Глагол основа языка найти верный глагол для фразы это значит

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию к изменению направления образовательного процесса в школе. Выдвигается на первый план задача воспитания человека.

Какой вклад могут внести учителя родного языка в становление личности учеников, воспитание их патриотами? Давайте изменим взгляд на процесс обучения, или, другими словами, сделаем предметом изучения не систему языка- речи, а человека, овладевающего языком и речью.

Для этого учителю необходимы знание особенностей восприятия языка-речи и правильная организация процесса обучения.

Учителю важно знать, что, обучая родному языку, мы не просто учим тому, чем ребенок неосознанно владеет с детства, а формируем его языковое сознание, или, иначе говоря, строим языковую картину мира.

Главным элементом системы языка и одновременно языкового сознания является слово. Поэтому, говоря о слове, мы говорим и обо всей системе языка, об устройстве всего языкового сознания. За словом стоят не только отдельные предметы, процессы, свойства, но и представления людей об этих феноменах внешнего мира, а также эмоции, которые вызывает у человека его взаимодействие с миром, другими людьми, с самим собой.

Языковое сознание можно представить как память о разнообразных предметах, процессах, свойствах, ситуациях, представлениях, оценках и эмоциях людей.

Такова внутренняя структура «образа мира», который есть у каждого носителя языка, но он может оставаться неосознаваемым в течение всей жизни,

Один из путей воспитания личности культурного человека — осознание своего «Я», окружающего мира и своего места в этом мире. Осознание собственного «Я» возможно в процессе понимания собственного текста, или, другими словами, понимания значений используемых в собственной речи слов. Это довольно сложный процесс и требует специального научения, первой ступенью которого является обучение пониманию речи собеседника.

Всякий процесс понимания высказывания включает в себя и речевую, и мыслительную деятельность. Создание такой ситуации возможно на уроке- коммуникации, который сублимирует две модели коммуникации, такие, как «Я — Он», и «Я — Я», пользуясь терминами Ю. М. Лотмана. Коммуникационная система «Я — Он» обеспечивает передачу некоторого объема информации. Как замечает исследователь, сообщение и содержащаяся в нем информация в этом случае остаются неизменными, а в системе «Я — Я», при общении с самим собой, сообщение переформулируется и приобретает новый смысл, приводит к перестройке самого «Я». Дело в том, что в коммуникационной системе «Я — Он» адресант передает сообщение адресату, а сам остается неизменным, а в системе «Я — Я» сообщение передается самому себе, и если сущность личности трактовать как набор социально значимых кодов, то в этот момент как раз и происходит изменение этого набора.

5 стр., 2302 слов

«Все люди мира – родственники? Братья?» Подготовка ...

... сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ) 2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. Речь ... важно, чтобы люди всего мира, пусть и не считали себя родственниками и братьями, но ... происхождению, считает своими родственниками известных в мире людей, совершенно разных по национальной принадлежности? – ...

Каждый учитель знаком с первой коммуникационной системой, на уроке это может быть беседа с учениками по определенной теме, а обучению учащихся рефлексии — второй модели коммуникационной системы — в нынешней школе не уделяется должного внимания. Рассмотрим пример использования двух коммуникационных систем на уроке формирования грамматического понятия «Общекатегориальное значение глагола как части речи» в VI классе. В школьном учебнике для V-IX классов В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой о глаголе говорится следующее:

«Понятие о глаголе.

Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предмета характеризует предмет.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. Пушкин

Известный русский писатель А. М. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т. д.).

Глагол, как и другие части речи, характеризуется следующими признаками: 1) общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение глагола — это действие.

Глаголы называют различные действия:

1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и

ДР.;

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

4) действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;

5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки глагола — изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

Синтаксические признаки глагола — в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Например, в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А. Пушкин) глаголы гуляет, подгоняет являются сказуемыми и согласуются с подлежащим ветер в ед. ч.

19 стр., 9141 слов

Использование частей речи в художественном тексте

... речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский язык ... театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные ...

Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания. Например: Темные быстро над морем. Как неслись? (быстро неслись); неслись где? над чем? (неслись над морем)».

Прочитав это определение, мы получили информацию о словах, относящихся к глаголу как части речи.

Очень долго мы, учителя, оставались в плену иллюзии, что подробное определение того или иного понятия, данное в учебнике, позволяет сформировать представление о лингвистических категориях у учеников. Но практика показывает, что наши ученики не всегда умеют читать, тем более самостоятельно организовывать учебную деятельность.

Прочитав это определение, ученик может спросить себя, что мне делать с этой информацией, где ее применять, зачем она мне нужна, как она пригодится в жизни?

Если мы обучаем ученика системе языка, то далее мы применяем полученные сведения на практике, если же целью нашего обучения является сам человек и его мировосприятие, то зазубривания полученных фактов недостаточно. Задача учителя — организовать процесс мыследеятельности учащихся, нацеленный на понимание полученной информации.

Для этого, читая название параграфа, определяем тему, цель предстоящего разговора, уточняем представления, которые сложились у нас в процессе обучения в начальной школе. Затем переходим к чтению первой фразы параграфа: «Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предмета характеризует предмет». Информация, содержащаяся в первом предложении, нам известна, а во втором содержатся некие новые сведения, которые еще предстоит понять и проверить.