Круг проблем первого и пятого направления итогового сочинения.
Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова .
«Лермонтов и Кавказ», «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…»,» То сердце, где кровь кипела.
«А что такое счастие?»
«…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить…» —
Я думал: жалкий человек…
Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого…»?
«В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
Что в имени тебе моём?
«Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик».
Имя Лермонтова на карте России. .
НАПРАВЛЕНИЕ 5 ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?
Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих
«Настоящие друзья — как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь» . (А.де С.Экзюпери).
По произведениям отечественной и мировой литературы. (А.Н. Гончаров. «Обломов»; Л. Толстой. «Война и мир»; А.де С.Экзюпери «Маленький принц»…)
Кто умеет в будни быть счастливым, тот и впрямь счастливый чел
Совесть – самая мягкая подушка
Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
Каждому будет дано по его вере
Просто нужно очень верить этим синим маякам
Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала
Пойми язык живой природы — и скажешь ты: прекрасен мир
«Вопросы, заданные человечеству войной».
Итоговое сочинение. Направление 2.
Рассуждение что такое счастье по рассказам «о любви» ...
... счастлив ее муж, который имеет такую жену. Женщину, которая без колебаний и рассуждений всё делает для него. Для Алмазовых куст сирени (поступок) принес счастье и успокоение, стал символом их любви на ... ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ» . У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. ...
В комментариях к данному направлению читаем: «2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века».
Ключевые слова в названии данного направления – ВОПРОСЫ и ВОЙНА. Именно в таком формате – в формате ВОПРОСОВ — попыталась, пересмотрев много различных материалов, сформулировать темы сочинений о ВОЙНЕ. Какие-то из них получились довольно длинные (где-то — для краткости — переформулировала вопрос в назывное предложение), не ко всем стала добавлять список произведений — думаю, у каждого он будет свой.
Что помогает выжить на войне?
Какую роль играют воспоминания о мирной жизни для человека на войне
Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма
Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно ? (О чести и бесчестии, о долге и предательстве. Нравственный выбор человека на войне).
– (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Быков «Сотников»; В. Распутин «Живи и помни»; М. А. Шолохов «Тихий Дон»; «Судьба человека»; К. Воробьев «Это мы, Господи!»…)
Каковы нравственные последствия предательства
Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны
Что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне? (Дети и война . — В.Богомолов «Иван». Женщина и война – Ю. Бондарев «Вечная женственность»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Искусство и война. Красота природы и война…)
«Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? » (В. Захаров) — (Л.Н. Толстой «Война и мир»; В. Кондратьев «Сашка»…)
В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны
Почему нельзя забывать о прошедшей войне
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу
Но тематические направления пока мало говорят и учителю, и выпускнику о том, каким же должно быть сочинение. Минобр сообщает: «Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы». Но это пока декларация.
Сочинения | Сочинения 7 класс. Тема Великой Отечественной войны ...
... личное горе. К началу Великой Отечественной войны за плечами у Анны Ахматовой был огромный, выстраданный опыт гражданской поэзии. Война застала ее в городе, который сама Ахматова считала своей родиной, - Ленинграде. ... никто не заставит! Победа в стихах поэтессы - это образ вдовы, такой, как она сама. Всю свою боль и боль своей Родины Ахматова выразила в стихотворении "Памяти друга", где ...
Опора на художественное произведение при написании Сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.» От Людмилы Тяжелковой.
О сочинении
В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, с пособного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».
1 октября 2014 года на сайтах Минобрнауки и Рособрнадзора размещены критерии оценивания итогового сочинения для школ. Его будут оценивать по пяти параметрам:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
«Недаром помнит вся Россия…» (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
Направления работы:
0. к 1830-1840 гг. в России общественная значимость искусства предполагала в писателе «человека с биографией» (Ю.М.Лотман)
1. своеобразие творчества Лермонтова
2. особенности проблематики его произведений
3. специфика художественной картины мира
На вопрос стало ли понятно, как готовить к сочинению, учителя говорят: «пока нет». Критерии — самые традиционные. Что посоветовать ученику, чтобы он сумел проявить «личностную зрелость» — не понятно. Неясно, например, рекомендовать ли ученику использовать произведения, которых нет в школьной программе, будет ли это плюсом или может сыграть против, затрудняя работу проверяющим.
зачет» — «незачет
Причем те, кто не получит «зачета» с первого раза, смогут переписать работу в феврале и марте.
будут проверять их у себя и оценивать по 10-балльной шкале
Чтобы быть в равных условиях при поступлении с выпускниками 2015 года, сочинение смогут написать и выпускники прошлых лет.
Дети-инвалиды и ученики с ограниченными возможностями здоровья будут писать вместо сочинения итоговое изложение.
Рособрнадзор