Конспект развития речи во 2 классе – описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам

Урок развития речи во 2 классе., Тема: Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

Цель урока:

обогащение активного словаря учащихся

совершенствование выразительности чтения, орфографической зоркости

воспитание нравственных качеств учащихся

Оборудование:

Раздаточный материал для учащихся

Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Январь»

Ход урока:

  1. Оргмомент. ( слайд 1)

  2. Речевая разминка.

Упражнение 1. «Согреем солнышко».

Представьте, что вы, проснувшись утром, захотели поглядеть в окно. А оно всё сплошь разрисовано сказочными узорами. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Вдохнули и медленно, не торопясь, выдыхаем. (Повторяем 2-3 раза)

Упражнение 2.

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— О ком идёт речь? Кто помнит его название? Каким вы представляете себе Мороза? Опишите его. (Слайд 4)

(чтение стихотворения учащимися. Анализ качества чтения)

3. Введение в тему занятия. Накопление материала к сочинению.

— Сегодня на уроке мы будем писать сочинение – описание на тему « Художник Мороз».

— Чем отличается описание от других типов текста?

— На какой вопрос отвечает текст – описание? (Какой?)

— Прочитайте название нашего сочинения. (Слайд 5).Что мы будем в нём описывать?( Картины, которые нарисовал художник Мороз)

(Учитель читает отрывок: «Да, ходит Мороз по горам, по долинам, ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно. Асам всё посматривает по сторонам, то там , то тут свою волшебную картину поправляет.» по Г. Скребицкому)

2 стр., 675 слов

Описание по картине Мороз Сатарова (8 класс)

... и славной красотой. 2 вариант Картина под достаточно неброским и простым названием «Мороз» создана кистью одного из истинно замечательных художников Михаилом Алексеевичем Сатаровым. Он вложил в нее ... что мужчина везёт дрова, чтобы протопить свой дом от зимней стужи. По тому, что бурая лошадка опустила голову можно сказать, что в пути они ...

— Прочитайте начало нашего сочинения. ( на экране)

— Какие же сказочные картины нарисовал Мороз?

— Послушайте отрывок из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» (финал первого действия) и попытайтесь их представить. ( по щелчку на значок, слушание)

— Расскажите, какие картины вы представили.

— А теперь давайте повнимательнее вглядимся в каждую картину, подберём яркие, выразительные слова для её описания.

1. – Что вы увидели на оконном стекле, когда подбежали к окну? (Узоры).

Какие они по цвету? (белые, прозрачные.) А по форме? ( причудливые, замысловатые, затейливые).

Что она вам напомнили? ( кружево, дворец, замок, деревья) Прочитайте об этом в загадке. Слайд 6.

— Все эти узоры не простые, не обыкновенные, а…(сказочные).

Подберите слова, близкие по значению слову «сказочные».( волшебные, чудесные )

— Подберите слова, обозначающие действия Мороза. Что он «сделал» на оконных стёклах? (нарисовал узоры) Как сказать по – другому? Подберите близкие по значению слова к слову «нарисовал». ( разукрасил, украсил, раскрасил, разрисовал, нанёс на стёкла)

(Волшебные узоры на стёкле)- Слайд 7.

— Подберите опорные слова для описания этой части сочинения.(Волшебный, сказочный, прозрачный, узоры, кружева, замки, раскрасил, украсил, разрисовал, нарисовал)

( слова записываются на доске, попутно объясняется их написание)

— Расскажите содержание этой части. Начните: «на оконном стекле»…или «оконное стекло»…

2. – Мы рассмотрели узоры на оконном стекле. А теперь подуем на стекло, согреем его своим дыханием. Появилось маленькое круглое прозрачное пятнышко. Выглянем во двор. Что мы увидим?

( дети читают подборку стихов « Первый снег»)

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало в первом отрывке? Во втором? В третьем? Подчеркните эти слова.

— Как вы объясните эти сравнения?

— Выглянет солнышко. Что произойдёт с волшебным покрывалом? (Оно засверкает, заблестит, заискрится на солнце тысячами огоньков)

— С помощью каких слов мы обозначим действия в этой части сочинения? Мороз (что сделал?) (укутал, покрыл землю, расстелил…), снег (что делает?) (ложится, стелется).

(Снежное покрывало) Слайд 8.

— Подберите опорные слова к этой части. Некоторые из них мы подчеркнули в стихотворных отрывках. Перечитайте их по слогам, объясните правописание этих слов. Какие ещё слова нам будут необходимы?

( Укутал, покрыл, расстелил, похож на…, как будто …, засверкало, переливаются, заискрилось).

2 стр., 799 слов

Класс сочинение по картине мика морозов

... ребенка. Вариант 5 Сочинение по картине Серова «Мика Морозов» с планом, 4 класс План: 1. Картина Мика Морозов 2. Композиция изображения 3. Описание внешности 4. Мое впечатление от картины Свою знаменитую картину «Мика Морозов» художник написал по заказу. Мика – это сын ...

— Перескажите содержание этой части. Начните: «Подула я на стекло, лёд растаял, и я выглянула во двор. Землю…»

3. – И, наконец, третья часть сочинения. Что ещё преобразил художник? (деревья) Мороз околдовал деревья. Какими они стали? Чем Мороз сковал веточки берёз? (тонким льдом) Чем обсыпал? ( пушистым инеем) На что они стали похожи?

— Прочитайте, как об этом сказано в произведениях поэтов и писателей. Выделите наиболее яркие, выразительные слова в этих описаниях. Слайд 9.

— Что такое «арка»? Где её можно увидеть? Почему Пришвин сравнивает деревья с кружевными арками?

Слайд 10. (чтение)

— Чем украшены ветки берёз? (снежною каймой) Что это такое? На что она похожа? (на кисти белой бахромы) Что такое бахрома? Где её можно увидеть? Почему поэт сравнивает иней с белой бахромой? С чем ещё можно сравнить ветки деревьев?

— А рядом с берёзкой стоит сосна. Она укуталась снегом, как будто… . Как об этом сказано в стихотворении С. Есенина «Пороша»? Слайд 11.

— О чём мы будем писать в третьей части сочинения? Как мы её озаглавим? Слайд 9.

— Подберите опорные слова для этой части сочинения. Некоторые из них мы уже подчеркнули в текстах. Прочитайте их по слогам. Какие ещё слова нам будут необходимы? (сковал, заковал, тонкий лёд, обсыпал, украсил, похож на…)

— Какими словами можно заменить слово «Мороз» в нашем сочинении? (художник, невидимка, волшебник, мастер)

— Расскажите содержание этой части сочинения. Начните с предложения: «Мороз заколдовал деревья».

— Как закончить наше сочинение? Какая картина получилась у художника? Составьте об этом предложение. ( Чудесная картина получилась у художника Мороза!) Какой знак поставим в конце этого предложения? Слайд 12.

4. Написание сочинения.

5. Домашнее задание.

Отредактировать сочинение, записать текст в тетрадь.