Сочинение на тему Живая россия и «мертвые души»
Перед вами замечательное сочинение по творчеству Гоголя. Здесь автор анализирует несколько основных произведений писателя, обращая внимание, в первую очередь, на поэму «Мертвые души». Надеюсь, оно вам понравится и будет полезным в подготовке к уроку по русской литературе.
Если вам необходимо вспомнить сюжет произведения «Мертвые души» — на сайте есть краткое содержание по главам.
Живая россия и «мертвые души»
Противоречивая натура Н. В. Гоголя вызывает споры и разногласия и по сей день. Николай Васильевич — замечательный, самобытный писатель. Из всех произведений классической литературы, с которыми я познакомился, неизгладимое впечатление оставили два: «Капитанская дочка» А. С.
Пушкина и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. И это не случайно. Гоголь увлекает читателя, заставляет плакать и смеяться со своими героями, переживать неудачи и радоваться успехам.
Заставляя читателя задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого его гражданина.
«Никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера…».
«Блажен незлобивый поэт…»:
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений…
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя.
Гоголь долго не был признан как писатель. Его произведения отличались лиризмом и красотой (« Вечера на хуторе близ Диканьки »), их социальную направленность общество оценило значительно позже.
Но уже тогда писательская среда приняла собрата по перу, увидев в Гоголе самобытного и чисто русского писателя. Пушкин высоко ценил Гоголя, доверял его врожденному чувству юмора, его жизненной позиции.
Он сделал подарок Николаю Васильевичу — два великолепных сюжета. Один из них «Ревизор».
Печальном детективе
Астафьева на проводах высокого чиновника из министерства присутствуют такие же две «мертвые души», готовые в любое время поддержать «сиятельство» «под круглую попку». Гоголь развенчивает подхалимство, очковтирательство, казнокрадство чиновничества, доводит сатиру до сарказма.
17 стр., 8265 словЧто роднит чичикова с помещиками. : Что общего у Чичикова с другими ...
... помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой. Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с ... как подражание с прудом, кустиками и надписью "Храм уединенного размышления". Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме "Мертвые души". Манилов: характер ...
похождения и подвиги
Страшное известие приходит, как гром с ясного неба: приехал настоящий ревизор. Эта весть поражает всех присутствующих, Кажется, что все вокруг замирает, каменеют и люди и природа.
Гоголь, как бы подводит читателя к мысли, что все эти люди – мертвый камень, словно ужасные вурдалаки-призраки каменеют они на “рассвете” за все их мерзкие проделки.
Возмездие неизбежно… Мертвые, окаменевшие души… эта, увиденная Гоголем и введенная в русскую литературу черта правящего сословия надолго определила главного врага прогресса и всеобщего достатка.
Мертвые души
«Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Кто они, герои Гоголя, о которых писал критик?
Учтивый господин, Павел Иванович Чичиков, приезжает в весьма заурядный город NN. Облик его поражает изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Цели приезда Чичикова неизвестна, и догадываться роднят его появление с приездом Хлестакова в “Ревизоре”. Павел Иванович также наносит визиты местным помещикам и чиновникам.
В описании хозяев поместий и “жизней” крепостных, их занятий и интересов проявляется гениальность гоголевского стиля, несколькими деталями характера персонажа показать всю ту бездуховность, мелочность, пустоту души. Характеры персонажей подчеркиваются обостренно точными, фамилиями-ярлыками.
Помещик Манилов, считающий себя воспитанным, благородным, образованнейшим человеком, немного напоминает самого Чичикова. Но не зря дана ему эта сладкая, липкая фамилия. Взять даже его кабинету от собственной его характеристики не остается и следа.
Мы видим кучки пепла, книгу, два года раскрытую на четырнадцатой странице, везде царит беспорядок — доказательство лености души и тела. Приказчик Манилова — скотина, обманщик и пьяница. И это только первый из помещиков, и не самый худший.
От главы к главе набирает силу, оттачивается обличительно- сатирический, “басенный” язык повествования Гоголя.
Манилов, Собакевич: смена фамилии, смена характера, усиливающая восприятие неумолимости омертвения помещичьих душ, завершающееся в уже почти в окаменевшем Плюшкине. Главу о нем Гоголь считал одной из самых трудных. Характеры персонажей уже вполне сложились, Плюшкин в их ряду не является исключением.
Завершая галерею помещичьих «мертвых душ», он несет в себе наиболее ясные признаки неизлечимой, смертельной болезни… В период начального накопления капитала Плюшкин, был предприимчив, трудолюбив, не лишен ума и житейской зоркости. Соседи приезжали к нему поучиться «мудрой скупости». На жизнь переменчива, развалилась его семья и все пошло прахом.
Плюшкин, как « скупой рыцарь » остался единственным сторожем, хранителем и «владетелем своих богатств » и это только усилило его подозрительность и скупость. Помещики не единственные «Мертвые души» в произведении, Н.В. Гоголь открывает перед читателем мертвенную сущность и городского чиновничества.
6 стр., 2552 словДуши «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
... большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура. назвать «живыми душами» Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию ...
Нравы правителей небольшого уездного городка, как бы транспонируются на всю Россию, дают яркое представление о властях на территории всей империи. Писатель ограничивается изображением губернских начальников, но целит выше. Жизнь городского чиновничества полна кажущейся энергией, бесполезными хлопотами, страстями, но на самом деле, все призрачно, как призрачны люди, его населяющие.
Предметом сатиры в произведении, стали не личности, а социальные пороки, которые делают эти личности «мертвыми». Фамилии персонажей, по большей части, отражают их характеры и также не живы Коробочка, Копейкин, Плюшкин.
И главный герой поэмы не исключение, и его душа мертва. Не случайно Гоголь уделил большое внимание этому персонажу, который, следуя завету отца, копит копейку и пытаясь с ее помощью добиться всего в жизни, пусть даже путем прямого подлога.
Гоголь показывает преемственность буржуазного строя от феодальных порядков помещичьего общества, и то, что и буржуазный порядок опирается на те же «мертвые» души, обличает чудовищный эгоизм и лицемерие представителей власть имущей России.
живую душу России
Писатель все же создал облик живой России, хотя и в другом произведении. В поэме Гоголь показывает образ русского народа, его прекрасной души. Строки, где описывается народ, проникнуты атмосферой сердечности.
Широта души, природная сметка, богатырская удаль, разящее меткое слово, заставляют нас вспомнить самые проникновенные страницы «Вечеров…» и «Тараса Бульбы» — в этом и во многом другом проявляется истинная красота души народа.
За страшной пеленой мира помещичьей России, Гоголь почувствовал биение здорового народного сердца, разглядел живую Русь.
Герцен отметил, что в поэме писатель показал и «историю болезни», и «крик ужаса и стыда», и «горький упрек» современной России, и то “лекарство” от найденных симптомов заболевания — веру в свой народ, в его живые творческие силы, в его роль в развитии страны.
Не случайно, что одновременно с созданием первой части «Мертвых душ», он пишет вторую редакцию «Тараса Бульбы», усиливая в ней роль народа. Пример — знаменитая речь Тараса о товариществе. Автор связывает представления о вольности, богатырстве, талантливости с русским народом.
«Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — восторженно восклицает писатель, показывая необъятные просторы России.
бойкой необгонимой тройкой
Н.В. Гоголь — истинный патриот России, прекрасно знающий и понимающий своих соотечественников, всем сердцем болеющий за них, человек с живой душой, каждое слово писателя обращено как бы и к нашим современникам. Гоголь призывает к «очищению души» от черствости и косности.
И. С. Тургенев так сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, нем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».
Надеюсь, сочинение на тему Живая россия и «мертвые души» было полезным для подготовки к уроку русской литературы.
Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души
Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода
... мертвые души Чичикову, ни продать — только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым — он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков ... следует проследить всю историю их взаимоотношений. Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода , Гоголь Н. В. Сочинение по произведению на тему: Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода Поэма ...
В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.
Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.
Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.
Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.
Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.
Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.
Вариант 2
В поэме Гоголя можно разглядеть Россию, как и с хорошей стороны, так и с плохой. К мертвым душам писатель относит ни покойников, а чиновников и обывателей, чье сердце затвердело и стало каменным от безразличия на судьбы простых граждан. Поэт пишет это произведение, прочувствовал всю боль и печаль народа.
Чиновники Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, совершено разные люди, но их соединяет никчемность, которая отражает весь устой властителей. Каждый чиновники покрывают другого в неправде, воровстве ради своей выгоды, лишь бы откусить чей-то кусочек и положить себе в карман.
В их душах словно черви в яблоке ползают и уже прогрызли свои ходы, которые с каждым разом становятся все больше, и больше. И подгнивая выделяют отвратный запах самой личности чиновников. Они словно одно безликое существо, которое существует питаясь лишь живыми, цветущими, душами.
Эти «живые» души подвергаются постоянным заключениям и подавлениям.
Настоящую душу России имеют русские мужики, которые сохранили человечность. В крепостном праве остаются благоразумный народ, на котором держится фундамент всей Руси.
4 стр., 1912 словОбразы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...
... помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие. Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев. Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души XIX в. ... Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в ... потом на эти листики, на мужиков, ...
Именно в них заключается сама душа, сам тот центр, само то ядро, которое и держит всю суть страны.
Гоголь пишет о крестьянах так, что выставляет их словно цветущие цветы, которые, не смотря на все трудности, прорастают через камни, разрушая их.
Гоголь яростно верит, что Россия пойдет по светлому будущему. Верит в скрытые таланты народа, которые могу подняться из глубин и показать, что не все потеряно. Он надеется на то, что даже и в мертвых душах чиновниках пронзится луч светлого и измениться их жизнь, их отношение к добрым душам, которые умеют жить, дышать полной грудью.
Разное отношение всегда можно получить. Но и в вера в добро не угаснет никогда. Потому что большое и верное, любящее покрывает все. Так как надежда Гоголя дает понять, что и в зачерствевшем сердце имеется отголоски добра, любви.
На примере показан Чичиков, как он с теплотой в сердце отзывается о матери и вспоминает свое детство, окутанное лаской и заботой. Именно в такие моменты ты и веришь, что можно изменить худшие недостатки в лучшее. В рост, процветание, доверие и хорошее отношение.
Послание писателя дает понять и раскрыть, как же несовершенен человек в своей жизни, как он имеет право отклонятся от пути добра, но все же ему всегда дается шанс вернуться к светлому пути.
Сочинение 3
Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» – портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.
У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами.
Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны.
Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.
Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе.
Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».
Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.
Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.
3 стр., 1167 словАвторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову (по поэме Н.В. ...
... — предпринимателям, тогда на помощь приходит поэма Гоголя «Мертвые души» — эдакое «наглядное пособие для бизнесменов». Отношение Гоголя к Чичикову противоречиво. Сначала и в середине романа ... помещики Гоголя статичны, Чичиков постоянно находится в движении. Ни у одного из помещиков нет определенной жизненной цели, а все поступки Чичикова подчинены единственному желанию — разбогатеть. Чичиков ...
Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.
Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя – яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.
Живые души в поэме Мертвые души Гоголя
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века. Гоголь работал над своим произведением около 5 лет. «Мертвые души» – бессмертная поэма, содержащая в себе глубокие размышления писателя.
В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.
Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости.
Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом».
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.
«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны.
Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну.
Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.
Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.
Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого.
Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков. В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне.
Над чем смеётся и о чём грустит Н.В. Гоголь в «Мёртвых душах» ...
... о своем благополучии. Помещики, дворяне, чиновники - настоящие «мертвые души» в изображении Гоголя. Писатель ужасается тому, как низко могут опуститься люди. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - восклицает автор. ... действенным средством, чем гневные высказывания и призывы. Итак, Гоголь смеется над человеческими пороками, которые умерщвляют души и превращают общество ...
Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.
2 вариант
Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил с мыслями над судьбами всего человечества и России. В самом названии заключен особый смысл. В этом произведении описываются мертвые души помещиков крепостных крестьян и других.
Когда мы слышим о поэме Гоголя мы сразу представляем себе Чичикова, за которым тянутся помещики как плед.
И о них это правильная мысль ведь именно эти образы были, более часты в обсуждении не зря же поэма была названа «Мертвые души».
Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?
Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.
Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми.
Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.
Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме.
На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.
Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.
Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.
По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.
Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя
... называл Коробочку такими словами: «крепколобая»; «дубинноголовая»; «прокля́тая старуха». Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») По поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем ...
Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления – выступления декабристов в 1825 году.
Обращаясь в произведениях к важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность”.
Н. В.
Гоголь был наделен даром необычайной наблюдательности, самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком и окружающей его действительностью, анализируя их, писатель в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета современности.
Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в “Мертвых душах” новую форму. “Мне хочется в этом романе показать… всю Русь”, – писал он в письме Пушкину.
Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме “Мертвые души” он гневно изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны,
к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства.
“Мертвые души” – это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел воплотить свой замысел. Понятие “мертвые души” многообразно преломляется в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души – как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники).
Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия.
Герой поэмы Павел Иванович Чичиков побывал во многих местах, видел бескрайние русские просторы, встречался с чиновниками, помещиками и крестьянами. Он видит убогую крестьянскую Русь с покосившимися избами.
Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком.
Всего много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы людям, хозяину и государству. Манилов бесхозяйственный, беззаботный, его усадьба заброшена. Ноздрев – игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А ведь на этих помещиках держится царское самодержавие.
Прочна ли опора? Счастлив ли народ? Богато ли такое государство? В поэме миру угнетателей – “мертвых душ” противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.
Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков у двери кабака.
Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям.
Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками.
МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок ...
... народа в поэме Гоголя Мертвые души «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, ...
Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи.
Они безграмотны и забиты, они не пытаются что-либо сделать для улучшения своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочка Пелагея, которая “не знает, где право, где лево”, – все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. Узок духовный мир этих людей. Их поступки вызывают горький смех.
Петрушка, читая книгу, следит затем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках; плюшкинские Прошка и Мавра забиты до крайности.
Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие “всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы”, – писал Ф. М. Достоевский.
Но сквозь эти “слезы”, в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу “бойкого народа” и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы.
“Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”.
Крепостной богатырь, плотник Пробка, “в гвардию годился бы”. Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты.
Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – “что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо”.
Еремей Скороплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако “…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут”. Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют всякое дело, с таким же увлечением отдаются веселью.
Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: “Как метко все, что вышло из глубины России…бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку”.
Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа. В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.
Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он “гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами”. Но нелегко ему ходить с бурлаками, “таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: “Еще доселе загадка, – писал Гоголь, – этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек”.
Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых.
Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого. Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: “Ищи сам средства для жизни”, да еще пригрозил вызвать исправника.
И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников. Неспокойно в крепостническом государстве.
Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь “с другого боку”, и неизвест – но, чем обернется “разгул широкой жизни” народной… Не видят этого равнодушные очи помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, отмахивающихся от патриотов советами “искать сами себе средств”…
Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголь не знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: “Русь! Русь!
Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор?
Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?”
Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе “необгонимой птицы-тройки”, воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: “Русь, куда же несешься ты, дай ответ?
Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Loading…
Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Живая Россия и «Мертвые души» сочинение
Живая Россия и «Мертвые души»
Пусть историки и литераторы продолжают свои дебаты, а я считаю, что Николай Васильевич — замечательная личность, прекрасный человек и самобытный талант.
Из всех произведений, с которыми я познакомился до подробного изучения классической литературы, неизгладимое впечатление оставили два: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. И это не случайно.
Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставлять вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого его гражданина.
По-мое- му, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его внутренний мир. Недаром писали о нем: «Никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера…» Неся правду жизни своим читателям, Гоголь подвергался всяческим гонениям со стороны правительства и реакционной печати. Об этом говорит Н. А. Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…»:
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений…
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Гоголь как писатель долго не был признан по-настоящему общественностью. Его произведения еще не имели той социальной направленности, которую приобрели позже. Но уже тогда они отличались своим лиризмом и красотой («Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Желая помочь своему брату по перу, заставить Гоголя поверить в свои возможности, Пушкин дарит Николаю Васильевичу два великолепных сюжета.
Один из них нашел воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на «мертвые души» чиновничьего мира. Сюжет комедии начинает развитие с «пренеприятного известия»: «К нам едет ревизор…» Два местных помещика — Бобчинский и Добчинский — окончательно запутывают дело, приняв за ревизора поиздержавшегося прощелыгу Хлестакова.
Характеры двух сплетников и подхалимов Боб- чинского и Добчинского можно встретить и в современной советской литературе. Например, в «Печальном детективе» В. Астафьева на проводах высокого чиновника из министерства присутствуют эти две «мертвые души», готовые в любое время поддержать «сиятельство» «под круглую попку».
Гоголь, постепенно развенчивая подхалимство, очковтирательство, казнокрадство чиновников города, доводит свою сатиру до сарказма. Кульминацией всех событий является праздник у городничего, на котором прохвост Хлестаков рассказывает о своих знаменитых похождениях и подвигах. Но вдруг приходит страшное известие: приехал настоящий ревизор.
Эта весть для всех присутствующих как гром среди ясного неба. Все замирают… Становятся каменными… Гоголь показывает, что все эти люди — мертвый камень.
«Мертвые души»… Это понятие ввел в литературу сам Гоголь. Особенно остро проблема живой России и «мертвых душ» поставлена в этой главной книге Николая Васильевича, название которой символично. Истинный смысл его понятен только вдумчивому читателю. А. И.
Герцен говорил: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Кто же эти герои, о которых говорил великий критик?
В некий город NN приезжает весьма учтивый господин Павел Иванович Чичиков. В его облике первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. О цели приезда Чичикова можно только догадываться. Павел Иванович наносит визиты местным помещикам. Каждая глава посвящена кому-либо из землевладельцев.
В описании хозяев поместий, их увлечений и интересов проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать бездуховность, мелочность стремлений, пустоту души. Павел Иванович приезжает к помещику Манилову. Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованнейшим.
Но заглянем к нему в кабинет… Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на четырнадцатой странице… Везде царит беспорядок. Приказчик Манилова — обманщик и пьяница. Но это только первый из помещиков, и можно сказать, что «самый лучший». От одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя.
От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается ощущение омертвения помещичьих душ, завершающееся в уже почти окаменевшем Плюшкине. Главу об этом помещике Гоголь считал одной из самых трудных. Характеры помещиков даны как уже вполне сложившиеся. В их ряду Плюшкин является исключением.
Он не просто завершает галерею помещичьих «мертвых душ» — этот человек несет в себе наиболее ясные признаки неизлечимой, смертельной болезни… Когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но все пошло прахом. Развалилась его семья.
Плюшкин остался единственным сторожем, хранителем и «владетелем своих богатств». Одиночество усилило его подозрительность и скупость. Все ниже и ниже опускался он, пока не превратился в «прореху на человечестве». Из-за чего это произошло? Здесь действовали не только случайности, но и условия социальной жизни.
Помимо помещичьих «Мертвых душ» Н. В. Гоголь показывает мертвенную сущность городского чиновничества. Нравы властителей небольшого городка дают яркое представление о властях на территории всей империи. Писатель не ограничивается изображением губернских начальников — он целит выше.
Вспомним хотя бы историю капитана Копейкина. Мир городского чиновничества наполнен кажущейся энергией, хлопотами, страстями. На самом деле действительность губернского города призрачна, как призрачны люди, его населяющие.
Предметом сатиры, по существу, стали не личности, а социальные пороки, которые делают эти личности «мертвыми».
«Мертвая душа» и у главного героя поэмы. Чичиков — представитель зарождающегося капиталистического строя.
Я думаю, не случайно Гоголь такое большое внимание уделил этому персонажу, который, следуя завету отца, копит копейку и пытается ею добиться всего в жизни.
Автор, по-моему, хочет показать, что и буржуазный порядок делает души людей «мертвыми». Гоголь обличает чуждые живой душе человека чудовищный эгоизм и лицемерие представителей власть имущей России.
Николай Васильевич не закончил своего произведения. У него было много планов продолжения поэмы. Как свидетельствуют документы, писатель хотел показать не только плохое в России, но и ее живую душу. Одним из замыслов писателя было нравственное возрождение некоторых персонажей поэмы. К сожалению, это возрождение так и остается для нас загадкой.
Писателю все же удалось создать облик живой России. Образ русского народа, его прекрасной души проходит через всю поэму.
Строки, где Гоголь показывает народ, проникнуты той атмосферой сердечности и благородства, которая заставляет нас вспомнить самые проникновенные страницы «Вечеров…» и «Тараса Бульбы».
Широта души, природная сметка, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому — в этом и во многом другом проявляются истинная красота человека, душа народа. За страшным миром помещичьей России Гоголь почувствовал биение здорового народного сердца, разглядел живую Русь.
Герцен справедливо увидел в поэме не только «историю болезни», не только «крик ужаса и стыда», но и протест, не один лишь «горький упрек» современной России, но и веру писателя в свой народ, в его живые творческие силы.
Проблема народа, его роль в развитии страны особенно привлекали внимание автора. Не случайно, что одновременно с работой над первой частью «Мертвых душ» он создает в эти же годы вторую редакцию «Тараса Бульбы», оттеняя в ней роль народа.
Вспомним хотя бы знаменитую речь Тараса о товариществе. С народом автор связывает представления о вольности, богатырстве, талантливости русского человека.
«Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — восклицает Гоголь, восторженно рисуя необъятные просторы России. Писатель пытается передать и проявление крестьянского недовольства (убийство Дробяжкина).
Повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора. Мне особенно нравится лирическое отступление, в котором писатель сравнивает Русь с «бойкой необгонимой тройкой»: «Чудным звоном… другие народы и государства». Это летит в свое великое будущее не Россия «мертвых душ», а Россия народная, Россия, обретающая свою силу в народе.
Раздумывая над страницами произведений Н. В. Гоголя, я начал сознавать, что раскрыть душу русского человека мог только истинный патриот, прекрасно знающий и понимающий своих соотечественников, всем сердцем болеющий за них, человек с живой душой. Пламенное слово писателя обращено и к нашим современникам. Гоголь зовет их к «очищению души» от черствости и косности.
Вместе с И. С. Тургеневым я хочу сказать: «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».
читать похожие: