Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского (2)

Главная задача воспитать и обучать подрастающего поколения принадлежит в первую очередь педагогам, новое значение приобретает ныне и воспитательная роль литературы. Внимание к человеку, его сути, его социальной роли было определяющим свойством художественной литературы всех периодов её развития. Она поднимала круг вопросов, который и по сей день вызывает живой интерес и литературную полемику. Одна из главных притягательных черт художественной литературы — её способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

«Основным условием достижения намеченных нами высоких рубежей, отвечая при этом вызовам времени, является воспитание всесторонне развитого молодого поколения» Каримов А.И. Высокая духовность — непобедимая сила. Ташкент. 2008. с.124. — писал Президент Узбекистана Ислам Каримов в книге «Высокая духовность — непобедимая сила».

Островский — драматург, режиссер, антрепренер — работал с актерами, постоянно руководя постановками своих новых пьес в Малом московском и Александринском петербургском театрах. Суть его идеи состояла в осуществлении и закреплении влияния литературы на театр. Вместе с тем Островский не мыслил драматургии без театра.

Он был уверен, что только писатель, создавший свою неповторимо своеобразную драматургию, свои? особый мир на сцене, имеет, что сказать артистам, имеет чему их научить. Островский создал манеру актерской игры, ориентированную на постижение и передачу сложных человеческих характеров.

Он считал, что литературный текст является основополагающей частью драматического спектакля, хотя вместе с тем пьеса не живет без сценического ее воплощения.

А.Н. Островский — реорганизатор русского театра.

Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров.

Очень часто в пьесах Н.А. Островского возникает тема власти денег. Жажда наживы определяет поступки многих его персонажей, изменяет их психологию. Причем деньги приносят много горя и тем, кто не стремится к ним любой ценой: состоятельные люди у драматурга осознают силу положения, которое богатство дает им, и всегда готовы унизить слабого.

Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы.

«Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз» — писал В.Г. Маранцман.

3 стр., 1371 слов

А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание

... обычно тает. Снегурочка Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка» В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка». Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка» раскрывает ... ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж ...

Изучению «Снегурочки» посвящены немногочисленные работы. Это статьи Ф.Д. Батюшкова, А.И. Гаркави, К.Н. Державина, Е.И. Дудиной, Н.П. Кашина, Ж.В. Кулиш, Л.Ю. Малоземовой.

Работы Ф.Д. Батюшкова и Н.П. Кашина освещают вопрос использования А.Н. Островским фольклора в «весенней сказке», определяется идейная сущность произведения.

А.И.Ревякин в монографии «А.Н. Островский. Жизнь и творчество», говоря о «Снегурочке», делает попытку определить жанровое своеобразие пьесы.

Особого внимания заслуживают работы Ж.В. Кулиш, много сделавшей в разработке проблемы использования элементов фольклора в «Снегурочке». Исследователь говорит об отражении в «Снегурочке» представлений Островского о сущности национальной жизни, раскрывает идейный замысел «весенней сказки», глубоко разрабатывает проблемы любви, девичьей воли и искусства, анализирует и раскрывает смысл берендеева царства, определяя его как утопию.

Утопией называют «Снегурочку» и Г.Н. Поспелов, A.M. Гаркави, Л.М. Лотман, А.И. Ревякин.

Особое значение в изучении «Снегурочки» имеет книга А.Л. Штейна «Мастер русской драмы». Автор повествует о создании сказки, о ее центральных образах, подчеркивает сходство проблематики, сравнивает некоторые образы «Снегурочки» и бытовых пьес и доказывает общность концепции «Снегурочки» с концепцией всего творчества драматурга. При этом Штейн отмечает, что пьеса все же стоит в стороне от творчества драматурга.

Язык и стих «весенней сказки» анализируются в работах Е.И. Дудиной.

Цели и задачи выпускной квалификационной работы.

В современном литературоведении достаточно изучено творчество А.Н. Островского. Рассмотрение в данной курсовой работе «Сказочно-символическая поэтика пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского» преследуют следующие цели:

Целью данного исследования является раскрытие литературно-эстетических принципов А.Н. Островского в драме «Снегурочка», которые, оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают неповторимое своеобразие в «весенней сказке» с точки зрения жанровой формы, позволяющей включить философский подтекст, придающий содержанию сказки общечеловеческий характер, показать обобщенное и абстрагированное изображение жизни, благодаря сочетанию реального быта и фантастики, особого сплава реалистического и романтического начал, необычному жанровому и композиционному своеобразию, что дает возможность драматургу воспроизвести в сказочном произведении эпическую картину быта и нравов русского народа, его национального характера.

В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:

  • определить литературно эстетические принципы драматургии Островского. Системно проанализировать каким образом литературно-эстетические принципы драматурга нашли отражение в «Снегурочке»;
  • раскрыть своеобразие творческого метода драматурга в «Снегурочке», выяснить как сочетаются реалистические и романтические тенденции, быт и фантастика в создании характеров персонажей сказки;
  • раскрыть жанровое своеобразие «Снегурочки». Определить, что включал Островский в понятие «весенняя сказка». Установить, что заимствует драматург из народной сказки и как перерабатывает заимствованный материал;

— сделать попытку определить Берендеево царство как выражение эстетического идеала Островского, изображающего не только характер прекрасного человека, но и прекрасного общества, а также условия, при которых возможно действительно свободное и гармоничное развитие личности. Раскрыть своеобразие эстетического идеала драматурга и определить место «Снегурочки» в ряду литературных утопий XIX века.

18 стр., 8615 слов

Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»

... и в других постановках. Широкую известность «Снегурочка» Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского - Корсакова, написанной в 1880-1881 гг. Еще при жизни Островского пьеса, не ... произведения А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства. Цель: познакомиться с интерпретацией пьесы-драмы А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства и определить эффективность ее влияния ...

  • изучение творчества А.Н. Островского как классика русской литературы;
  • анализ художественных особенностей пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского;
  • анализ эстетической функции пьесы «Снегурочка»;

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить художественных особенностей пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского;
  • определить функцию художественного образа в художественной структуре пьесы;
  • проанализировать функции художественных компонентов в пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского;
  • проанализировать идейно-художественные искания и философские размышления писателя в пьесе;

— осмыслить место и роль творчества А.Н. Островского в русской литературы, его причастность к наиболее значимым направлениям, художественным системам. Контекстуальное исследование предполагает определение различных родов связи между отдельными произведениями и целыми художественными системами.

Методологическая основа выпускной квалификационной работы. В выпускной квалификационной работе автором использовались теоретико-методологические разработки ведущих отечественных и зарубежных литературоведов, театроведов и эстетиков по проблемам изучения общих литературно-эстетических принципов М.М. Бахтина, Л.А. Аникста, В.В. Ванслова, Ю.А. Дмитриева, М.К. Азадовского, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова и других.

островский снегурочка символический сказка

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗОЧНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ ПЬЕСЫ «СНЕГУРОЧКА» А.Н. ОСТРОВСКОГО

Творчество Островского составляет важную и глубоко своеобразную часть литературного процесса второй половины XIX века. В 1882 году, когда Островский праздновал 35-летие своего служения русскому театру, И. А. Гончаров писал ему: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского» Грибоедов И.А. Собр. соч. т.5. — М., 1987. С.157.. В этих словах емко и с афористической четкостью определен вклад писателя в национальную культуру.

13 стр., 6466 слов

Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы ...

... весенней сказке" как о пьесе, включенной в драматургию Островского не выходящей за ее рамки, а также выявлена специфика творческого метода "Снегурочки", состоящая в переплетении реалистических ... на сцене - учителя актеров, режиссера - представлялось Островскому залогом художественной целостности, органичности деятельности театра. Эта мысль в условиях отсутствия режиссуры, при традиционной ...

Разобщенность литературы и театра, двух наиболее влиятельных в XIX веке форм культуры, в то время, когда Островский начинал свою деятельность, стала чувствоваться особенно остро. К середине века в связи с историческими процессами, происходившими в русском обществе (развитие капиталистических отношений и вследствие этого-расширение социальной базы освободительного движения), у драматического искусства появилась более широкая аудитория.

Театральная публика заметно демократизировалась. Расширяется круг грамотных людей, быстро растет прослойка разночинной интеллигенции, в театр приходит и купечество. В 80-е годы, борясь за создание в Москве общедоступного дешевого театра с серьезным репертуаром, Островский уверен, что в числе зрителей будет не только трудовая интеллигенция, но и «хозяева ремесленных заведений » и рабочие.

Приход в театр новой публики создавал острую потребность в бытовой драматургии, в пьесах, говоривших этой публике о ее собственной жизни, отвечавших ее духовным запросам. Но Островский, отлично понимая это, в соответствии с лучшими традициями русской литературы считал, что театр должен не просто идти навстречу запросам и вкусам публики, но и формировать их, активно влиять на нравственный и эстетический уровень зрителей. «Театр — дело серьезное, дело народное» и «Театр — училище массы» — эти два определения принадлежат Ап. Григорьеву, поэту и критику, другу молодости Островского. Так же всю жизнь смотрел на театр и драматург.

Островский только в ранние годы написал несколько критических статей, никогда не выступал в печати как теоретик театра. Он писал пьесы, переводил классические произведения мировой драматургии, дружил с актерами, участвовал в постановках своих пьес на сцене. Он был одним из создателей Артистического кружка и Общества русских драматических писателей. Воевал с театральным начальством и написал ряд служебных Записок, борясь за реорганизацию театрального дела в России на более демократических началах и за повышение общего культурного и художественного уровня русского актерства. Вся его деятельность была чисто практической и в высшей степени целеустремленной: задачей своей жизни он считал создание русского национального театра, который был бы демократическим и просветительским художественным учреждением. В этом Островский уже в молодости видел свой нравственный долг. Такое понимание жизненной цели было тесно связано с общей мировоззренческой позицией писателя. После нескольких лет духовных исканий мировоззрение А.Н. Островского окончательно сложилось в эпоху революционной ситуации, предшествовавшей отмене крепостного права, и в основных своих чертах оставалось неизменным до самой смерти драматурга. Позицию Островского в идейном движении времени можно назвать позицией демократического просветительства.

В творческом пути Островского можно выделить следующие этапы: 1847-1851 годы — ранний период, когда Островский ищет свою дорогу в литературе. В это время создаются повествовательно-прозаические произведения и первые опыты в области драматургии. Высшее достижение этого времени — пьеса «Банкрот», названная впоследствии «Свои люди — сочтемся!».

2 стр., 542 слов

«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)

... Островского, многих других авторов. Перечень этот может быть очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году ... очень трудно. Мне очень нравится поэзия Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой печали, весёлой грусти, а также ...

1852-1854 годы — москвитянинский период, время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом новой разновидности славянофильства.

1855-1860 годы — предреформенный период, когда окончательно определяется мировоззрение Островского и происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем. В этот период созданы пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

1861 -1886 годы — пореформенный период, продолжающийся до смерти драматурга.

В предлагаемой периодизации обращает на себя внимание явный контраст между «дробностью» дореформенного периода и монолитностью, нерасчлененностью последующего. Однако это не случайно и определяется характером творческого пути Островского. До 1860 года писатель ищет свою дорогу в литературе, испытывает различные идейные влияния и постепенно вырабатывает собственную позицию в литературно-общественном движении. К моменту создания «Грозы» можно говорить о том, что мировоззрение и основные творческие принципы Островского-художника сложились окончательно. Поэтому в творчестве 1861 -1886 годов мы не обнаружим хронологически сменяющих друг друга этапов. При изучении драматургии Островского этого времени целесообразно группировать материал по другому принципу. В пореформенный период в поле зрения Островского как художника попадают все больше и больше областей современной жизни, его волнуют общие вопросы о путях развития России. В соответствии с новыми художественными задачами, прежде всего, расширяется жанровый диапазон драматургии Островского. Однако новые жанры, новые типы конфликта, новые принципы сюжетосложения и создания характеров не сменяют прежде сложившиеся, а существуют параллельно с ними. Поэтому, изучая творчество Островского этого периода, правомерно сосредоточить внимание на определенных жанрово-тематических циклах, объединенных общностью проблематики и поэтики, а иногда на отдельных пьесах.

В комедии «Свои люди — сочтемся!» складываются некоторые черты поэтики Островского, присущие его театру в целом. Во-первых, сосредоточенность вокруг нравственной проблематики, через которую ведется анализ социального аспекта жизни. Отсюда вытекает и второе свойство: преобладание семейно-бытовых конфликтов.

В-третьих, отметим, что нравоописательные элементы драматургии Островского при всей своей яркости и выразительности всегда имеют подчиненное значение: они нужны для анализа характеров и влияющих на их формирование обстоятельств.

При своей бесспорной близости к натуральной школе первая большая пьеса Островского обладала столь же несомненной художественной новизной. Здесь была достигнута очень высокая ступень обобщения. Опираясь на индивидуализацию, драматург создал типы, давшие плоть и облик целому явлению русской жизни, вошедшие в культурную память нации как «типы Островского».

Пьеса обладает достаточно сложной композиционной структурой, объединившей традиционную для натуральной школы очерковость с напряженной интригой, и вместе с тем характерной для Островского неторопливостью развертывания событий. Пространная замедленная экспозиция объясняется в первую очередь тем, что драматическое действие у Островского не исчерпывается интригой. В него втянуты и нравоописательные эпизоды, обладающие потенциальной конфликтностью (споры Липочки с матерью, визиты свахи, сцены с Тишкой).

2 стр., 778 слов

Театр танца, как новая форма хореографического представления 2-й половины XXвека

... балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра – НДТ I. Таким образом, его театр показывает жизнь танцовщика в трех измерениях. Его балеты продолжают идти в театрах и балетных труппах многих стран ... Джона Крэнко поступил в труппу – Штутгартский балет, где оставался – в ранге солиста – до 1975 г. В 1975 г. назначается одним из артистических директоров Нидерландского театра танца. В 1977 г. ...

Своеобразно динамичны и беседы героев, не приводящие ни к каким непосредственным результатам. Это микродействие можно назвать речевым движением. Язык, речь, самый способ рассуждений, который в этих речах выражается, так важен и интересен, что зритель следит за всеми поворотами, казалось бы, пустой болтовни. У Островского сама речь героев — почти самостоятельный объект художественного изображения. После «Своих людей» Островский создает «сцены» «Утро молодого человека» и «драматический этюд» «Неожиданный случай» (оба жанровых определения принадлежат драматургу).

«Утро молодого человека» — «очерк нравов», а «Неожиданный случай» — первый у Островского «психологический этюд».

Последнее произведение периода, связанного с натуральной школой,- комедия «Бедная невеста». (1851).

«Бедная невеста» в творчестве Островского — пьеса переходная. Многое продолжает связывать ее с традициями натуральной школы, прежде всего такое ее свойство, как «очерковость». И здесь Островский не отказывается от задачи описания нравов и быта определенной общественной прослойки, и притом описания, содержащего элемент социального анализа. Мы знакомимся с жизнью мелких чиновников и мещан.

В одном из своих объяснений с властями по поводу этой пьесы Островский и сформулировал — вполне искренне — свое понимание собственного художественного призвания: «Главным основанием моего труда, главною мыслию, меня побудившею, было: добросовестное обличение порока, лежащее долгом на всяком члене благоустроенного христианского общества, тем более на человеке, чувствующем в себе прямое к тому призвание. Такой человек льстит себя надеждою, что слово горькой истины, облеченное в форму искусства, услышится многими и произведет желанное плодотворное впечатление, как все в сущности правое и по форме изящное… Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не писать». В этих словах очень характерно для творческой личности драматурга соединение просветительского стремления к нравственной проповеди, к исправлению пороков с признанием комедии лучшим средством для достижения этой цели. Несмотря на жанровое разнообразие созданного им национального репертуара, комедия всегда оставалась стержнем единого художественного мира Островского.

В комедийной форме была создана и своеобразная патриархальная утопия Островского в последние годы николаевского царствования, в пьесах так называемого москвитянинского периода.

Первыми литераторами, горячо принявшими молодого драматурга, были сотрудники журнала «Москвитянин», издававшегося историком и публицистом М.П. Погодиным. Сам Погодин разделял идеи официальной народности, но кружок молодежи, возглавляемый поэтом и критиком Ап. Григорьевым и вскоре вместе с Островским образовавший так называемую «молодую редакцию» «Москвитянина», придерживался более демократических воззрений. Идеи москвитянинцев принято считать разновидностью славянофильства, хотя точнее видеть в них ранний вариант почвенничества. Со славянофилами «молодую редакцию» сближала сосредоточенность вокруг идеи национальной самобытности, но разрабатывалась она, в отличие от славянофильской доктрины, преимущественно в сфере теории искусства, особенно проявляясь в интересе к народной песне, а также к допетровским формам русского быта, сохранявшимся еще в среде крестьянства и патриархального купечества. Правильно живущая патриархальная семья представлялась москвитянинцам чем-то вроде модели идеального общественного устройства, где отношения между людьми были бы гармоничны, а иерархия основывалась бы не на принуждении и насилии, но на признании авторитета старшинства и житейского опыта. Последовательно сформулированной теории или, тем более, программы у москвитянинцев не было. Однако в их литературной критике неизменно ведется защита патриархальных форм жизни и противопоставление их нормам «европеизированного» дворянского общества не только как исконно национальных, но и как более демократичных.

30 стр., 14602 слов

Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского

... пьесы А.Н.Островского «Пучина». Глава 1 Общая характеристика творчества А.Н.Островского. Вехи жизни драматурга. Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта (12 апреля) 1823 года, в ... создания для более глубокого понимания замысла автора, содержания и формы произведения, техники работы драматурга над рукописью пьесы. Текстологический анализ предусматривает следующие этапы: 1.Изучение ...

Творческий путь Островского, в отличие от характера развития многих других русских классиков, лишен был резких, «катастрофических» переломов, прямого разрыва со своим собственным вчерашним днем. И «Гроза», являясь, безусловно, новым, этапным произведением Островского, тем не менее, многими нитями связана с предшествующим периодом развития драматурга.

Здесь автор обращается к той самой проблематике, которая получила вполне определенное освещение в москвитянинских пьесах. Но теперь он дает нечто принципиально новое и в изображении, и, главное, в оценке мира патриархальных купеческих отношений.

Мощное отрицание застоя и гнета неподвижного темного царства — новое по сравнению с москвитянинским периодом. А появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды — новое по сравнению с натуральной школой и с начальным периодом деятельности самого Островского. Именно это открытие стоит в прямой связи с москвитянинскими пьесами. Размышления о ценности в жизни непосредственного душевного порыва, об активной духовной жизни простого человека, характерные для москвитянинского периода, были важным этапом в создании положительного народного характера.

Как уже говорилось, к 1860-1861 годам мировоззрение Островского окончательно сложилось. Более чем двадцать лет жизни драматурга, приходящиеся на пореформенный период, вносят, разумеется, много нового в творчество Островского, но его идейные позиции на протяжении этого двадцатилетия не претерпевают существенных изменений. Стабильность идейного мира Островского привела к широко распространенному мнению о «статичности» его творчества, даже к утверждениям о том, что драматург «повторяется».

Эти обвинения особенно часты в статьях недоброжелательно настроенных критиков-современников. О том, насколько они не обоснованны, свидетельствует даже простой обзор написанного Островским в этот период. Продолжением дореформенных линий творчества была группа социально-бытовых комедий из жизни купечества; в конце 50-х годов начинается цикл пьес «из жизни захолустья» (однако в основном он создается после 1861 года).

5 стр., 2033 слов

Почему погибает Снегурочка? (по пьесе Островского «Снегурочка»)

... преданий Александр Афанасьев. А в 1873 году в пьесе «Снегурочка» Островский дал волю фантазии и рассказал эту историю на свой лад, наполнив жизнь легендарной девушки нешуточными страстями. С ... О том, какой скандал устроил супруге Мороз, Островский умалчивает. Но, надо думать, весна в том году не наступала долго… А Снегурочка между тем времени даром не теряла. ...

Группа исторических пьес, группа сатирических комедий, совершенно уникальная «Снегурочка» и разрабатываемая в 70-80-е годы психологическая драма

Занятый изображением сверхсовременной пореформенной реальности в пьесах 70-80-х годов, Островский в 1873 году пишет «Снегурочку», в которой создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме лирическое авторское представление о сути национальной жизни.

1.1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «СНЕГУРОЧКИ»

Действие «весенней сказки» (авторское определение жанра) по ремарке происходит в стране берендеев в доисторическое время. И все-таки «Снегурочка» теснейшим образом связана с другими пьесами» драматурга, и в ней находят выражение заветные представления Островского о жизни. Иногда «Снегурочку» называют утопией, в сказочной форме воплотившей представления драматурга об идеальном устройстве общества. Едва ли с этим можно согласиться. Верно, что своей поэтической прелестью весенняя сказка Островского как бы противостоит сухой и пошлой буржуазной реальности, изображенной им в других пьесах пореформенного периода. Но утопия в точном значении слова всегда содержит в себе представление об идеально справедливом, с точки зрения автора, социально-политическом общественном устройстве. Вместе с тем утопия должна быть абсолютно оптимистична, сам жанр как бы призван преодолеть трагические противоречия жизни, разрешить их в какой-то фантастической гармонии. Утопия должна содержать в себе некоторый элемент авторского волюнтаризма, пересоздание жизни, освобождение ее от «неразумного».

В «Снегурочке» дело обстоит иначе. Здесь Островский, не связанный задачами исторического, психологического и бытового правдоподобия, получает максимальный простор, чтобы в предельно обобщенной, символической форме выразить свое представление о сущности народной жизни.

Жизнь, изображенная в «Снегурочке», прекрасна, поэтична, но далека от идиллии. Жизнь берендеев проста и предельно близка к природе. Они не знают зла и обмана, как не знает его природа. Они тонко чувствуют красоту природы, и поэт берендеев пастух Лель пользуется всеобщей любовью. Но все, что собственной волей или силой обстоятельств выпадает из этого круговорота естественной жизни, должно здесь неминуемо погибнуть. И эту трагическую обреченность всего, выходящего за пределы «органической» жизни, воплощает судьба Снегурочки, необыкновенного существа, попадающего в мир берендеев. Не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла закон жизни берендеев, полюбила и готова вступить в круг их жизни, готова свою проснувшуюся любовь воплотить в бытовые формы.

Но это оказывается недоступно ни ей, ни Мизгирю, которого необычная, незнакомая берендеям страсть тоже выталкивает из круга их мирной жизни. «Идиллическая» трактовка «Снегурочки» связана с буквальным пониманием авторского определения жанра («весенняя сказка») и вытекающим отсюда мнением, что слова Берендея «Снегурочки» печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут, есть некая итоговая оценка событий, прямое и однозначное выражение авторской позиции. Но жанровая природа пьесы Островского не укладывается в понятие «сказка». Берендей — безусловно, герой, близкий авторскому сознанию, так сказать, «лирический герой» этой драмы. И, быть может, как раз то, что именно он говорит эту фразу («тревожить нас не могут» — словно заклинает смутную тревогу), придает особую, шемящую ноту финалу, приходя в противоречие с непосредственным зрительским сочувствием погибшим героям.

3 стр., 1438 слов

Рецензии на книгу «Снегурочка» Александр Островский

... песен разбавлены «сценами». Снегурочка – персонаж зимний, праздничный, но А.Н. Островский написал весеннюю сказку, а стало быть дочери ... Снегурочки» есть все шансы не растаять, а настроиться на нужный лад. «Комсомольская правда», «Театрон» Отзывы на фильм Снегурочка Отзывы на фильм Снегурочка ... инвентаризационным номером здесь не обошлось. Снегурочка желает любви, не имея о ней никакого понятия. Для ...

В «Снегурочке» нет эпического спокойствия, эпического «взгляда сверху» на жертвы рока. Здесь царствует характерное для лирики отсутствие цельной, однозначной оценки, рефлективность. «Снегурочка» была задумана как «феерия», веселое сказочное представление для праздничных спектаклей, но в процессе работы пьеса «переросла» замысел. В жанровом отношении «Снегурочка» может быть сопоставлена с европейской философско-символической драмой, прежде всего с «Пер Гюнтом» Ибсена (эта параллель — типологическая, вопрос о генетической связи мы не ставим).

В ней с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского.

Сатирические комедии и психологические драмы — два направления творчества Островского, в наибольшей степени связанные с пореформенной действительностью. Можно сказать, что само появление этих жанров в драматургии Островского было обусловлено новой жизненной реальностью. Особенно справедливо это в отношении психологической драмы.

Как известно, драма (в узком значении термина) возникает в европейской литературе в связи с выходом буржуазии на общественную арену. Процесс этот сопровождался глубокими переменами в сознании людей. Впервые приобретала значение личная инициатива, у человека возникало чувство, что нечто в мире зависит от его индивидуальной воли, личного решения и поступка. Создателями и теоретиками драмы были представители просветительского реализма (Дидро, Лессинг).

Драма призвана была изобразить конфликты из жизни «третьего сословия». Просветительскую драму характеризует пафос буржуазного демократизма, борьба с сословными предрассудками. После победы революций и разочарования в реальности нового общества европейская драма разветвляется на две линии: романтическую драму с ее бунтарскими мотивами и благонамеренную буржуазную драму, рисующую семейные конфликты, лишенную социальной остроты. Благодаря своеобразию исторических условий в России жанр драмы не получает распространения вплоть до второй половины XIX века, когда он по существу заново создается Островским.

Занятый изображением сверхсовременной пореформенной реальности в пьесах 70-80-х годов, Островский в 1873 году пишет «Снегурочку», в которой создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме лирическое авторское представление о сути национальной жизни.

Действие «весенней сказки» (авторское определение жанра) по ремарке происходит в стране берендеев в доисторическое время. И все-таки «Снегурочка» теснейшим образом связана с другими пьесами драматурга, и в ней находят выражение заветные представления Островского о жизни. Иногда «Снегурочку» называют утопией, в сказочной форме воплотившей представления драматурга об идеальном устройстве общества. Едва ли с этим можно согласиться. Верно, что своей поэтической прелестью весенняя сказка Островского как бы противостоит сухой и пошлой буржуазной реальности, изображенной им в других пьесах пореформенного периода. Но утопия в точном значении слова всегда содержит в себе представление об идеально справедливом, с точки зрения автора, социально-политическом общественном устройстве. Вместе с тем утопия должна быть абсолютно оптимистична, сам жанр как бы призван преодолеть трагические противоречия жизни, разрешить их в какой-то фантастической гармонии.

Утопия должна содержать в себе некоторый элемент авторского волюнтаризма, пересоздание жизни, освобождение ее от «неразумного».

В «Снегурочке» дело обстоит иначе. Здесь Островский, не связанный задачами исторического, психологического и бытового правдоподобия, получает максимальный простор, чтобы в предельно обобщенной, символической форме выразить свое представление о сущности народной жизни.

Жизнь, изображенная в «Снегурочке», прекрасна, поэтична, но далека от идиллии. Жизнь берендеев проста и предельно близка к природе. Они не знают зла и обмана, как не знает его природа. Они тонко чувствуют красоту природы, и поэт берендеев пастух Лель пользуется всеобщей любовью. Но все, что собственной волей или силой обстоятельств выпадает из этого круговорота естественной жизни, должно здесь неминуемо погибнуть. И эту трагическую обреченность всего, выходящего за пределы «органической» жизни, воплощает судьба Снегурочки, необыкновенного существа, попадающего в мир берендеев. Не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла закон жизни берендеев, полюбила и готова вступить в круг их жизни, готова свою проснувшуюся любовь воплотить в бытовые формы.

Но это оказывается недоступно ни ей, ни Мизгирю, которого необычная, незнакомая берендеям страсть тоже выталкивает из круга их мирной жизни.

«Идиллическая» трактовка «Снегурочки» связана с буквальным пониманием авторского определения жанра («весенняя сказка») и вытекающим отсюда мнением, что слова Берендея «Снегурочки» печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут есть некая итоговая оценка событий, прямое и однозначное выражение авторской позиции. Но жанровая природа пьесы Островского не укладывается в понятие «сказка».

В «Снегурочке» нет эпического спокойствия, эпического «взгляда сверху» на жертвы рока. Здесь царствует характерное для лирики отсутствие цельной, однозначной оценки, рефлективность. «Снегурочка» была задумана как «феерия», веселое сказочное представление для праздничных спектаклей, но в процессе работы пьеса «переросла» замысел. В жанровом отношении «Снегурочка» может быть сопоставлена с европейской философско-символической драмой, прежде всего с «Пер Гюнтом» Ибсена (эта параллель — типологическая, вопрос о генетической связи мы не ставим).

В ней с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского.

Островский ввел в литературу слово «самодур», так объяснив его в одной из пьес: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он своё».

На чем же основано самодурство персонажей Островского?

«Самодурство их не знает никаких границ, пока чувствуют они под собой твердую почву — богатство» — отметил А.Н. Островский.

На путь драматического писателя и, в частности, драматурга-комедиографа Островский решительно вступил в 1847 году. 14 февраля 1847 года оказалось, по словам Островского, «самым памятным днем» его жизни. В этот день он с успехом прочел «Картину семейного счастья» на домашнем литературном вечере у профессора С. П. Шевырева. «С этого дня, — писал Островский, — я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание» (I, 401).

В 1847-1849 годах происходит сближение Островского с известным московским артистом П. М. Садовским — многолетним спутником и товарищем драматурга в театральных успехах, с Т.И. Филипповым, Е.Н. Эдельсоном, Ап. Григорьевым, Б.Н. Алмазовым и другими членами молодого славянофильского кружка, группировавшегося вокруг журнала М.П. Погодина «Москвитянин».

Между тем после ряда неосуществленных драматических замыслов и опытов была закончена комедия «Несостоятельный должник», переименованная в «Банкрота» и впоследствии в «Свои люди — сочтемся».

Уже до появления на страницах «Москвитянина» (1850, № 6) комедия «Свои люди — сочтемся» принесла Островскому широкую известность в московских и петербургских литературных кругах. Сам автор и его друг актер П.М. Садовский читали ее в различных кружках и в домах ценителей литературы, где она неизменно вызывала восторги слушателей. 3 декабря 1849 года Островский читает «Банкрота» на литературном вечере у М.П. Погодина в присутствии Гоголя, который, сделав несколько частных замечаний по поводу драматургической техники молодого писателя, передал ему листок с собственноручным положительным отзывом о его первом большом произведении.

В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857).

Но в 1853, отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854).

Н.Г. Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.

На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856).

Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855 — 1860 годах, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому «синтезу», вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы: «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859).

Добролюбов восторженно оценил драму «Гроза», посвятив ей статью «Луч света в темном царстве» (1860).

В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева»(1868).

В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы»(1875).

Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.

В 1873 году написаны две пьесы, занимающие среди произведений Островского особое положение: «Комик XVII столетия» (к 200-летию русского театра) и драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии. В дальнейших своих произведениях 70-х и 80-х годов Островский обращается к быту различных слоев общества — и дворянского, и чиновничьего, и купеческого, причем в последнем отмечает перемены воззрений и обстановки, вызванные требованиями новой русской жизни.

Все эти пьесы дают замечательную по своей жизненности и правдивости галерею самых разнообразных русских типов, со всеми особенностями их повадки, языка и характера. В отношении собственно драматической техники и композиции пьесы Островского нередко слабы: художник, глубоко правдивый по своей природе, и сам сознавал свое бессилие в изобретении сюжета, в расположении завязки и развязки; он говорил даже, что «драматург и не должен придумывать, что случилось; его дело — написать, как это случилось или могло случиться; тут вся его работа; при обращении внимания в эту сторону у него явятся живые люди и сами заговорят». Рассуждая о своих пьесах с этой точки зрения, Островский сознавался, что у него самое трудное дело — «выдумка», потому что всякая ложь ему противна; но без этой условной лжи драматическому писателю обойтись невозможно. То «новое слово» Островского, за которое так горячо ратовал Аполлон Григорьев, по существу своему заключается не столько в «народности», сколько в правдивости, в непосредственном отношении художника к окружающей его жизни с целью вполне реального ее воспроизведения на сцене. В этом направлении Островский сделал дальнейший шаг вперед по сравнению с Грибоедовым и Гоголем и надолго утвердил на нашей сцене ту «натуральную школу», которая при начале его деятельности уже господствовала в других отделах нашей литературы. Талантливый драматург, поддержанный не менее талантливыми артистами, вызвал соревнование в своих сверстниках, пошедших тем же путем: драматургами однородного направления явились Писемский, А. Потехин и другие, менее заметные, но в свое время пользовавшиеся заслуженным успехом писатели.

Всей душой преданный театру и его интересам, Островский уделял немало времени и труда также и практическим заботам о развитии и усовершенствовании драматического искусства и об улучшении материального положения драматических авторов. Он мечтал о возможности преобразовать художественный вкус артистов и публики и создать театр-школу, одинаково полезную как для эстетического воспитания общества, так и для подготовки достойных деятелей сцены. Среди всевозможных огорчений и разочарований он оставался до конца жизни верен этой заветной своей мечте, осуществлением которой отчасти явился созданный им в 1866 г. в Москве Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. Вместе с тем Островский заботился об облегчении материального положения русских драматургов: его трудами образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), бессменным председателем которого он оставался до самой своей смерти. Вообще, к началу 80-х годов, Островский прочно занял место вождя и учителя русской драмы и сцены. Усиленно работая в учрежденной в 1881 г. при дирекции Императорских театров комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов и давших возможность более целесообразной постановки театрального образования.

В 1872 году московская и петербургская литературная и театральная общественность широко отметила двадцатипятилетие драматургической деятельности Островского. Официальные круги воздержались от участия в этом торжестве, а министерство двора категорически отклонило ходатайство дирекции императорских театров о назначении пенсии великому драматургу. В следующем году Островский создал весеннюю сказку «Снегурочка», закончил пьесу «Поздняя любовь», переделал на русские нравы под заглавием «Пока» французскую комедию «En attendant» и написал комедию «Трудовой хлеб» (1874).

В 1875 году Островский пишет пьесы «Богатые невесты» и «Волки и овцы», в 1876 году — комедию «Правда — хорошо, а счастье лучше».

В 1877 году он помогает молодому драматургу Н.Я. Соловьеву в обработке его комедии «Счастливый день», совместно с ним пишет комедию «Женитьба Белугина» и заканчивает свою очередную пьесу «Последняя жертва». В 1877-1878 годах учащаются жалобы драматурга на острое переутомление и болезненное состояние здоровья. Тем не менее, Островский продолжает усиленно работать. В 1878 году он заканчивает драму «Бесприданница», работает над переводом пьесы итальянского драматурга Роберто Кастельвеккио «Фрина» и обрабатывает переведенную им ранее с французского языка одноактную комедию-шутку А. Делилиа и Ш. Ле-Сенна «Une bonne а Venture», озаглавив ее «Добрый барин». Примерно к этому же времени относится и его работа над переводами комедии Карло Гоцци «Женщина, истинно любящая» и драмы индусского (тамильского) драматурга Паришурамы «Дэвадаси» («Баядерка»).

В 1879 году Островский продолжает сотрудничество с Н.Я. Соловьевым, работая совместно с ним над комедией «Дикарка», переводит с испанского языка.

1.2 ФОЛЬКЛОРНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБРАЗА «ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ОСТРОВСКОГО» В ПЬЕСЕ «СНЕГУРОЧКА»

К концу 60-х годов относится и начальный замысел другой драматической сказки, которая под названием «Снегурочка» была написана весной 1873 года.

В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой — Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.

Остатки обрядовой магии, совпадающие с характером волшебных действий в сказке, воспроизводятся в «Снегурочке» Островского, как и во многих волшебных сказках. Если в народной сказке нарушаются строгая регламентация народного праздника, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, то Островский воспринимает обряды во всей их значимости, и перенося их идеи в современный мир, оставляет за обрядами их изначальную функцию: с помощью магических действий и слов-заклинаний влиять на силы природы. Островский использует обряд не как фон или источник цитирования, а придает обряду самостоятельное, действиеобразующее значение более того, драматург подвергает обряд сложной художественной переработке и, не разрушая целостности обряда, вводит в ткань произведения, подчиняет решению злободневных вопросов, задаче утверждения идеалов. Такое использование обряда отличается от употребления обрядов в народной сказке и в известных литературных сказках на фольклорной основе (В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь).

Сюжет сказки А.Н. Островского представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде.

Создавая основанные на обрядах сцены, А.Н. Островский в «Снегурочке» соединяет в одном действии элементы различных обрядов: Масленицу и Ярилин день. Это соединение обрядов служит, художественным задачам Островского, позволяет показать торжество любви, торжество Ярилы над Морозом, а значит, торжество новых норм нравственности, отличных от морали современной автору действительности. Исходя из этого, Островский выбирает и соединяет два сходных в идейном отношении обряда, и подробно описывает их. Если в обряде Масленицы отражена борьба Ярилы и Мороза, то в обряде встречи Солнца -Ярило торжествует победу. Эта же мысль — борьбы стихий — заключена в годовом круге. Таким образом, перед нами сжатый годовой круг.

Центральное место в сказке занимает свадебный обряд. А.Н. Островский показывает три различных момента трех свадебных обрядов — девичник, сватовство, день свадьбы. Если последовательно сопоставить элементы свадебного обряда (девичник, сватовство, день свадьбы) с элементами календарного обряда (Масленица, Ярилин день), то видим, что свадебный обряд накладывается на годовой круг. Все, что происходит в мире природы, находит подтверждение в мире людей: Ярило изгоняет Мороза, любовь побеждает холодный расчет. А.Н. Островский использует и переосмысляет изначальную функцию обряда — быть связующим звеном между миром людей и миром стихий.

В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) -испытание героя — развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель(Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь).

Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет современным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

А.Н. Островский, таким образом, в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря — не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.

Cвоеобразен жанр «Снегурочки» — «весенняя сказка». Наполнив заимствованный из народной сказки центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, Островскому удалось перенести из сказки то жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и горячих чувств берендеев и выразилось в создании нового оригинального жанра — «весенняя сказка».

Особый характер реализма Островского поднимается на качественно новый, более высокий уровень, представляющий собой органичный сплав реалистических и романтических тенденций. Раскрывая оригинальность художественного стиля Островского в «Снегурочке», автор диссертации отмечает постоянное и очень тонко проведенное сочетание сказочной фантастики с обрисовкой реального, психологического, и даже бытового как одну из удивительных поэтических черт стиля драматурга, говорит о созданном Островским особом поэтическом сказочном мире в «весенней сказке».

Буржуазная критика единодушно отнесла эту «весеннюю сказку» Островского к явлениям случайным и чужеродным на фоне его «бытовых» пьес, не вникнув в ее идейное существо и не усмотрев ее глубоких внутренних связей с основными идейными мотивами всего творчества драматурга. Между тем, создавая «Снегурочку», Островский не уходил от действительности в сферы красивого, но отвлеченного и, как казалось враждебной ему критике, «вздорного» вымысла. Мудрость народной сказки внушила драматургу мысль создать драматическое произведение, в котором сказочные мотивы и народное мифотворчество были бы объединены высокой этико-философской идеей.

Не отходя от действительности, а ясно видя, как это показали предшествовавшие «Снегурочке» обличительные полотна его больших комедий, всю грязь и мерзость современного дворянско-буржуазного общества, Островский противопоставлял ей поэтический мир сказочной страны берендеев как воплощение народных чаяний света, правды и справедливости.

Создавая образ берендеевского царства, Островский рисовал утопическую картину счастливого, отнесенного к доисторическим временам, нравственно чистого и возглавляемого мудрым царем-художником общества, которое не ведает бесчестного обмана, насилия, злой воли и угнетения. Это — царство естественного закона и естественных прав, царство простодушия и простых, наивных чувств. Сильнее, чем в какой-либо иной из своих пьес, Островский подчеркнул в «Снегурочке» свое давнее убеждение в том, что отличительная черта русского народа — это «отвращение от всего… личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого». Воплощением этого личного, эгоистического начала выступает торговый гость Мизгирь, соблазнитель Купавы, нарушивший закон высшей и честной любви. Внебытовое, сказочное содержание «Снегурочки» раскрывается как глубокая жизненная драма, когда горячее сердце Купавы вступает в конфликт с эгоизмом Мизгиря. С другой стороны, ледяное сердце Снегурочки, дочери злого Мороза, является для нее причиной трагического сознания пустоты жизни. Мизгирь и Снегурочка гибнут в тот миг, когда золотые лучи поднимающегося солнечного бога Ярилы освещают царство берендеев. Царь Берендей высказывает в финале пьесы ее основную этико-философскую идею:

Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

В этих словах заключен один из основных этических принципов всего театра Островского. Душевная «стужа», «стужа» эгоистической отчужденности и корыстного эгоизма, как нравственная принадлежность «темного царства», во всех пьесах Островского несли зло и горе людям, как принесли они горе простодушной Купаве и самой Снегурочке. Солнечный бог Ярило выступает как мифическое олицетворение торжествующей силы жизни и света. Заключительной ночной сцене «Грозы», когда из реки поднимают убитую «стужей» черствых сердец и жестоких нравов Катерину, противопоставляется в «Снегурочке» финальная ликующая картина встречи народом «красного солнца» Ярила. Символика сказочных образов, говорящих о победе солнца над тьмою и добра над враждебными жизни злыми силами, философски обобщает социально-этическое содержание драматургии Островского в ее глубинных, народных началах, воплощенных здесь в образах народной сказочной драмы.

В «Снегурочке» Островский оперирует огромным народно-поэтическим материалом, стихия которого творчески вдохновила таких композиторов, как Чайковский и Римский-Корсаков. «Снегурочка» Римского-Корсакова (1881) стала одним из чудеснейших созданий русской музыки под непосредственным влиянием поэтической и нравственной красоты весенней сказки Островского. Московский Художественный театр, показавший постановку «Снегурочки» в первые годы своего существования, расценил эту постановку как одну из своих программных работ. «…Снегурочка — это событие! Огромное событие — поверьте! — писал Горький Чехову. — Я хоть и плохо понимаю, но почти всегда безошибочно чувствую красивое и важное в области искусства… 20-го еду в Москву на первое представление, еду во что бы то ни стало…, ради Снегурочки — стоит поехать хоть на северный полюс…».

Конкретизированные в социально-бытовой обстановке 70-х годов основные идейно-философские мотивы «Снегурочки» отражаются в содержании почти всех пьес Островского этого периода его деятельности, когда он так глубоко и верно понял существо денежной и товарной морали новой буржуазии. «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой» Островский А.Н. Пьесы. М., Художественная литература, 1988, с.167..