— Нам необходимо написать сочинение-рассуждение, а рассуждение, как и любой текст имеет свой стандарт, в основе которого лежат требования жанра и стиля.
- Что отличает тип речи – рассуждение?
- Какова структура сочинения- рассуждения?
- В процессе работы над рассуждением очень важно помнить, что между тезисом и доказательствами, доказательствами и выводом устанавливаются логические и грамматические связи. Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов.
- Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения
(вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)
^ Языковые средства, связывающие тезис и доказательства |
Языковые средства, связывающие доказательства и примеры |
^ Языковые средства, связывающие доказательства и вывод |
докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.
так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др. 3.Синтаксические конструкции: Это подтверждается тем, что… Это обусловлено тем, что… Причина состоит в том, что… Отсюда вытекает… Из этого следует то, что… Из этого вытекает, что… Это позволяет предположить то, что… |
1. Вводные слова: во-первых, … во-вторых, … наконец,… 2. Синтаксические конструкции: Я Я согласен с автором в том, что… Я разделяю точку зрения автора, потому что… Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет. |
1..Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим 2.Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в то, что… В заключение сделаем вывод. Подытожим вышесказанное. В итоге мы пришли к выводу. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… |
Лексические, местоименные и синонимические повторы: Г. Степанов, автор, он, лингвист Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения |
— Задание: Распределите слова и предложения по следующим группам. Укажите номер ответа.
^ Языковые средства, связывающие тезис и доказательства |
Языковые средства, связывающие доказательства и вывод |
1. Приведем доказательства этого.
2. Обобщим сказанное.
3. Это можно доказать таким образом.
4. Почему? Вот почему.
5. Итак. Таким образом.
6. Это можно объяснить так.
7. Следовательно.
8. В итоге мы пришли к выводу.
Языковые средства, связывающие тезис и доказательства |
Языковые средства, связывающие доказательства и вывод |
1. Приведем доказательства этого. 3. Это можно доказать таким образом. 4. Почему? Вот почему. 6. Это можно объяснить так. |
2. Обобщим сказанное. 5. Итак. Таким образом. 7. Следовательно. 8. В итоге мы пришли к выводу. |
2. Орфографическая и пунктуационная работа
— Задание. Объясните правописание указанных слов. (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?)ся, след..вательно, таким обр..зом, потому(что), (по)этому, (по)этому предл..жению.
- Как выделяются вводные конструкции на письме?
- Решите пунктуационные задачи:
^ С его точкой зрения я однако не согласен.
Однако именно его мнение мне очень близко., Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.
IV. Следующий вопрос, на который мы должны ответить – для чего необходимо писать сочинение на лингвистическую тему?
Цель написания:
речевых умений в речевой деятельности.
Наконец, главный вопрос, который можем мы задать себе при подготовке к ГИА –, Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему по предложенному тексту
— Очень важно внимательно прочитать задание С 2.1, в котором даны конкретные рекомендации по написанию сочинения. Задание нам с вами хорошо знакомо.
- Важно знать, что оценивается и общее впечатление, но более того, работа оценивается в соответствии со строгими критериями. На предыдущих занятиях мы уже работали с критериями.
- Вспомним алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему:
сформулировать ТЕЗИС
привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ,
иллюстрирующий лексическое понятие иллюстрирующий грамматическое понятие
сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ
^ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность
! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
Как начать сочинение? С чего начинается сочинение. Со вступления., В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
Существуют различные способы написания вступления.
Варианты вступления
^ Вступление может быть написано в виде: |
Пример |
… фразы, принадлежащей автору высказывания |
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». ^ Попробуем разобраться в этом высказывании. |
… вопросов |
Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберёмся в этих вопросах. |
… умолчания |
Словарный состав и грамматический строй языка… Можно ли утверждать, что они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберемся в этом. |
… согласия или несогласия с автором |
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». ^ Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это. |
… именительного темы |
Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в языке? Как они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы. |
… предложений, констатирующих актуальность темы |
Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Я думаю, что известный лингвист говорил о единстве содержания и формы языка – о единстве лексики и грамматики, что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения. |
^ Выбрать один из вариантов вступления и его записать
- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой
Как писать основную часть?, О чем мы должны написать в основной части?
В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.
^ Какие две темы можно выделить в высказывании Георгия Степанова?
Что имеет в виду автор, говоря о словаре? |
— Что имеет в виду автор, говоря о грамматике? |
Словарь – это лексика — словарный запас языка. — Какова роль лексики в речи? — Человек отличается от всех живых существ тем, что мыслит и может выражать свои мысли. То, о чем думает человек, нашло отражение в лексике. — Благодаря лексике существует название всем предметам, явлениям, действиям, процессам. Всему дано свое название. — Говорят, что словом можно радовать, огорчать, побуждать к действию, значит, лексика может руководить поступками человека. — Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение к событиям, действиям, поступкам человека. |
Грамматика – наука о языке, которая состоит из двух разделов – морфологии и синтаксиса. — Грамматика – это грамматический строй языка. — Какова роль грамматика в речи? Грамматика изучает свойства слов и их изменения. Грамматика отвечает за правильное употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций. Грамматика позволяет оформить наши мысли в устной и письменной речи. Благодаря грамматике человек правильно выражает свои мысли. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. |
^ Какую главную мысль вы должны раскрыть в сочинении? |
|
Лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек. |
— Наша речь – один из показателей нашего поведения в жизни, по тому, что человек говорит и как он говорит или пишет, мы можем судить в целом о человеке, о том, как и о чем он мыслит. Потому не случайно Г. Степанов говорит о том, что «словарь свидетельствует, о чем думает человек, а грамматика – как думает».
^ По заданию к сочинению
Таблица, в которой указаны такие явления, есть у каждого. Задание состоит в том, что вы должны подобрать примеры к лексическим и грамматическим явлениям, к каким явлениям – указано у каждого в задании.
^ Лексические явления для аргументации |
Грамматические явления для аргументации |
— разговорная лексика; — просторечные слова; — общеупотребительная лексика; — устаревшие слова:
— лексика с точки зрения происхождения: — исконно-русские слова; — заимствованные слова. — профессионализмы; — жаргонизмы; — диалектизмы.
— метафора; — олицетворение, — сравнение, — эпитет, -гипербола, — литота, — многозначные слова — лексический повтор и др. |
|
Работа с тестом
В тексте Максима Горького можно найти множество примеров, иллюстрирующих лексические и грамматические явления.
Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
Часть 2
(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков.
(3) Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.
(4) Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
(5) Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
- (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.
(9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил:
- (10) Только почаще, Яков Васильич!
(11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(13) Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…
(14) Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:
- (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь!
- (17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка.
– (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только…
(20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
- (21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
(22) Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл в присядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
(23) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24) Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. (25) Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26) Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27) Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому)
Эпизод пляски бабушки Акулины Ивановны и Цыганка.
- Какие микротемы вы можете выделить в данном тексте?
- Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка?
- Какие слова и обороты оказались яркими, запоминающимися?
- Объясните лексическое значение некоторых слов:
УХАРСКИ – бойко, задорно
ОХОРАШИВАЯСЬ – прихорашиваясь, принаряжаясь
ПЕРЕТРЯХНУТЬ МУЗЫКУ – изменить,
- Какова роль прочитанного нами эпизода в повести? Индивидуальное задание:
Учитель: Бабушка Акулина Ивановна была для Алеши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, терпеливым. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Алеша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.
— Я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий, связанных с пониманием текста. Решение тестовых заданий:
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку «пройтись разок»?»
-
Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
-
Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её долго уговаривали.
-
Цыганок не хотел больше плясать один.
-
Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и выразительностью .
А2 Укажите в каком значении употреблено в тексте слово «утешить» (предложение 16).
-
пожалеть
-
помочь
-
порадовать
-
успокоить
А3 Укажите предложение, в котором средство выразительности речи является олицетворение .
-
Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
-
Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
-
Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
-
Но особенно памятны мне праздничные вечера…
А 1 — 4 А 2 – 3 А 3 – 2
Нахождение в тексте лексических и грамматических явлений для аргументации.
Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
^ Разговорная лексика:
- сделай милость (15) — устар., ирон. – выражение согласия или просьбы;
- пройди разок — уменьш.
(15); утешь (16);
- боле ничего не надо (28) — разг. от больше;
- поеживаясь (17);
- перетряхни музыку-то (21) – разг. – то же, что перетрясти
охорашиваясь (9) – разг. – оправляясь, прихорашиваясь, придавать себе более нарядный, красивый вид.
^ Эмоционально-экспрессивная лексика:
- прочь, грусть-тоска (7);
- ухарски кричал (7);
- разг. Свойственный ухарю, задорно-молодецкий. (Ухарь – разг. – человек бойкий, с задором, готовый на необдуманные поступки)
^ Использование разговорной и эмоционально-экспрессивной лексики позволяет дать яркую словесную характеристику героям – бабушке Акулине Ивановне и Цыганку,
Позволяют автору выразить отношение к тому, о чем рассказывает автор.
Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте:
Эпитеты
дядя кудрявый, встрепанный (2); чувство печальное, беспокойное (5);
- бабушка буйно красива и мила (27).
^ Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка,
… придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств. (описанию танца бабушки)
передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека.
помогают слову обрести красочность, насыщенность
делают речь яркой и выразительной,
вызывают определенное отношение к главной героине текста.
выражает чувства, настроения
Фразеологизм
… придают речи яркость и выразительность
Сравнения
вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9);
- Цыганок огнем пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья(11);
- метался золотым стрижом (12);
- шелк словно горел и плавился (12);
- плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23)
^ Делают речь более яркой и образной, позволяют более выразительно представить танец, повышают эмоциональную выразительность текста
Сравнения создают яркий незабываемый образ, Олицетворения
музыка бежала торопливым ручьем (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).
придают поэтическую яркость речи,
создают живое представление о предмете,
Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
^ Предложения с однородными членами
шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился (12);
- поклонился и стал просить (14);
- посмеиваясь и поеживаясь, приговаривала (17);
- молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, пошла по кухне (20);
встряхнулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее (22)
идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки (24)
^ Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления показать удивительный, яркий, выразительный танец бабушки, Цыганка.
^ Ярче описать речевую ситуацию.
Градация
Градация (13)
Предельно точно и выразительно передает мысль автора о силе и красоте танца.
Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
^ Предложения с обращениями
Предложения с обращениями Что ты, свет, что ты, Григорий Иванович (17);
Позволяют назвать того, к кому обращаются с речью, Диалог (15, 17)
Инверсия
(5) непонятное чувство, печальное и беспокойное
^ Позволяет выделить наиболее значимые, важные слова.
найдите в тексте СПП, определите их вид.
С какой целью автор употребляет СПП в речи?
СПП помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, а значит, более выразительным.
СПП помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.
Использование СПП дает возможность выразить более сложные мысли.
Использование СПП позволяет выразить мысли более полно.
Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.
Как оформлять примеры в сочинении?, Требования к примерам:
- должно быть 2 примера из указанного текста
- должны быть проиллюстрированы лексическое и грамматическое понятия;
- каждый пример должен соответствовать указанной функции;
Главное! Назвать лексическое или грамматическое явление – прокомментировать явление
^ Разбор примеров:
фразеологизма
однородных членов предложения в предложениях 17, 20
Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.
- Как можно оформлять примеры. ?
1) В предложении … (« … ») автор использует ……
2) Так, например, использование … («…») в предложении …
3) Обратим внимание на предложение … , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
5) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
О чем писать в заключении?
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
^ Рассмотрим несколько
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.
3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.
6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое.
7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.
8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
________________________________________________________________________
^ Несколько советов в заключение:
1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
- 1 абзац — тезис,
- 2 абзац — функция или довод №1 с примером или примерами,
- 3 абзац — функция или довод №2 с примером или примерами,
- 4 абзац — вывод.
2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!
5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.
^ Самостоятельная работа
- Мы с вами проследили основные этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту М.Горького. Используя все материалы, напишите СС