вносит новые элементы в понятие жанра сказки, предваряя тем самым современное понимание сказки. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, легенду) подчиняет сказку решению злободневных проблем.

Авторское определение жанра пьесы, свободно обращающейся с историческим и народно-поэтическим материалом, пронизанной философской мыслью, может служить ярким свидетельством создания новых жанровых образований, совмещающих в себе элементы различных традиционных жанров.

Снегурочка» — поэтическая картина внутреннего мира Островского и мира его героев в ее субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания Берендеева царства. Рисуя страну величавой простоты и детской ясности, где добро непременно отмежевано от зла и всегда торжествует, создавая обетованную землю, утопию древних поверий и легенд -Берендеево царство, драматург выражает мечту о государстве, в котором все счастливы, веселы, свободны и равны, где правит мудрый царь. При этом, в отличие от уже известных русской литературе утопий, отличающихся социальным характером, большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, проблем формы правления, «Снегурочка» Островского носит сказочный характер. Она лишена политической конкретики и близка к народным утопическим легендам, к народным сказкам, что и объясняет ее популярность в отличие от многих утопий, и позволяет говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга, понятия более широкого и емкого.

Пользуясь картиной жизни берендеев, Островский показывает условия счастья и благоденствия народа. Этими условиями являются:

  • Мир в Берендеевом царстве;
  • Свобода и равенство, которые носят отвлеченный характер и мыслятся в соответствии с народными нравственными идеалами, как свобода I отдельной личности, в отличие от других утопических произведений, в которых совершенное общество возможно только при наличии свободы в единственной конкретной форме — политическая свобода;
  • Справедливые законы, выступающие как условие расцвета личности, как признание за человеком права стремиться к счастью, к наслаждениям земной жизни;
  • Высокое место в царстве берендеев отведено искусству, которое находится под покровительством власти (царя Берендея), признающим за искусством особое воспитательное, нравственное значение;

— В «Снегурочке» высказывается возвышенное понимание любви, которая мыслится как проявление свободных чувств, дарованных людям богами и природой и не терпящих принуждения, насилия, и которая становится, таким образом, высшей нравственно-эстетической ценностью.

В «Снегурочке» Островский показал, по его словам, «другую жизнь», другую обстановку, другие формы общежития, вступающие в противоречие с господствующей моралью буржуазного общества. Таким образом, А.Н. Островский продолжает рассматривать вопрос быта и нравов, широко поставленный в его бытовых пьесах, но не в конкретно-бытовом, а в (обобщенно-философском плане, с точки зрения народных идеалов.

Итак, «Снегурочка» — это максимально сгущенный и обобщенный мир драматурга. Черты, тенденции, проблемы этого мира здесь выявлены до последней степени, и степень эта — условность, особого рода фольклоризм, умение через тонкую самобытную интерпретацию достижений фольклора, воссоздать обобщенный поэтический идеал национальной жизни. Пьеса во многих отношениях стала эмблемой творчества Островского.

Именно в «Снегурочке» с особой силой проявились народность, художественный вкус драматурга и его представление о справедливости. Взгляды Островского совпали с этическими и эстетическими идеалами народа. Вместе с тем «Снегурочка» А.Н. Островского явилась одной из первых в европейской драматургии конца XIX века попыток интерпретировать современные психологические проблемы в произведении, содержание; которого передает древние народные представления, а художественная структура предусматривает синтез поэтического слова, музыки и пластики, народного танца и обряда.

Сказка А.Н. Островского оказала мощное влияние на развитие русского реализма, в котором фольклор получил принципиально новую роль активной формообразующей и смыслообразующей силы.

Хотя новаторский опыт А.Н. Островского, переосмыслившего жанр сказки, не прошел бесследно для русской и мировой драматургии, «Снегурочка» долгое время остается единственным произведением; совмещающим в себе фантастичность, сказочность с одной стороны, и глубокий смысл и воспитательное значение — с другой. Только почти через 40 лет в украинской литературе появляется произведение подобного жанра (но по существу призванное решать иные задачи) — «Лесная песня» Леси Украинки.

«Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес не только как произведение, в котором автор сумел сохранить яркость, красочность, легкость, и непринужденность сказочной пьесы и в то же время в обобщенном абстрагированном виде дать эпическую картину жизни народа, его национального характера, ввести философский подтекст, придающий содержанию сказки общечеловеческий характер, поставить важнейшее для человека и государства в целом проблемы — взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви, но и как «литературное произведение», отвечающее нравственно-воспитательным задачам искусства, которые Островский как демократ-просветитель считал главными.

В «весенней сказке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», в фольклорно-символической форме воспроизведено авторское представление о сущности национальной жизни, о человеке, об идеальном социальном устройстве, воспроизведен эстетический идеал Островского, его представления о красоте. В сказке А.Н Островского нашли практическое применение эстетические взгляды драматурга на проблемы художественного метода, жанра, принципов типизации и сложились в завершенную, глубоко продуманную, проверенную творческой практикой, всем предшествующим опытом художественную систему. Проблемы, поставленные в свое время А.Н Островским в «Снегурочке», являются одновременно проблемами современной духовной культуры

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» -сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров — фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.

Обращение А.Н. Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

«Снегурочка» — поэтическая картина внутреннего мира А.Н. Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.

В исследовании определяется специфика художественной типизации в понимании Островского, «когда явление реальной жизни и его непосредственное восприятие приобретают в искусстве более высокую степень обобщения. На таком теоретическом основании Островский и выступает против натурализма. Критикуя натурализм в драматическом произведении, Островский исходит из самой природы художественно-эстетического восприятия, которая требует чтобы произведение искусства не было копией, не содержащей в себе эмоционального отношения автора к действительности и его идеала. Проводится анализ характеров героев в пьесах Островского «Свои люди — сочтемся!», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешенные деньги», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». В результате диссертант приходит к выводу о том, что Островский не только продолжает и развивает традиции общеевропейского и русского реализма (его привлекают, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые характеры; он создает социально-психологические портреты, обладающие достоинством стойкой типичности; в разработке образов драматург следует принципу разнообразия и многосторонности характеров), но и вносит в понимание реального свои особенные, новые мотивы.

Реализм А.Н. Островского обогащен достижениями романтизма. Проводя мысль о том, что романтические тенденции не случайны в творчестве Островского и обусловлены развитием романтического и реалистического направлений в литературе, диссертант рассматривает причины переплетений романтических и реалистических тенденций, обусловивших появление романтических черт в пьесах Островского «Доходное место», «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка».

Далее рассматривается следующий критерий художественности народность.

В диссертации отмечается, что в своем понимании народности Островский исходит из идей Белинского и Добролюбова, гласящих, что театр для огромного большинства публики имеет воспитательное значение. Поэтому писать надо не для избранного круга, а для всего народа. Это утверждение в большей степени относится к драматической литературе, так как она ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Анализируя взгляды Островского на народный быт, на достижения духовной культуры народа, предания, сказания, народные обряды, песни, на народную речь и народную сказку и взгляд Добролюбова, автор диссертации делает вывод: народный писатель, с точки зрения Островского, тот, кто воспроизводит мысли, интересы и чаяния народа, Островский вслед за Н. Добролюбовым видит народность в обращении к ведущим идеям и типам эпохи, в которых затрагивались бы наиболее существенные стороны жизни народа. Более того, драматург впрямую связывает способность художника к драматическому воспроизведению действительности со свойством самого русского народа. Народность, таким образом, становится неотъемлемой чертой драматической литературы.