Грибоедов: «Горе от Ума». +анализ 9-го задания

Цель 9 задачи аналогична предыдущему, но плюс ко всему испытуемый должен уметь «раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы.»

Итак, возвращаемся к нашей задаче – «Горе от ума» Грибоедова

История написания комедии. Прототипы персонажей. Проблематика «фамусовского» общества

Александр Сергеевич Грибоедов родился в родовитой дворянской семье. Он получил блестящее образование. Пушкин говорил о нем, как об одном «из самых умных людей в России». Учение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к Родине, страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 г. он вступает в гусарский полк. По возвращении с военной службы Грибоедов занимается литературной работой, а с 1817 г, совмещает ее с дипломатической службой в Коллегии иностранных дел.

В 1828 году, находясь в Персии начинает работу над своей бессмертной комедией «Горе от ума».

Известен следующий рассказ Ф.В. Булгарина, изложенный им несомненно со слов самого Грибоедова: «Вот каким образом родилась эта комедия. Будучи в Персии, в 1821 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что оставалось в нем милого для сердца, ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план «Горе т ума» и сочиняет несколько сцен первого акта»

Этот рассказ согласуется с черновым письмом Грибоедова к неизвестному лицу из Тавриды от 17 ноября 1820 года. Но существует еще несколько весьма разноречивых мнений. Некоторые утверждают, что замысел комедии возник еще в 1816 году и была начата работа над ней, но вернее будет предположить, что до конца 1820 года у Грибоедова сложился лишь замысел комедии и, может быть, был набросан сценарий комедии. А в 1821-1822 годах было начато осуществление замысла. Существует обширная литература, посвященная «прототипам» персонажей, действующих в «Горе от ума». Уже современники Грибоедова много гадали о том, кто из москвичей двадцатых годов был выведен в грибоедовской комедии. Так, например, в лице Фамусова (фамилия произведена от французского слова fameux, fameuse, или латинского famosus – знаменитый, известный, в своем роде замечательный) по свидетельству М.А. Дмитриева, был выведен Алексей Федорович Грибоедов, столь ярко обрисованный А.С. Грибоедовым в коротком наброске «Характер моего дяди». В образе старухи Хлестовой Грибоедов, весьма вероятно, имел в виду Н.Д. Офросимову, широко известную в Москве крутым характером и независимостью мнений. В Репетилове (фамилия произведена от латинского слова repeto – повторяю и имеет значение: человек, говорящий с чужих слов, повторяющий чужие мнения) можно видеть некоего Н.А. Шатилова – сослуживца Грибоедова по Московскому и Иркутскому полкам. В образе П.М. Горича современники различали некоторые черты Д.Н. Бегичева – офицера, беллетриста, впоследствии крупного чиновника, приятеля Грибоедова. Упоминая о «Несторе негодяев знатных…», променявшем своих крепостных людей на борзых собак, Грибоедов, очевидно, намекал на известного в свое время генерала А.Д. Измайлова – богатейшего помещика, «прославившегося» развратным поведением и зверским обращением с крепостными, в частности, известно, что Измайлов «четырех дворовых, служивших ему по тридцати лет, променял помещику Шебякину на четырех борзых собак».

5 стр., 2044 слов

Творческая история комедии «Горе от ума»

... Гора от ума” нам известно да рассказа одного из друзей Грибоедова. А.А. Жандра: “Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, ... создание чуть не гибнет, я у него выпросил его полулисты. Он их отдал с совершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала “Горе от ума ... быть готово? — Через год непременно. — Обязываюсь. — Через год, клятву дайте... И я ...

В Татьяне Юрьевне, о которой с таким почтением говорит Молчалин:

…Татьяна Юрьевна!!! Известная –

Притом

Чиновные и должностные –

Вы ей друзья и все родные…»

Современник безошибочно угадывали П.Ю. Кологривову, пользовавшуюся большим влиянием в московском дворянском обществе и прославившуюся особенно тем, что муж ее, однажды спрошенный на балу одним высоким лицом, кто он такой, до того растерялся, что сказал, что он муж Прасковьи Юрьевны, полагая, вероятно, что это звание важнее всех его титулов».

Под князем Федором, «химиком и ботаником», о котором рассказывает княгиня Тугоуховская:

«Профессоры…у них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку,

В подмастерья

От женщин бегает и даже от меня

Чинов не хочет знать! Он химик и ботаник

Князь Федор, мой племянник.»

По свидетельству Т.П. Пассек, имеется в виду А.Я. Яковлев (двоюродный брат А.И. Герцена) – «умный ученый и образованный», известный в обществе под прозвищем «Химик». И, наконец, не вызывает никаких сомнений, что в лице «ночного разбойника» «дуэлиста», о котором рассказывает Чацкому Репетилов, был изображен граф Ф.И.Толстой, известный под прозвищем «Американец». Это, по определению Льва Толстого «необыкновенный, преступный и привлекательный человек» был знаменитый своими приключениями воина, путешественника, дуэлиста и картежника».

1 стр., 446 слов

Чацкий и фамусовское общество («Горе от ума» А.С. Грибоедова)

... Членов этой семьи волнуют лишь деньги, общественный статус и чин человека. Взаимоотношение Чацкого и окружающего его общества Однако и Чацкий не одинок в своих убеждениях. Среди его главных ... необразованность и безделье власть имущих. Представители фамусовского общества считают Чацкого сумасшедшим, а все потому, что он образован и интересуется наукой. Главное оружие Чацкого – его меткие и колкие ...

Как видим, мало привлекательного можно найти в этой публике. В. Г. Белинский, указав, что «Горе от ума» наряду с «Евгением Онегиным» Пушкина «было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова», писал в развитии своей мысли: «В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, было школою из которых вышли и Лермонтов, и Гоголь».

«Грибоедов показал, как в обществе дураков и подлецов обречены на гонение и ум, и любовь – всякая независимая мысль, всякое искреннее и свободное чувство».

Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать маску внешнего благолепия и благоприличия с Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных, Загорецких и «иже с ними», представить на суд людской их истинный отвратный облик – показать их паразитическое состояние, чванство и холопство, обскурантизм и скудное мировоззрение.

Основной конфликт комедии «Горе от ума» — столкновение «века нынешнего2 с «веком минувшим». То есть передового дворянства, к которому принадлежит Чацкий с реакционной массой крепостников и бюрократов. Это делает комедию глубоко реалистической, придавая любовной драме Чацкого острое общественное звучание.

Имена этих увековеченных пером писателя лиц стали нарицательными они до сих пор служат обозначением таких социально-бытовых явлений, как подлость и лизоблюдство, грубое солдафонство и презрение к культуре, дешевое пустословие и мракобесие.

Быт и нравы стародворянской Москвы уже в прошлом, а типа, которые, казалось бы, были полны только в свое историческое время, остались поистине бессмертными и до сих пор стоят на вооружении у нашего народа как «старое, но грозное оружие» неотразимой сатиры.