Николай Константинович Рерих (1874–1947), русский художник, писатель, археолог, был увлечён историей Древней Руси. В 1910 году он написал картину «Илья Муромец», входящую в серию «Богатырский фриз» — панно для особняка промышленника Ф. Г. Бажанова. Размеры картины значительны: 202,0 × 336,5 см, техника написания — темпера.
Жанр произведения — сказочно-былинный (мифологический).
Героем произведения изображён былинный богатырь Илья Муромец.
Композиция картины линейная. Вытянутое по горизонтали полотно усиливает впечатление простора в изображении Русской земли.
На переднем плане — богатырь Илья Муромец на белом коне с богатой сбруей, в кольчуге, шеломе. Из-под кольчуги богатыря выглядывают рукава домотканой рубахи. Одеяние богатыря археологически точно. В руках его натянутый лук — вот-вот спустит стрелу. Под ногами коня белеют чьи-то кости. Слева, на ближней горе лежит большой череп (возможно, богатыря Святогора), из которого изливается синий ручей.
Средний план — леса, поля, реки, города с белыми стенами, златоглавыми церквями.
Задний план — волнистые рельефные линии, горизонт, золотая полоса закатного неба в облаках.
Весь этот русский язык">русский простор находится под охраной славного богатыря Ильи Муромца — защитника родной земли. Он стоит на небольшой площадке, усеянной костями. Здесь Илья несёт свой дозор.
Цветовая палитра картины состоит из тонов зелёного, синего, голубого и жёлтого цветов. Нежная яркая зелень холмов сочетается с густой синевой реки. Такая гамма задаёт картине настроение покоя и умиротворения. Разбавляет её большим белоснежным пятном конь Ильи Муромца. Белый цвет коня как символ чистоты и света подчёркивает внутреннюю сущность всадника, полного чистых и добрых намерений. Ему вторят белые силуэты церквей вдали. Белый цвет добавляет в картину жизнерадостности. Краски полотна насыщенные и одновременно приглушённые вечерними сумерками.
Свет в картине исходит из двух источников: золотой закат, который бросает слабые отсветы на поля, и луна, невидимая зрителю, которая серебристым светом озарила богатырского коня. Весь свет сосредоточен на белогривом скакуне Ильи Муромца, игра света и тени подчёркивает объём мощного животного.
Описание Картины Врубеля Богатырь 4 Класс
... плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Илья самый старший и опытный из всех. Сочинение по картине михаил врубель богатырь Его лицо выражает спокойствие, но сам он что ... красный кафтан, шлем и кольчугу. 0 0. В середине холста расположен Илья Муромец. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной ...
Простор полей и лесов на картине дан в рассеянном вечернем свете, смягчающем краски в голубоватой дымке.
Идея произведения — изображение Ильи Муромца как героя русского эпоса, в котором воплотились лучшие черты народа, его понимание добра и зла, верность земле Русской, богатырская сила, отвага и честь.
Илью Муромца принято называть ещё духовным богатырём. Его гробница находится в пещере Киево-Печерского монастыря, мощи его считаются святыми.
Картина Н.К. Рериха «Илья Муромец» находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга.
Панно «Богатырский фриз» было повреждено в годы войны. После войны, уже в шестидесятых годах, полотна прошли реставрацию. Они экспонировались в музее в связи с юбилеем художника в 1974 году. Среди полотен серии — «Илья Муромец». Картины, сохранённые народом в военное время, стали частью его жизни, частью его будущего, ради которого творил художник.