Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение, благодаря которому удалось создать нечто невообразимое.
В центре рассказа находится тринадцатилетняя девочка Варька, задача которой состоит в круглосуточной уборке по дому, заботой о ребенке хозяев, что постоянно плачет и кричит, не давая заснуть героини.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Рутинная жизнь «засасывает» девочку, сил нет, чтобы выполнять ту или иную работу. А следить за дитем нужно, но глаза то закрываются. Когда вокруг человека происходит суматоха, он попадает в этот быстрый водоворот событий, которые не приносят удовольствие, начинается пошатывание нервов.
Что же в итоге происходит? В один знаменательный вечер, когда от героини стали требовать то, на что сил у нее не хватало, Варька из-за жажды поспать, отдохнуть, задушила кричащего дитя…
Ей было жутко и противно слышать вопли малыша, героиня хотела покоя, лишь бы расслабиться, забыть трудности и должные обязанности. Просто поспать… Действительно страшно, что загруженность девушки привела к убийству невинного ребенка.
Она посчитала, что он причина всех ее бед, ибо не спит Варька только из-за него. Чехов не то чтобы осуждает героиню, нет, он просто показывает, как из обычного человека сложности жизни могут превратить в убийцу.
Это очень страшно, так как подобное может случиться с каждым, кто не приспособлен к невзгодам и преградам на своем пути.
Однако осуждать Антон Павлович не смеет персонажа своего, ибо он понимает ужасное состояние героини, которое не покидает ее до тех пор, пока она не уснула. Писатель сам не был избалован счастливой жизнью, так как с детства ему приходилось усердно работать, забывая об отдыхе. Так что Варьку Чехов не попрекает, он лишь констатирует то, что произошло.
Что же случиться с героиней в результате? Этого никто не знает. Читатели могут лишь догадываться, что ее ждут муки совести, косые и озлобленные взгляды со стороны, пожизненное заключение, в конце концов. Ничего не определено. Чехов всегда в своих произведениях недосказывает.
В этом и уникальность Антона Павловича, который говорил, что «краткость – сестра таланта!»
«Лишь сделай первый шаг…»
... будет не похож на другой». Лишь сделай первый шаг… Что же касается ответа на вопрос относительно моего первого шага в профессию и становления в ней, то мне хотелось бы прибегнуть к ... движению и тем стеклышкам-событиям, таким разноцветным и разным. И в этих уникальных неповторимых узорах не бывает второстепенных моментов, личностей, пройденных дорог. Лишь сделай первый шаг… И сегодня, ...
Actionteaser.ru — тизерная реклама
https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-spat-xochetsya/
Размышления по рассказу А.П. Чехова «Спать хочется»
«Спать хочется». Рисунок Я. Ф. Строева. 1938
И именно в школе сложился образ автора метких сатирических рассказов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», — все мы знаем эти истории. И если Вы сейчас возьмете в библиотеке томик Чехова, то таких рассказов в нем окажется большинство.Но есть и иные.
Они встречаются реже, но именно ради них я снова и снова открываю книгу великого писателя. Один из таких рассказов — «Спать хочется».История повествует о жизни девочки-подростка, Вари, отданной в наём городскому сапожнику. Жизнь ее невыносима.
Ночью она качает колыбель хозяйского ребенка, боясь заснуть (прибьют), днем обслуживает хозяйский быт: носит дрова, топит печь, работает на кухне. А ночью вновь нет сна – нужно качать колыбель с плачущим младенцем.
Сон туманит Варе голову, огонь лампады и ночные тени кружатся перед одурманенным взором.
Но Варя даже рада ей, ведь так легче не заснуть. Эта мука продолжается до вечера, но впереди не желанный отдых – ночью Варю снова ставят к колыбели с плачущим младенцем. Отчаяние девочки достигает пика:
«Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит.Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Этот враг — ребенок.»
Раздавленная Варя сходит с ума. Она душит младенца и забывается желанным, мертвым сном.О чем этот рассказ? Ведь не просто о том, как хозяева сапожной лавки изничтожили маленькую девочку, доведя ее до безумия. Он ведь о чем-то большем. Возможно, стоит пристальней вчитаться в последние строки:
«Она всё понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить.»
Какая сила доводит Варю до безумия? Вряд ли автор адресует этот вопрос лишь жестоким хозяевам, они – лишь инструмент. Тут речь о гораздо большем.Я позволю себе высказать собственные мысли, возникшие после прочтения рассказа.
Чехов показывает обыденный ужас самого порядка вещей, в котором хозяин выматывает работника так, как загоняет гонец почтовую лошадь, даже если это тринадцатилетняя девочка. Это не «хрустобулочная Русь», а жизнь миллионов и миллионов людей в России и мире на рубеже 20-го столетия. А для значительной части человечества и сегодняшняя жизнь.
Беспощадное социальное угнетение, выхолащивающее все человеческое, сводящее его к мертвому инструменту: без воли, без чувств и разума. Это — реальность той эпохи. Она занимала умы писателей, философов и революционеров. Преодоление страшной силы этого гнета – вот стержень процессов, протекавших тогда в обществе.
О роли молока в жизни человека «Пейте дети молоко — будете здоровы!» ...
... невозможна ни одна биохимическая реакция в организме человека . Молоко необходимо во все периоды жизни человека , но особенно для детей, пожилых и больных людей. В организме человека белки ... Так что о пользе молока можно писать поэмы . С детства я помню, как у нас дома жила наша кормилица - корова Зорька. Мы с сестрой, ещёдетьми заботились ...
История Вари – это иллюстрация того зла, в которое Россия была погружена, и против которой она восставала.Но Чехов не только социальный писатель, он писатель и философский.
«Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их».
Что такое младенец, которого баюкает девочка? Традиционно это образ невинности, жизни, не омраченной грехом, чистоты. Убийство младенца, тем более главной героиней, вызывающей у читателя сострадание, тоже еще ребенком… Это, что – просто изощренный ход автора, его желание шокировать? Чехов не ищет шока, он исследует жизнь и человека.
А значит это должно что-то значить.Жизнь Вари полностью отчуждена от нее. Мало труда, даже сон отнят у девочки. Ни минуты не принадлежит ей самой, это – абсолютная несвобода. И что же происходит? Загнанная в угол жизнь взрывается безумием и уничтожает самое себя – Варя душит младенца.
Скажите, разве нет тут следов философии Ницше, возвестившего человеку обращение к зверю (то есть то же безумие) при нарастании его несвободы? И разве не обернулось это обращение в 20 столетии свирепым истреблением жизни? Конечно, обернулось. Чехов тут выступает не в роли социального философа даже, а в роли пророка.
Вот такой непростой смысл я увидел в небольшом рассказе А.П.Чехова «Спать хочется». Советую всем прочесть полностью и проанализировать его самим.
Эссе по произведению А.П. Чехова «Спать хочется»
Прочитав рассказ А.П.Чехова «Спать хочется», я была немного удивлена его концовкой. Я ни сколько не ожидала, что девочка Варя решит, что ее враг это ребенок, и он мешает ей жить! А тем более, что она убьет этого ребенка! Чехов, конечно, своеобразный писатель, и его рассказы наполнены некой шизофренией, такой легкой сумашедшинкой в самобытных действиях его рассказов.
Если внимательно вчитаться, можно заметить, что в этом рассказе происходит не одно, а два убийства. Сначала хозяева «убивают» Варю, а потом она ребенка.
Действия рассказа происходят в деревне. Несовершеннолетняя девочка прислуживает довольно тираничным людям.
Может эта девочка подрабатывает няней, чтобы им с матерью прокормиться, а возможно, что мать тоже умерла, и ей некуда было пойти…
В конце же повествования происходит убийство.
Я считаю, девочка совершает этот поступок под неким аффектом. Тринадцать лет, это такой возраст, когда ребенок сам себя не может понять, не то, что младенца. Хозяева просто заездили девочку, ответом на это было убийство.
Не унимающийся ребенок был последней каплей в чаше, которую переполняли: усталость, раздраженность, обреченность.
Чехов пишет, что именно «ложное представление овладевает Варькой», а оно действительно ложное, ведь не ребенок виноват в том, что она не спит.
3 стр., 1103 слов«Я- учитель любимого предмета детей» материал по физкультуре
... страданий! Мои увлечения спортом, игрой в шахматы дают мне возможность воспитывать детей быть здоровыми, любить спорт, умными, усидчивыми,думающими. Быть учителем физкультуры – ... ходить не лень . Хочешь цельной стать натурой? Занимайся физкультурой! Про болезни в миг забудешь, И работать лучше ... двигательные действия и как они могут пригодиться в жизни. И вот, когда ученик сам может ответить на ...
Например, она могла бы успокоить ребенка, ведь «сглазили», это не диагноз… Ребенок всегда плачет из-за чего то, возможно его что-нибудь беспокоит или что-нибудь болит.
Этот рассказ ярко описывает нынешние ситуации в нашей, и не только нашей, стране. Сколько раз из яркого, пылающего новостями телевизора я слышала: несовершеннолетняя мать убила и выбросила своего ребенка… А сколько молодых мам отдают, а иногда и продают, своих детей.
Когда мне было тринадцать-четырнадцать лет, у нас в семье появился еще один ребенок.
Но со временем я полюбила брата, а далее и сестру… Но когда шести месячная сестра кричала у меня на руках как бензопила «дружба», а мне тогда было уже шестнадцать, мне хотелось от нее избавиться…
Так, что же мы хотим от девочки тринадцати лет, которая две ночи не спала и целый день работала! Я конечно не оправдываю ее поступок, но и не осуждаю ее.
Но вернемся к действиям несовершеннолетних мам. Как все знают, детородный возраст у женщины наступает примерно в тринадцать-четырнадцать лет. Но это лишь физический возраст, а психологический? Он же наступает после двадцати. Осознание материнства приходит к каждой женщине в разное время, а к некоторым вообще не приходит.
Так что же мы хотим от пятнадцатилетней девочки, которой в куклы еще надо играть, а не заводить детей? Иногда такие девочки очень жестоко поступают со своими детьми… Конечно каждая ситуация индивидуальна и уникальна, но ведь детей убивают пачками, именно такие молодые мамочки.
Здесь нельзя сделать вывод и поставить точку, ведь точки ставят на решенных проблемах, а эта проблема, кажется, никогда не решится.
http://yaneuch.ru/cat_09/jesse-po-proizvedeniju-ap-chehova/51486.1310447.page1.html
Перечеркнутая жизнь
Эпиграф: «…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).
Методические приемы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.
Оборудование урока: фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин В. Перова «Тройка» и В. Маковского «Свидание».
Беседа с классом
Учитель: С именем Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Какие произведения вы изучали в школе, читали самостоятельно? Какое у вас сложилось впечатление о манере, стиле, языке писателя?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом
А.П. Чехова, который отличается от известных вам юмористических чеховских произведений и, надеюсь, изменит ваше представление о писателе, откроет вам иную, не юмористическую сторону его творчества.
Итак, название рассказа очень мирное, а случай, описанный в произведении, страшный, трагический.
Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»
... спать хочется»). Завязка рассказа кроется в воспоминаниях Варьки: с матерью Пелагеей они идут наниматься в город. Развитие действия — жизнь девочки ... эмоциональностью. 5. Тема и идея произведения. Проблематика. Тема: Дети, лишённые детства. «Спать хочется» стоит в одном ... Варька только мурлычет (не поёт) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на ...
Давайте вспомним, о чем говорится в рассказе.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, хочу спросить вас, однозначно ли прочитывается рассказ? Можно ли с твердой уверенностью сказать, кто виноват в смерти младенца? Какие чувства, эмоции вызывает у вас главная героиня?
Определение задач
Учитель: Давайте попробуем разобраться, чем мы будем сегодня заниматься. В первую очередь хотелось бы, чтобы вы, говоря о Варьке, опирались не только на авторский текст, но и на собственные впечатления, ведь героиня — ваша ровесница.
Задача 1. Создать собственное истолкование образа Варьки. Мы знаем, что убийство ребенка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?
Задача 2. Оправдываем мы девочку или осуждаем, во многом зависит от мнения писателя. И хотя Чехов — писатель не прямолинейный, избегающий ярлыков и штампов, его отношение во многом раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей. То есть нам надо осмыслить особенности изображения психологии героя.
Задача 3. Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.
Беседа с классом
Справка
В XIX веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.
Жизнь «в людях» была крайне тяжелой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.
У вас на партах лежат фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин Василия Перова «Тройка» и Владимира Маковского «Свидание». Посмотрите на лица этих детей. Печать покорности и обреченности лежит на них. Лишенные родительской заботы и ласки, раздавленные тяжелой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.
Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».
Беседа с классом
Учитель: Какой промежуток охватывает время действия рассказа?
Дети: Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.
Учитель: Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?
Дети: Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного и того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.
Учитель: Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны и бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»?
Дети: О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.
Учитель: Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем?
Дети: Быт и бессонница притупили сознание девочки. Все волевые усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть, а об остальном, в том числе и о будущем, она не думает.
Исследовательская работа (анализ текста в группах)
Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить в группах.
1-я группа — работа с портретом.
2-я группа — работа с пейзажем.
3-я группа — работа с интерьером.
4-я группа — работа с речью персонажей.
Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.
Результат работы групп
1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея — все это свидетельствует о том, что Варька перестает ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова — «булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.
3-я группа. Интерьер — свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна ее жизнь. Все сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего.
Комнатка — символ души девочки, ее жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь — «веревка, тени от панталон и пеленок, зеленое пятно от лампадки».
Акцентируя наше внимание на веревке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечеркнута.
Рисунок на доске:
Чехов упоминает еще один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?
4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о ее безликости. Вся речь принадлежит ее хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).
Можно ли говорить о духовности девочки, когда для хозяев она просто механизм?
Итоги аналитической работы
Запись на доске: «В рассказе идет речь о двух убийствах: убийстве ребенка и убийстве души девочки» (В. Теуш).
Учитель: Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?
Беседа с классом
Дети: Сознание концентрируется на одном: не уснуть.
Учитель: Что утрачивается вместе с памятью?
Дети: Слух, зрение, рассудок.
Учитель: Как воспринимает Варька плач ребенка в первую ночь? А во вторую?
Дети: Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».
Учитель: Почему Варька решает убить?
Дети: Исчерпаны физические и духовные силы.
Учитель: Осознает ли она свой поступок?
Дети: Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.
Творческая работа (письменная)
А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).
Творческая работа (устная)
Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.
Подведение итогов урока
Учитель: В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей — все, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Что нового мне открылось в творчестве А. П.Чехова».
Анна АНТОНЕВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы №24, финалист конкурса «Учитель года России-2007», Иваново
http://www.ug.ru/archive/26643
Как охарактеризовать главную героиню Варьку из произведения А. П. Чехова «Хочется спать»
Тринадцатилетняя девочка Варька служить няней маленького ребёнка. Отец Вари умер, мама тоже пошла служить в господский дом. Девочке очень хочется спать, качая колыбельку, но ребёнок постоянно плачет и плачет. Если Варя уснет, хозяева побьют её.
Девочка поёт ребёнку, а у самой закрываются глаза. Уснув на минутку, она видит отца, который корчится от боли. У него была грыжа, но врач вовремя не успел. Врач был молодой и хотел помочь. Он попросил у хозяев транспорт, чтобы отвезти Ефима в больницу. Помочь не успели, и отец умер в больнице.
Если бы раньше позвали врача, он бы жил.
Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 2011 ВАК Область наук Литература. Литературоведение.
Устное народное творчество Ключевые слова ПОДТЕКСТ / ВИДЫ ПОДТЕКСТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Лелис Елена Ивановна Исследуются разные виды подтекста, языковые и неязыковые средства их формирования и роль в осмыслении художественного произведения как эстетического целого.
Подробнее: cyberleninka.ru
Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение, благодаря которому удалось создать нечто невообразимое.
Выражение «Краткость – сестра таланта» — это точно про Чехова. Антон Павлович умел в коротеньком рассказе отобразить настолько полную картину жизни современного ему общества, для которой другим писателям приходилось создавать объёмные романы.
Лично на меня самое сильное и неизгладимое впечатление произвёл рассказ «Спать хочется», который я считаю одним из лучших произведений писателя.
В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь». Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка — «Спать хочется» — восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».
Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте.
Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение, благодаря которому удалось создать нечто невообразимое.
В центре рассказа находится тринадцатилетняя девочка Варька, задача которой состоит в круглосуточной уборке по дому, заботой о ребенке хозяев, что постоянно плачет и кричит, не давая заснуть героини.
Подробнее: sochineniya-na5.ru
Нянька Варька, девочка лет тринадцати, всю ночь качает колыбель. Ребенок плачет, а ей так хочется спать. Она засыпает и видит во сне покойного отца.
Он корчится от боли, потому что разыгралась грыжа. Отца увозят в больницу, но к утру, он умирает. Варька идет по лесу, чувствует удар по голове и падает лицом на дерево, просыпается.
Оказывается, ее ударил хозяин, ведь она заснула, а ребенок плакал.
Каждая синтаксическая единица в системе художественного произведения отражает существенные черты восприятия действительности писателем, движение его мысли. А. В.
Чичерин в книге «Идеи и стиль» справедливо пишет, что «синтаксические формы имеют стилистическое назначение в том смысле, что для того или другого автора те или другие синтаксические явления органически связаны со строем художественного мышления, познания мира и пояснения мира».
Подробнее: www.hintfox.com
Текст и размышления над рассказом А.Чехова»Спать хочется»
Давайте ещ раз перечитаем коротенький рассказ и рассмотрим его с точки зрения психологии.Когда я его первый раз прочёл,то был в шоке.Никак не ожидал от Антона Павловича такого.Лучше бы он его не писал или написав сжёг рукопись или цензура не пропустила.Итак,читаем и обсуждаем.Буду благодарен всем,кто примет участие,без исключения.
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:
Баю-баюшки-баю, А я песенку спою… |
Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны.
От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку…
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
- Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю…
В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий…
Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель.
Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей.
И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.
- Баю-баюшки-баю, а я песенку спою… — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.
На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:
- Бу-бу-бу-бу…
Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости.
Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.
- Засветите огонь, — говорит он.
- Бу-бу-бу… — отвечает Ефим.
Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.
- Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.
- Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к нему. — Эге! Давно ли это у тебя?
- Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время… Не быть мне в живых…
- Полно вздор говорить… Вылечим!
- Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем… Коли смерть пришла, что уж тут.
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:
- Я ничего не могу поделать… Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай… Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?
- Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.
- Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.
Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»… Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет…
Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:
- Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…
Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:
- Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал… Царство небесное, вечный покой… Сказывают, поздно захватили… Надо бы раньше…
Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.
- Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь?
Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом.
Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее.
Обе они спешат в город наниматься.
- Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные!
- Подай сюда ребенка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребенка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Слышишь, подлая?
Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.
- Возьми! — говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. — Плачет. Должно, сглазили.
Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются и голова тяжела.
- Варька, затопи печку! — раздается за дверью голос хозяина.
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.
- Варька, поставь самовар! — кричит хозяйка.
Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:
- Варька, почисть хозяину калоши!
- Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.
Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку.
Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах.
День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.
- Варька, ставь самовар! — кричит хозяйка.
Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.
- Варька, сбегай купи три бутылки пива!
Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.
- Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!
Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.
- Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.
В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.
- Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою…
Она всё понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит.
Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Этот враг — ребенок.
Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.
Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая…
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
https://psiholog.mirtesen.ru/comments/42188759856/page
«Спать хочется», анализ рассказа Чехова
Трагедия ребенка во взрослом мире
«Правдив до иллюзии» — такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.
Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная выразительность слова, фразы и речевых оборотов. Искусство литературной детали в рассказе просто совершенно.
Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне.
Он зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем.
Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».
Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? Отец умер в страшных муках. Они с матерью отправились «наниматься». А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!
Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона.
Скорее всего — и то, и другое.
Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного – выспаться любой ценой. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.
Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник «Хмурые люди». Еще при жизни Чехова «Спать хочется» перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.
Помимо анализа рассказа «Спать хочется» прочитайте другие сочинения по произведениям Чехова:
http://prochekhov.ru/1676-spaty-hochetsya-analiz-rasskaza-chehova
Презентация на тему «»Спать хочется» А.П. Чехов «
- 28 загрузок
- 4.0 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему «»Спать хочется» А.П. Чехов » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов18
- Аудитория8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
- Словалитература теория литературы теория прозы чехов рассказы чехова
- КонспектОтсутствует
- Слайд 1Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»
- Слайд 2…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор. А. П. Чехов
- Слайд 3Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню? Осмыслить особенности изображения внутреннего мира героини рассказа. Оправдываем мы Варьку или осуждаем, зависит от мнения писателя. Отношение авт- ора раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей.
- Слайд 4Интерьер Душа человека Аффект Внутреннее пространство помещения, его убранство Внутренний психический мир человека, его сознание Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля
- Слайд 5В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу. Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.
- Слайд 6Василий Перов «Тройка» Владимир Маковский «Свидание»
- Слайд 7Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы .Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.
- Слайд 8Какой промежуток охватывает время действия рассказа? Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки? Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова «Спать хочется»
- Слайд 91-я группа – работа с портретом. 2-я группа – работа с пейзажем. 3-я группа – работа с интерьером. 4-я группа – работа с речью персонажей. Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова «Спать хочется»
- Слайд 10Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает, опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.
- Слайд 11Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки. После смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город).
Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.
- Слайд 12Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна её жизнь. Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка – символ души девочки, её жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок. Зелёное пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.
- Слайд 13Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную Бессловесность говорит о её безликости. Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).
- Слайд 14«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки». В. Теуш.Можно ли согласиться, что душу Варьки убили? Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую? Почему девочка решает убить младенца? Осознаёт ли она свой поступок?
- Слайд 15А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).
Какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки?
- Слайд 17Написать сочинение-миниатюру «Что нового мне открылось в творчестве А. П. Чехова».