ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут).
Работа состоит из 3-х частей.
I часть
С1 . Сжатое изложение (объем не менее 70 слов).
Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
II часть
прочитанного
III часть
Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов).
Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2 ) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем.
^
Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация.
сохраняется
-
связность, содержание, тема, идея высказывания;
-
последовательность изложения;
-
количество микротем;
-
четкий переход от одного к другому;
-
ключевые слова и обороты;
-
наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста.
Основные виды сжатия
-
^
-
парцеллированных конструкций
-
ряда предложений, связанных одной мыслью
Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
-
^
-
однородных членов – обобщающим словом
7 стр., 3068 словРабота с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...
... повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, ... это событие. 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести ... (объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). План I ...
-
прямой речи – косвенной
-
сложного предложения – простым
-
части текста – одним предложением
На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.
-
^
-
вводных слов
-
однородных членов
-
повторов
-
однотипных примеров
-
риторических вопросов
-
пояснения
-
описания
-
рассуждения
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном.
^
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(По А.Никонову)
135 слов
Микротемы
1.Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой
находятся значимые для человека ценности. (14 слов)
2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов)
3.Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. (14 слов)
45 слов
^
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой
находятся значимые для человека ценности.
«Жизненный путь человека – это череда выборов» (Нострадамус)
... человека в ситуацию выбора между добром и злом, честью и бесчестием. И именно художественная литература, жизненные искания героев заставляют нас задуматься о правильности избранного пути. ... А это значит, что нравственно не окрепший герой выбрал бы самостоятельно «путь страстей». Но старший ... поведения русских воинов. В финале романа Пьер выбирает путь общественно-политического деятеля, полагая, что ...
^
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.
70 слов
^
Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.
^
1. ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.
Эпитет – это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету.
^
Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто.
^
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
^
Олицетворение
^
Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом.
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое.
^
Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением.
Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть.
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
^
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
^
Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького.
Реферат художественный образ стиль язык
... черты публицистического стиля и стиля литературно-художественного. Очерк в различных своих разновидностях (портретный путевой, зарубежный, военный и др.), благодаря познавательному и воспитательному значению, занимает видное ... слов, аббревиатур в официально-деловом стиле, эллиптических предложений в разговорном стиле), но и в «экономии мыслительной энергии». Впрочем, это относится не только к языку ...
Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности.
Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.)
^
Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
^
Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов.
^
Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.
^
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
Синтаксический параллелизм
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.)
Лексический повтор
^
Ряды однородных членов
Бессоюзие придаёт фразе динамику.
Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.), Многосоюзие, И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.), Парцелляция, У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.
«Там видно будет», — отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин.)
Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.)
^
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
: «Всё моё», — сказало злато;
- «Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
- «Всё возьму», — сказал булат.
Эллипс (эллипсис), Татьяна в лес;
Умолчание
Поедешь скоро ты домой:, Смотри ж…, Да что? моей судьбой,, Сказать по правде, очень, Никто не озабочен.
(М.Лермонтов.)
^
Аллитерация, Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.), Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
^
Близко буря. В берег бьётся, Чуждый чарам чёрный чёлн.
(К.Бальмонт.)
Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.
Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.)
^
1)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. 2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. 3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, — это человек без рода и племени.
4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.
1.Какое утверждение противоречит содержанию текста?
А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне
Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей
В)Русский язык – это мой родной язык
Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики
2.Определите тип и стиль текста.
А)научный стиль, рассуждение
Б)публицистический стиль, описание
В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования
Г)художественный стиль, повествование
3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина ?
А)отечество В)родимый
Б)отчизна Г)отчий край
4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________
5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________
6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________
________________________________________________________________________
7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?
А)люблю язык В)тот может постигнуть
Б)мгновения будут Г)я начинаю
8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________
9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________
10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте?
А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ (С2.1 И С2.2)
План
1.Формулировка тезиса.
2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос.
3.Вывод (подтверждение тезиса).
1)Я считаю, я думаю, по-моему, по моему мнению…
2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы…
3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что…