Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими.
Если в вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного жизненного примера, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место!
Речевые клише для аргументации собственной позиции:
Для согласия/несогласия с позицией автора:
- Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
- Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
- Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
- Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
- Мне близка позиция автора тем, что …
- Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
- Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
- Нельзя не согласиться с автором в том, что…
- Кажется спорной мысль автора о том, что…
- Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
- С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
- Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
- Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
- При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).
С использованием жизненного опыта:
- Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
- Помню, как-то мама (отец, бабушка, друг, знакомый и т.
д.) рассказывали, как…
- Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
- Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни:
- Как часто приходится сталкиваться с …
- Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
- Кто из нас не наблюдал (не сталкивался;
- не замечал (за собой);
- не оказывался свидетелем) того, как …
- К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас;
- вокруг нас) …
- Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…
—
- Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…;
- Еще Петр 1 говорил, что…;
- Любой историк скажет вам, что…;
- Большинство врачей считают, что…;
- Как установлено японскими учеными…
и т. п.
- Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов;
- в различных телепередачах) …
- Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …
Из читательского опыта:
- Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…
- Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
- Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
VI. Заключение:
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Приведем различные способы оформления заключения:
1. Обобщение основных мыслей автора — самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть — творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты. Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!
Речевые клише для заключения:
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Подводя итог, хочется сказать…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
- Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…
- Я искренне благодарна(ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…
- Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…
- В заключение я должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…
- Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой…, переоценить её важность в нашей жизни…
И, напоследок, дадим несколько полезных советов, необходимых при написании эссе:
1. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.
2. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
3. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
4. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
5. Если у вас нету времени, чтобы писать сочинение на черновике — пишите сразу в бланк. При этом можно исправлять, зачёркивать слова и предложения, ведь нет критериев оценки за «красоту» написанного текста.
6. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами — типичный недочет сочинений, за который снимают баллы. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.
7. На листах с заданиями писать можно! Не верьте экзаменаторам, которые утверждают обратное!!! Поэтому при необходимости подчёркивайте в тексте ключевые слова и мысли.
8. Автора текста можно назвать по-разному: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель (публицист), художник слова.