Название будущему циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» дал В. Брюсов в 1903 году, когда в альманахе «Северные цвета» были напечатаны первые 10 стихотворений поэта. Осенью 1904 был опубликован отдельный сборник ранних стихов с этим же названием. Второе издание сам Блок назвал трилогией. Первый том, вышедший весной 1911 года, содержал 300 «Стихов о Прекрасной Даме», которые были расположены в хронологическом порядке по году написания.
В первый том вошли 3 рубрики:
- «Ante Lucem», написанный;
- «Стихи о Прекрасной Даме»;
- «Распутья».
Любови Менделеевой, дочери известного ученого
Молодые люди были знакомы с юности, симпатизировали друг другу, потом их пути на какое-то время разошлись. Когда судьба их снова свела, решили, что это им послано свыше, поженились, но семейная жизнь не дала им настоящего счастья. Он настолько ее внешний облик и характер идеализировал в стихах, что не видел рядом с собой настоящую интересную личность.
Брак Блока и Менделеевой Соловьев назвал священной мистерией, которая могла бы подарить миру очищение. Но Любовь не верила в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья.
Сочинение: Прекрасная дама в творчестве А. Блока
(484 слова) Образ прекрасной дамы — вечная и широко обсуждаемая тема даже среди тех, кому просто интересен Блок и его работы. Часто центром обсуждения этой темы становится произведение «Незнакомка». Что верно, ведь оно напрямую показывает непорочный образ героини, которая выделяется на фоне всех остальных людей. Но ведь дело не только в том, что героиня находится в обстановке пьяного общества и является средоточием красоты и гармонии, а в том, почему Блок пишет об этом, насколько многогранным представляется образ Прекрасной дамы и какую роль он играет в творчестве Блока?
Если углубиться в биографию одного из законодателей плеяды символистов, то можно понять, почему на свет появился образ прекрасной дамы. Все дело в том, что личная жизнь Александра Александровича Блока сложилась весьма странно и поэтически интересно. Он женился на дочери Менделеева, да того самого, кто создал таблицу химических веществ. Ее звали Любовь, и она для Блока была больше музой, нежели женой. Его представления о женатой жизни были такими: он считал, что между ними не может быть никакой телесной связи и признавал только духовную любовь. Александр видел в их отношениях только что-то возвышенное и никак не земное отношение. Что удивительно, но Любовь оставалась его музой на протяжении всей его жизни, как бы те расставались или не изменяли друг другу. Вот так Блок и перенес музу своей жизни в свои произведения.
Любовная лирика Блока
... «Стихи о Прекрасной Даме» не только отражение любви к Л.Д. Менделеевой, но и отражение философии идеала Вл. Соловьева. в) Отражение философии Вл.Соловьева на любовную лирику Блока Действительно, философия ... иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов… …Только в последних стихотворениях книги образы становятся более конкретными, более жизненными, выступают из-за ликов ангелов. Облики живых ...
Насколько же много этой темы в его работах? Список произведений в сборнике насчитывает около 17о единиц, а именно стихов и поэм. И все они о прекрасной даме и лирическом герое, которым представляется сам Блок. Для всех произведений общим является мотив потери и недостижимости Прекрасной Дамы. Она не женщина, а мечта.
Так все вещи меняют место, Неприметно уходят ввысь. Ты, Орфей, потерял невесту, — Кто шепнул тебе: «Оглянись…»? («Дома растут, как желанья»)
Тебя я встречу где-то в мире,За далью каменных дорог.На страшном, на последнем пиреДля нас готовит встречу Бог. («Тебя я встречу где-то в мире»)
Мы не знаем ничего о ее внешности, привычках, происхождении. Автор лишь выдергивает отдельные детали, говорящие о неземном очаровании ее образа. Таково описание идеала: мы никогда не знаем, как он выглядит.
Так окрылённо, так напевно Царевна пела о весне. И я сказал: «Смотри, царевна, Ты будешь плакать обо мне». (« Так окрылённо, так напевно…»)
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. («Незнакомка»)
Какая же прекрасная дама в произведениях и какую роль она играет? Воздушный образ представляет собой идеал, который для лирического героя недостижим. Этот флер героини манит к себе всех. Весь мир же представляет собой чересчур приземленное и порой грязное место, как в стихотворении «Незнакомка», где героиня больше мифический и чистый персонаж на фоне этого приземленного мира. Лирический герой – наблюдатель и тот, кто выражает определенное отношение к тому, как он видит героиню. Он влюблен в нее, но не готов к тому, чтобы приблизиться к ней. Ведь так можно разрушить прекрасный образ дамы, которая так прекрасна и далека от героя. Ему не достичь ее, как бы он ни старался.
Автор: Катарина Ирхина
Интерпретация женского образа
связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности
Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной. Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?». Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.
Образ положительно прекрасного человека в творчестве Ф.М.Достоевского
... Достоевского, что «мир спасется красотой». В начале своего сочинения я писала об уподоблении князя Мышкина образу Христа. «Красота» и христианский идеал ... Достоевского. Известно, что в этом романе писатель хотел показать «положительно прекрасного человека». Известно, что в черновых вариантах у Достоевского есть образ «князь Христос», воплощавший идеал автора, и идеал этот был прекрасен, ...
После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви. Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой. Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.
В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю
Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».
Он осознает, что идеальной любимой быть не может, идеал недоступен для земного жителя, и он вынужден смириться с этим. Так происходит эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки.
Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл. Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ — вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты. А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной — Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.
Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного
- так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.
Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:
Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом! Но риза девственная зрима… Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине… Я упоён великой тайной… В сердце надежды нездешние… Жду я холодного дня…
Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она — «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в
Символические образы в поэме «Двенадцать
... образы в поэме «Двенадцать» 1.Образ стихии, революции У многих поэтов были любимые «сквозные» образы, прошедшие через все их творчество. Такой образ был и у Блока. Это метель, снежная вьюга. В лирике поэта ... стихии, сдержать которую никому не дано. В свисте ветра, в торжестве бури Блок слышит прекрасную музыку революции. « Безмузыкальной цивилизацией» назвал поэт буржуазное общество. Буря привела к ...
Зарево белое, жёлтое, красное…
Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.
Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, — это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?
Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.
Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.
Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты!
Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.
Читаемое в разделе:
- Борьба миров в поэме Блока «Двенадцать»
- Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
- Звук и цвет в поэзии Блока
- Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
- Анализ поэмы Блока «Двенадцать»
Ранее опубликованные в разделе:
- Звук и цвет в поэзии Блока
Новые материалы раздела:
- Анализ поэмы Блока «Двенадцать»
- Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
- Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
- Борьба миров в поэме Блока «Двенадцать»
Разборы на уроке
В системе уроков литературы в 11 классе самый первый посвящен краткому обзору ранней лирики Блока и характеристике образа Прекрасной Дамы, который позволяет рассматривать связь поэта с символизмом на первом этапе творчества. Учитель, используя выполненную кем-то из учащихся презентацию, напоминает о жизненных перипетиях Блока. Видя в предстоящей революции темноту и хаос, Блок увлекается философией Соловьева, и спасение родины видит в Чистой Душе и Вечной Женственности.
Школьники отвечают на вопросы:
- Какие представления у вас возникают при слушании?
- Какое направление в литературе называется символизмом?
- Изложите суть концепции Соловьева (сообщение учащихся).
Можно создать игровой сюжет «Поэт и Прекрасная Дама», где используются письма поэта к Любови Менделеевой, в которых не только признания в любви, но и откровения по поводу средств изображения его Возлюбленной.
8 стр., 3732 словПетр i в поэме “медный всадник” пушкина: образ, характеристика ...
... Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник” В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме ... прекрасному городу и пять раз повторяет слова любви к нему. Пушкин выражает и свое отношение к деятелю Петру, восхищаясь его деяниями. Но, несмотря на это в поэме ... Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, ...
Учитель рассказывает о цикле, предложив детям заполнить таблицу об эволюции женского образа.