Александр ГИНЕВСКИЙ Лентяйское

Виринея Семёновна задала нам сочинение. На дом. Написать кто про что хочет. И чтобы через неделю принести в школу. Виринея Семёновна сочинения прочтёт, и каждому поставит заслуженную отметку.

Мы страшно обрадовались. Потому что это очень здорово: пиши про что хочешь. Тут ведь можно столько поначирикать, что в тетрадку не поместится. Да ещё целая неделя впереди. Так что я про сочинение сразу забыл. А через три дня приходит ко мне Вадька и говорит:

  • Вовка, написал сочинение?
  • Какое сочинение?
  • Здрасьте! Какое…

какое на дом задавали.

  • Нет, не написал. Успеется ещё.
  • Эх, ты-ы…

А я уже.

  • Уже?! – удивился я. – Ну, ты герой!
  • Ага, – ответил Вадька и покраснел. От скромности наверно.

И зря покраснел. Такое сочинение написал! Про крокодилов. Как они живут в жарких странах и плавают в тёплых водах. Как ныряют без единого звука, как без единого звука выползают на берег подлечиться. После обеда у крокодила в пасти застревает много всякой пищи. В зубах, конечно. Крокодилу становится больно от этой пищи так, что он начинает проливать крокодиловы слёзы. Но тут к нему на помощь прилетает маленькая птичка. Крокодил разевает рот, и птичка-доктор смело входит в зубастую пасть. Войдёт и своим клювом начинает чистить крокодилу зубы. И ещё не было случая, чтобы какой-нибудь рассеянный крокодил съел своего доктора. Наоборот, пернатым докторам от крокодилов только: «Большое спасибо!» За лечение.

Я, конечно, сказал Вадьке, что он просто молодец. И название хорошее придумал: «Крокодилы и их жизнь». Только зачем вот про добрых докторов, про этих птичек насочинял. Разве может быть такое? Вадька обиделся. Притащил толстую книгу и показал мне цветную фотографию. На ней я увидел и плачущего крокодила, и ту самую птичку. А в разинутую пасть длинного хищника даже страшно было смотреть. Всё-таки в ней помещались четыре огромные пилы с белыми острыми зубьями. До чего же смелая оказывается эта птичка–доктор.

Да за такое сочинение Виринея Семёновна поставит пятёрку. Уж точно. А сбоку ещё и плюс поставит. Большой красный плюс…

Вечером я лёг на диван и стал думать: про что бы такое написать мне. Про слонов? Про бегемотов? А, может, про крокодилов?.. Лучше всего, конечно, про них. Как они живут в жарких странах и плавают в тёплых водах. Но тут я вспомнил, что про крокодилов уже написано. Вадька написал. Вперёд меня! Мне даже обидно немного стало. «Вот ведь, – думаю, – сунулся со своими крокодилами. Можно сказать, дорогу перебежал…»

3 стр., 1308 слов

Сочинение проза окуджава

... тему ведь, и список поэтов странный. А там сочинение прочитали и рекомендовали поставить «пять»... Что мне с вами делать – ... имели очень условное отношение). Об этом точно написал Володин: "...первый публичный вечер Окуджавы. Я обзвонил всех, уговаривая прийти. Что, хороший ... чувств в Слуцкому, Окуджаве, ко всем нашим друзьям?.. Окуджава приехал в Софрино без гитары, но её, конечно, раздобыли – битую, ...

Про что же написать? Хорошо бы, конечно, хоть на часик стать писателем. Ну, хотя бы на десять минут. Я за десять минут такое бы написал, что ого-го! Виринея Семёновна только ахнула бы. И поставила бы мне к пятёрке парочку плюсов…

Я лежал на диване. В голове у меня были только два красных плюса. Больше ничего. «Ну, ничего, ничего, – думал я, – время есть, успеем ещё. Подумаешь, крокодилы, птички…»

Через два дня выяснилось, что и Борька уже написал сочинение. С названием «Как строят мосты через маленькие речки». Ай, да Борька! Отличное сочинение написал! Мне больше всего понравилось в нём как в речки заколачивают сваи. Их заколачивают тяжёлой чугунной «бабой». Это такая чушка из чугуна. Она бухается на сваю, будто молоток. И свая, будто гвоздь, заколачивается в дно. Потом к сваям прибивают брёвна, и постепенно получается мост с перилами. По мосту можно ходить и ездить на транспорте. А с моста ловить рыбу или просто любоваться протекающей водой…

  • А ты написал? – спросил меня Борька.
  • Успеется. Пока обдумываю.
  • Что-нибудь дельное придумал?
  • Так, кое-что…

А написать успею. Это же пустяк, верно?

  • Верно. Главное придумать. Ну, пиши, время есть ещё. Только про мосты не пиши, понял?
  • Больно нужны мне твои мосты через маленькие речки.

Я, может, про большой. Про железнодорожный напишу.

  • Чего-о?! А железнодорожный мост, по-твоему, не мост?
  • Мост.
  • Ну и хватит мостов! Пиши про другое.

Про крокодилов, например…

  • Про крокодилов тоже не интересно…
  • Во даёт! Ну, смотри, Вовка…

И он ушёл.

Про что же написать? Я ведь так ничего и не придумал. Вот Виринея Семёновна, сказала бы хоть про что. Тогда бы я в два счёта. А тут: про что хочешь. А про что? Ладно, ещё успеется. Пусть там Борька с Вадькой со своими мостами и крокодилами в отличники лезут. Пускай стараются…

И вот завтра надо сдавать сочинение, а у меня в тетрадке ещё и конь не валялся. Даже число не написано, не то что название.

Борька, Вадька и Толька помогали мне изо всех сил. Они напридумывали мне всякого, про что написать. Только мне не хотелось. Потому что зачем, если это не я придумал. И тогда они сказали:

  • Вовка, может, заболеешь, а? Может, не пойдёшь завтра в школу?..
  • Ладно, – говорю, – постараюсь заболеть, если смогу.

Но на это тоже ведь надо время. Так что я пока сижу на кухне за столом у окна. Сижу над раскрытой тетрадкой. В доме тихо, никого.

Смотрю на кухонную полку. На ней стоят четыре железных банки. Очень большая, чуть поменьше, ещё меньше и совсем маленькая. Они похожи друг на друга, как матрёшки. И на каждой написано слово «крупа». Я прочёл это слово сначала на самой большой банке. Потом приступил к банке поменьше. В это время позвонили в дверь.

Пришёл Толька. Он шлёпнул на стол свою тетрадку с сочинением «Наше метро». У Тольки мама работает в метро. Он спустился с мамой под землю бесплатно, осмотрел всё и написал. Здорово, конечно, когда мама в метро работает. Правда, у Тольки всё получилось про поезда. Вернее, про двери с шиком. «Шш-ик!» – двери открылись, «Шш-ик!» – двери закрылись. И так целых три страницы.

7 стр., 3077 слов

По литературе. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь

... Душа обязана трудиться, И день и ночь, и день и ночь!.. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ На этой странице материал по темам: эссе на тему душа обязана трудиться душа должна трудиться и день и ночь и день и ночь душа обязана трудиться и день и ночь и день и ночь.. душа обязана трудиться и день и ночь и день и ночь песня сочинение труд души Краткий анализ душа обязана трудиться, ...

  • Я знаю, тебе за один вечер не заболеть. Переписывай! – приказал Толька. – Где написано «я», пиши: «Мы с Терентьевым. Будто мы с тобой вдвоём под землёй были. Могла же нас мама обоих взять?
  • Могла.
  • Ну, вот и пиши.
  • Нет, Толька.

Я уже про что-нибудь другое. Не про метро…

  • Балда! – закричал Толька. – Да когда же ты писать будешь?! Ведь завтра сдавать!..
  • Ничего, успеется.
  • Да когда же успеется?!
  • Ещё ночь впереди.

Толька так и застыл.

У меня от Толькиных слов пятка зачесалась.

  • Почему? – спрашиваю.

– Настоящие писатели по ночам пишут. Днём, сам понимаешь, звонки всякие. Дверные, телефонные. Днём чайники на кухнях шипят. Шум, гам. Не очень-то распишешься днём. Жаль, я не догадался, а то бы тоже… ночью бы… А так, что у меня в сочинении? Одни двери… сам знаю.

  • Ладно, Толька, – говорю, – иди. Мне прилечь надо. Выспаться. Ведь ночью за сочинение садиться.
  • Ты, Вовка, с вечера чаю крепкого напейся.

Тогда сна ни в одном глазу не будет, – посоветовал он и ушёл.

Я прилёг на диван. Закрыл глаза, но спать не хотелось. Встал, побрёл обратно на кухню.

Пить крепкий чай было ещё рано. Сел за стол и стал читать слово «крупа» на других банках. Дошёл до четвёртой банки, дальше читать было нечего, и я стал читать слово «крупа» наоборот. Получалось «апурк». Какое-то совсем непонятное, скучное слово. Даже голова устала.

Встал, посмотрел в окно. «Да, конечно, – подумал, – напишу сочинение ночью. Как мне только это в голову пришло? Правильно. А потом приду в школу и на каком-нибудь уроке засну. После бессонной-то ночи. Писатели, наверно, тоже так делают. Ночью пишут, а днём отсыпаются. А Виринея Семёновна испугается: «Мальчики, что с ним? Не заболел ли?» А Толька скажет: «Виринея Семёновна, не будите Богданова. Он ночью сочинение сочинял». В классе станет тихо-тихо. Я быстренько высплюсь, вскочу и скажу: «Извините, Виринея Семёновна, я не хотел. Так уж получилось…» А Виринея Семеновна скажет: «Это хорошо, Вова, что ты сочиняешь, но очень плохо, что ты не бережёшь своё здоровье. Ночью надо спать». А я скажу: «А как же писатели? Они ведь тоже днём отсыпаются». А Виринея Семёновна скажет: «Интересный вопрос ты задал. Подумаем над ним в другой раз…»

У нас под окном, чуть в сторонке, стоит трансформаторная будка. В ней помещаются трансформаторы. Ночью они гудят, как далёкие самолёты. А на крыше будки чего только нет. Палки всякие, камни, игрушечный автомобиль, чья-то растрёпанная кукла и мяч. Мяч когда-то был красный, я помню. Но от разных осадков он стал совсем белый. И ветром его не сдуло, он застрял между камней. Кто же его туда забросил? Наверно тот мальчишка уже в восьмом классе. А, может, в десятом. Учится себе, и не знает, что его мяч одиноко живёт на крыше с камнями. И в дождь, и в снег, и в жару…

8 стр., 3570 слов

Сочинения по русскому языку и литературе. Образ русской природы ...

... в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического ... моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты ... Некрасов, так же нежно и бескорыстно. В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе: Славная осень! Морозные ночи, Ясные тихие ...

А вон наша рябинка. Мы её с папой посадили. Очень давно. Мы ездили за нею в лес на электричке. Рябинка была длинная, тоненькая. Мы её корни в рюкзак упаковали. Для перевозки. Обратно мы ехали в тамбуре, и последние жёлтые листья от тряски опали. Прямо в тамбуре. Но папа сказал: «Ничего…»

А когда мы её посадили в землю, мы стали ждать когда она подрастёт и зацветёт. И однажды она зацвела. И мы очень обрадовались. Потому что осенью на нашей рябинке появились ягоды. Большие красные кисти. И мы стали ждать когда их обдаст морозцем. Хорошо, что их никто не сорвал.

Потом выпал снег. Ягодные кисти рябины так и вспыхнули огнём. Красным огнём на белом снегу. Теперь нам осталось ждать снегирей. Папа сказал, что они должны прилететь на угощение. Непременно должны. И они прилетели. Круглые, как снежки. Только тёмные и пушистые. С красными грудками. Они склёвывали ягоды и тихо пересвистывались. Нежно так.

Мы с папой прямо застыли у окна. Хоть мы их и ждали, всё равно это было как чудо. А тут ещё денёк. Морозный, солнечный. «Вовка, – шепнул мне тогда папа, – красота…»

Я не заметил как сел и стал писать в тетрадке. Про мяч, про нашу рябинку и про снегирей. А когда написал, понял, что вовсе это не сочинение, а так… ерунда какая-то. Даже названия не придумать.

  • Ну, как? – спросил меня на другой день Вадька. – Написал?
  • Написал.
  • Хорошо. И болеть не надо.
  • Ещё бы! – сказал Толька.

– Он ночью сидел, строчил. Ночью чего ж не написать. Никаких тебе шумов. Тихо, спокойно. Напился крепкого чаю и пиши себе. Как заправский писатель.

Вадька не поверил.

  • Верно, Вовка, ночью писал?!
  • Пришлось немного…

Как-то вдруг не захотелось мне говорить, что написал я днём. Всего за полчаса.

  • Ну и ну!.. – покачал головой Вадька. – Про что хоть? Про крокодилов?
  • Нет.
  • Про мосты?
  • Нет.
  • А про что?
  • Да так…

Про всякое…

  • А называется как?
  • Вот названия не придумал.
  • Понятно, – сказал Вадька.

– Всё понятно… Влепит, Вовка, Виринея Семёновна тебе кое-что… Ой, влепит… Лучше бы ты заболел.

  • Ну и пускай влепит!
  • Покажи хоть что нацарапал. Нам-то покажи.
  • Не покажу!
  • Во! Сразу видно не выспался. Злой как волк.
  • Ну и пускай своё получает. Отстань от него Вадька.

Тетрадки мы сдали, и я забыл про сочинение.

И вот однажды Виринея Семёновна сказала:

  • Ребята, я проверила ваши сочинения. Я осталась вами довольна…

Тут я вспомнил. И заёрзал по парте.

  • Ты чего? – спросил Толька.
  • Ничего! – огрызнулся я.
  • Не волнуйся. Может, троячок всё же получишь, раз Виринея Семёновна довольна.

В это время Галька Кирпичёва подняла руку.

  • Виринея Семёновна, а правда, что Богданов написал лентяйское сочинение?

Я даже вздрогнул от неожиданности. Откуда Кирпичиха-то знает?

3 стр., 1212 слов

Напишите сочинение по картине см цветные вклейки

... критериям X . Итог урока. Рефлексия. -Ребята, чему мы сегодня учились? (писать сочинения по картине) -Как мы действовали, чтобы получить текст? (ответы детей) -Какие трудности вам встретились ... -Открывайте свои тетради, запишите число. На следующей строчке посередине напишите сочинение и поставьте точку. На следующей строке напишите заглавие текста. Как оно у вас будет звучать вы ...

  • Какое, какое? – переспросила Виринея Семёновна.
  • Лентяйское. А что?

Весь класс рассмеялся.

  • Это почему же лентяйское?! – закричал Борька.
  • Ему даже название лень было придумать, вот, – ответила Кирпичёва.
  • Да откуда ты знаешь?! – закричал Вадька.
  • Знаю. Я в тот день собирала тетрадки и увидела.
  • Подглядывала, да?! – крикнул Толька. – Да за такое, знаешь?! – и он погрозил Кирпичёвой кулаком.

Один я ничего не кричал. Сидел и думал: «Эх, лучше бы мне тогда заболеть…»

  • Тихо, тихо, ребята, – сказала Виринея Семёновна. – Сядь Кирпичёва. Твой вопрос очень неуместен. Поймёшь чуть позже.

И она стала говорить нам про наши сочинения. И зачитывать по порядку. И всех хвалить. Потому что и вправду, про что только не написали ребята. Да ещё как здорово.

Дошла очередь до меня.

  • Вова Богданов. Сочинение интересное. Вы только послушайте, ребята…

Виринея Семёновна читала, а я ничего не слышал. Мне хотелось забраться под парту. Наверно ещё и потому, что на меня уставилась Кирпичёва. У неё даже рот открылся, будто на космонавта смотрела. Я прямо не знал куда подеваться.

Вдруг Толька толкнул меня локтём.

  • Тебя!
  • Я вскочил.
  • Вова, – улыбалась Виринея Семёновна, – я понимаю, твоему сочинению очень трудно подобрать название.

Можно оставить и так. Без названия…

Виринея Семёновна задумалась.

Борька ткнул меня кулаком в спину, пробубнил сзади:

  • Молодчага, Вовка! Надо же, без названия придумал. Я вот до такого не додумался. И про снегирей хорошо сочинил. Наврал, а незаметно.
  • Вова, как ты смотришь, – сказала Виринея Семёновна, – а не назвать ли нам твое сочинение «Вид из окна», а?..
  • Отвечай, тетеря! Тебя спрашивают, – зашипел Толька. – Язык что ли проглотил?

Я кивнул головой.

  • Да, пожалуй. Так будет лучше, – сказала Виринея Семёновна и взяла ручку.

Раздали сочинения.

Я раскрыл тетрадку. В самом верху, на второй строке, красными аккуратными буквами было написано: «Вид из окна».

Толька заглянул в мою тетрадь.

  • Ого! Ошибок-то!.. Красно, как на клубничной грядке.
  • А у тебя?

В Толькиной тетрадке оказалось ещё краснее. Но в конце стояла тоже четвёрка.

Вадьке купили велосипед. Двухколёсный. Он вытащил его на улицу и стал стоять около него, будто не знал что делают с велосипедами. Радоваться надо, а он стоит такой несчастный.

Бабушка только что вышла из автобуса. В старческих руках она держала большую плетёную корзину.