Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
ЛирикаМ. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества. Он звучит на протяжении всего творчества Лермонтова, начиная с юношеского «Одиночества» (1830) и заканчивая одним из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу…».
Пафос лермонтовской лирики во многом задают строки:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
(«Одиночество»)
Действительно, мотив одиночества, странничества, непонятос- ти поэта миром («Нет, я не Байрон, я другой…») звучат во многих стихотворениях Лермонтова. Это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и мировоззрение поэта.
Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении « Парус ». Лирический герой здесь противопоставлен судьбе, обыденному миру, однако одиночество для него — попытка обрести истину. Парадоксален в этой связи поиск покоя в бурях (он «просит бури», «как будто в бурях есть покой»).
В этом стихотворении парус — обобщённый образ, символ странничества, бесприютности, одиночества — всех качеств и состояний, характерных для лирического героя Лермонтова.
То, что в поэзии Лермонтова одинокими могут быть не только люди, но и олицетворяющие их неодушевлённые предметы, показывает стихотворение «Листок». Листок — образ горестного скитальца, выросшего в «отчизне суровой». Поэт рисует драму оторванности от общего хода жизни.
В стихотворении «Утёс» одиночество утёса-великана подчёркивается путём противопоставления ему «золотой» тучки. Утёс стар, неподвижен, тучка же легка и стремительна. Она умчалась, «по лазури весело играя», а утёс остался одиноким:
- ..Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
Одиночество в этом произведении приобретает безысходный характер, что подчёркивает сравнение (тучка — утёс).
Взаимосвязь одинокого человека с окружающим миром приобретает исключительную важность в лирике Лермонтова, так как особую роль в одиночестве лирического героя играет то, что оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, а знаком высокого избранничества; одиночество лирического героя — единственно возможное состояние его души:
Реферат лермонтов
... торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа ... жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи ...
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровождённый миг
Прочёл потерянным досугом…
(«Стансы»)
С идеей невозможности дружбы, любви тесно слит мотив принципиального одиночества личности, связанный с темой поколения в целом. Бездуховность, маскарад высшего света, безразличие, равнодушие толпы рождают ответную реакцию у лирического героя: он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы:
- ..Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
(«Дума»)
Так появляется тема гордого одиночества, непонятости, разобщённости — в душе лирического героя зарождается рефлексия, болезнь, убивающая, по мнению Лермонтова, всё его поколение в целом и замыкающая личность в себе самой, обрекая её на одиночество. Внутренний разлад, разрушительная рефлексия не могут не породить борьбу в душе человека. В стихотворении « Как часто, пёстрою толпою окружён…» Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, «одетому» в маску:
- ..Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
Антитеза (лирический герой, воспоминание о детстве — «пестра толпа») — своеобразная реализация традиционного романтического двоемирия: герой, одинокий в настоящем, устремляет свои поиски душевной гармонии в прошлое. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом — это отражено в стихотворении-исповеди «И скучно и грустно…». Оно в высшей степени пессимистично: человека не могут поддержать ни любовь, ни воспоминания о прошлом. Скука и грусть становятся безотрадной нормой.
Лирический герой — изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»).
Поэт показывает тучи «вечными странниками» — это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность.
Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия…»).
Лермонтовский герой одинок не только в своей родине, но и в мире в целом («Выхожу один я на дорогу…»).
Он вступает в диалог с мирозданием; природа, космос — всё находится в гармонии, о которой мечтает каждый романтик. Однако небесная гармония не приносит счастья, а лишь подчёркивает непричастность лирического героя к божественному покою. В страстях жизни нет стимула и не может быть счастья, желанный же покой находится вне жизни («Я б хотел забыться и заснуть»).
Изучение лирических стихотворений в начальной школе
... работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др. Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся ...
Важная особенность стихотворения заключается в том, что, погружаясь в сон природы, лирический герой словно преодолевает своё одиночество.
В стихотворении 1841 года «Пророк» речь идёт также о приобщении человека к тайнам бытия. В этом произведении Лермонтов как бы подводит итог своей поэтической деятельности. Поэт, наделённый божественным даром, осознаёт всю тяжесть своего предназначения: люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, презирают его. Но поэт не Отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его «звёзды да тварьземная». Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. В его лирике нашли отражение мотивы бесприютности, бесплодности существования, фатальной обречённости, мёртвой скуки, жгучей и бессмысленной, «какпламень».