Театр танца, как новая форма хореографического представления 2-й половины XXвека

Термин «театр танца» возник на рубеже 60-70-х годов XXвека в недрах экспрессивного немецкого танца, распространившийся затем в Европе, и в конце 80-х – одно из наиболее распространенных направлений в современном танце. Используется для обозначения хореографических произведений, в которых музыка и танцевальная лексика, драматургическая конструкция и сценография диктуется неповторимой емкой концепцией хореографа. Театр танца понимается как объединение двух жанров, двух сценических практик.

Танцтеатр возникает на стыке двух культурных парадигм, модернистской и постмодернистской, что накладывает отпечаток на структуру, систему образов и сам художественный метод, лежащий в основе танцтеатра.

Наиболее яркими хореографами работающих в этом жанре в начале 70-х годов была Пина Бауш.

Творческий путь П. Бауш

Пина Бауш (1940-2009 ) – немецкая танцовщица и хореограф.

Училась балету в Эссене, затем в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Окончив обучение, Пина Бауш танцует в «Новом американском балете» и в «Метрополитен-опера».

С 1962г. танцовщица возвращается в Германию, Эссен по приглашению своего мэтра Курта Йосса и танцует в «Фолькванг-балете». А вскоре становится его художественным руководителем.

Ее первая работа «Фрагмент» (1968).

В самом начале ее постановки вызывали бурю протеста у зрителей. Ранние спектакли Бауш сильно связаны с традицией немецкого экспрессионизма, с театром учителя Пины Бауш – Курта Йосса.

Успех пришел к Бауш в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде».

В 70-х годы Бауш постепенно собрала свою уникальную труппу. И поставила несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир: «Кафе Мюллер», «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю.

Снялась в двух культовых фильма: «И корабль плывет» Федерико Феллини (1983) в роли слепой ясновидящей принцессы, которая на ощупь играет в шахматы и второй фильм Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002), где Пина Бауш сыграла саму себя.

Характеристика творчества М. Бежара

Морис Бежар (1927-2007) – французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр.

11 стр., 5022 слов

История происхождения и тенденции развития спортивного бального ...

... бального танца. 1. История происхождения спортивного бального танца 1.1 Определение понятия «бальный танец», истоки спортивного бального танца Спортивный бальный танец ведет свое начало от бальных танцев. ... работы, в которой я исследую актуальную тему истории спортивного бального танца ... шикарных бальных платьях развивали танцы, наиболее популярные ... сотрудничестве с немецкой любительской ассоциацией ...

В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а в 1944 году уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы.

В начале своей карьеры Бежар сменил множество трупп: он работал у Ролана Пети и Жанин Шарра в 1948 году, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950–1952 годах. В Швеции Бежар танцевал в труппе «Кульберг-Балеттен». В Швеции дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.

В 1953 году Бежар совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балле де л’Этуаль», которая просуществовала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари». Хореограф переезжает в Бельгию, в Брюссель, здесь в 1960 году создает «Балет ХХ века».

Создает балеты «Бахти» (по индийским мотивам, 1968), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, 1970), «Наш Фауст» (на музыку Баха и аргентинских танго, 1975).

В 1987 году Морис Бежар перевел «Балет ХХ века» в швейцарскую Лозанну и сменил название труппы на «Лозаннский балет Бежара».

В 1999 года Бежар показал свою оригинальную версию балета «Щелкунчик», премьера состоялась в в Турине.

В 1984 году в миланском театре «Ла Скала» прошла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью».

Творчество И. Килиана

Иржи Килиан (1947) – чешский танцовщик и хореограф.

Родился в Праге. Учился в балетной школе Пражского национального театра, затем в Пражской консерватории. Затем, стажировался в школе Королевского балета (Лондон).

В 1968 г. по приглашению одного из крупнейших хореографов того времени Джона Крэнко поступил в труппу – Штутгартский балет, где оставался – в ранге солиста – до 1975 г.

В 1975 г. назначается одним из артистических директоров Нидерландского театра танца. В 1977 г. становится единственным артистическим директором этой труппы и создателем ее обширного репертуара.

В середине 80-х гг. начинает ставить преимущественно абстрактные опусы. В 1980 гг. были поставлены балеты, также получившие широкое международное признание. Среди них те балеты, поставленные в разные годы, которые впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Черно-белых балетов»: «Шесть танцев» на музыку В. А. Моцарта (1986), «Игра окончена» на музыку А. Веберна (1988), «Падшие ангелы» на музыку С. Райха (1989), «Сарабанда» на музыку И. С. Баха (1990), «Сладкие сны» на музыку А. Веберна (1990), «Маленькая смерть» на музыку В. А. Моцарта (1991); «Местонахождение неизвестно» на музыку А Пярта, А. Веберна, С. Райха, Ч. Айвза, М. де Роо (1994).

В 1978 г. организует труппу НДТ II, в которую входят очень молодые танцовщики (17-24 лет).

В 1991-м – труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра – НДТ I. Таким образом, его театр показывает жизнь танцовщика в трех измерениях.

Его балеты продолжают идти в театрах и балетных труппах многих стран мира.