Уроки литературы

Круг проблем первого и пятого направления итогового сочинения.

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова .

«Лермонтов и Кавказ», «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…»,» То сердце, где кровь кипела.

«А что такое счастие?»

«…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить…» —

Я думал: жалкий человек…

Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого…»?

«В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

Что в имени тебе моём?

«Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик».

Имя Лермонтова на карте России. .

НАПРАВЛЕНИЕ 5 ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?

Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих

«Настоящие друзья — как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь» . (А.де С.Экзюпери).

По произведениям отечественной и мировой литературы. (А.Н. Гончаров. «Обломов»; Л. Толстой. «Война и мир»; А.де С.Экзюпери «Маленький принц»…)

Кто умеет в будни быть счастливым, тот и впрямь счастливый чел

Совесть – самая мягкая подушка

Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

Каждому будет дано по его вере

Просто нужно очень верить этим синим маякам

Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала

Пойми язык живой природы — и скажешь ты: прекрасен мир

«Вопросы, заданные человечеству войной».

Итоговое сочинение. Направление 2.

2 стр., 574 слов

Рассуждение что такое счастье по рассказам «о любви» ...

... счастлив ее муж, который имеет такую жену. Женщину, которая без колебаний и рассуждений всё делает для него. Для Алмазовых куст сирени (поступок) принес счастье и успокоение, стал символом их любви на ... ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ» . У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. ...

В комментариях к данному направлению читаем: «2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века».

Ключевые слова в названии данного направления – ВОПРОСЫ и ВОЙНА. Именно в таком формате – в формате ВОПРОСОВ — попыталась, пересмотрев много различных материалов, сформулировать темы сочинений о ВОЙНЕ. Какие-то из них получились довольно длинные (где-то — для краткости — переформулировала вопрос в назывное предложение), не ко всем стала добавлять список произведений — думаю, у каждого он будет свой.

Что помогает выжить на войне?

Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне

Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма

Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно ? (О чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне).

– (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»…)

Каковы нравственные последствия предательства

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны

Что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне? (Дети и война . — В.Богомолов «Иван». Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Искусство и война. Красота природы и война…)

«Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? » (В. Захаров) — (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…)

В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны

Почему нельзя забывать о прошедшей войне

Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу

Но тематические направления пока мало говорят и учителю, и выпускнику о том, каким же должно быть сочинение. Минобр сообщает: «Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы». Но это пока декларация.

1 стр., 476 слов

Сочинения | Сочинения 7 класс. Тема Великой Отечественной войны ...

... личное горе. К началу Великой Отечественной войны за плечами у Анны Ахматовой был огромный, выстраданный опыт гражданской поэзии. Война застала ее в городе, который сама Ахматова считала своей родиной, - Ленинграде. ... никто не заставит! Победа в стихах поэтессы - это образ вдовы, такой, как она сама. Всю свою боль и боль своей Родины Ахматова выразила в стихотворении "Памяти друга", где ...

Опора на художественное произведение при написании Сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.» От Людмилы Тяжелковой.

О сочинении

В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, с пособного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».

1 октября 2014 года на сайтах Минобрнауки и Рособрнадзора размещены критерии оценивания итогового сочинения для школ. Его будут оценивать по пяти параметрам:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация. Привлечение литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

«Недаром помнит вся Россия…» (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Направления работы:

0. к 1830-1840 гг. в России общественная значимость искусства предполагала в писателе «человека с биографией» (Ю.М.Лотман)

1. своеобразие творчества Лермонтова

2. особенности проблематики его произведений

3. специфика художественной картины мира

На вопрос стало ли понятно, как готовить к сочинению, учителя говорят: «пока нет». Критерии — самые традиционные. Что посоветовать ученику, чтобы он сумел проявить «личностную зрелость» — не понятно. Неясно, например, рекомендовать ли ученику использовать произведения, которых нет в школьной программе, будет ли это плюсом или может сыграть против, затрудняя работу проверяющим.

зачет» — «незачет

Причем те, кто не получит «зачета» с первого раза, смогут переписать работу в феврале и марте.

будут проверять их у себя и оценивать по 10-балльной шкале

Чтобы быть в равных условиях при поступлении с выпускниками 2015 года, сочинение смогут написать и выпускники прошлых лет.

Дети-инвалиды и ученики с ограниченными возможностями здоровья будут писать вместо сочинения итоговое изложение.

Рособрнадзор