Бал в доме Фамусова

Александр Сергеевич Грибоедов запомнился в литературе как автор одного произведения, но оно поистине гениальное. Комедия «Горе от ума» была написана в 1822 году. Его пьеса родилась в гуще вольнолюбивых разговоров с декабристами. В этой комедии собраны многие проблемы того времени, которые актуальны и в наше время. Автор показывает столкновение двух общественных взглядов, где Чацкий конфликтует с обществом. Запоминающийся и яркий эпизод в «Горе от ума» — это бал в доме московского барина, Павла Афанасьевича Фамусова. В нем происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов. Гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века, которые ведут правильную роскошную жизнь, и у них только: «Обеды, ужины и танцы». Они сплетничают, «ешь три часа, а в три дни не сварится», ищут богатых женихов для своих дочерей.

Первыми появляются на балу Горичи – Наталья Дмитриевна и ее муж Платон Михайлович. Чацкий начинает угодничать с Натальей Дмитриевной: «Моложе вы, свежее стали: огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Но она отвечает, что у нее есть муж. Чацкий был знаком с Платоном Михайловичем до вступления последнего в брак. «Теперь брат я не тот»,- с горечью говорит Платон Михайлович. Он попал под каблук своей жены, и после женитьбы очень сильно изменился, замечает это Чацкий. Стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает открыть мужу рот, вместо того, чтобы ответить на вопросы Александра Андреевича, она постоянно влезает и перебивает их разговор:

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь, и расстегнул жилет.

На балу так же присутствует Антон Антонович Загорецкий. Платон Михайлович характеризует его как:

Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут:

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

Но не менее резко отзывается о нем и Хлёстова:

Лгунишка он, картежник, вор.

Двоих арапченков на ярмарке достал;

  • Купил, он говорит, чай в карты сплутовал.

Хлёстова же любительница поспорить, а где нужно и приврать. Приехала она на бал для того, чтобы посплетничать. Она постоянно всем недовольна. В её образе автор раскрывается жестокость крепостных устоев. Хлёстова «от скуки взяла арапку — девку да собачку».

9 стр., 4399 слов

Что вызывает гнев чацкого. Что терзает Чацкого? Предыстория главного ...

... клянёт и гонит Чацкого. Для него это трагедия, настоящее горе, горе от любви. И это горе ещё более мучительно, ... ли свой век? » Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного ... А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием». Комедия Грибоедова «Горе от ума» — бессмертное произведение русской классики, ...

Затем появляются Тугоуховские, они приезжают с дочерьми. На балах они ищут себе женихов, но когда узнают, что Чацкий не богат, то у них отпадает интерес. Князь Тугоуховский слушается жену, из-за своей глухоты у него и так не сложились ни с кем отношения. «Глух, мой отец. Ох! Глухота большой порок».

У Чацкого и гостей бала вовсе нет общих интересов. В этом обществе ценят не по уму, а по кошельку. Поэтому происходит конфликт, потому что Чацкий высмеивает чиновников и их образ жизни.

Думаю, самое важное в 3 действие это то, что из уст Софьи рождается слух о сумасшествие Чацкого, который быстро разлетается: «Он не в своем уме». Это как «сарафанное радио». Показан механизм формирование общественного мнения. Некоторые не верят в его сумасшествие, но позже их убеждают, в конце концов. Каждый предполагал свою причину сумасшествия Чацкого, вот например Хлёстова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних.

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкартачных взаимных обучений.

Фамусовское общество не приняло Чацкого, да и к тому же они считают себя образованными и умными, а Чацкий просто насмехается над ними.

Таким образом, Чацкий узнает о том, что слух был послан Софьей, в которую он влюблен. Все гости отвернулись от героя и не обращают на него внимания. Общественный конфликт достигает кульминации в его монологе о «французике из Бордо», в котором он выступает против подражания иностранцам.

Сцена бала играет важную роль в комедии. Она приближает развязку «Горе от ума» и тут происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. А так же показано московское барство 19 века.