В Киеве жила честная вдова Амелфа Тимофеевна (Офимья (Ефимья) Александровна — в разных вариантах былины имя матери варьируется).
И был у нее любимый сын Добрынюшка.
Как-то раз Добрыня просит у матушки благословения поехать за горы Соро- чинские, к Пучай-реке.
Матушка не дает Добрыне благословения. Добрыня упрямится. Тогда мать благословляет его, но просит не купаться в реке: «Пучай-река сердитая: из-за первой струйки огонь сечет, из-за другой струйки — искры сыплются, из-за третьей — дым столбом валит, валит дым да со пламенем».
Приезжает Добрыня на берег Пучай-реки и видит, что река спокойная, будто лужица дождевая. Забыл Добрыня матушкин наказ, стал он плавать во Пучай- реке.
Вдруг Пучай-река всколыхнулась, налетел крылатый Змей. Закричал зычным голосом: «Захочу — Добрыню огнем сожгу, захочу — Добрыню живьем сожру!» Доплыл Добрыня до берега, схватил он свою греческую шапку и метнул в Змея. Упал Змей на сырую землю и стал Добрыню просить: «Не губи меня, молодой Добрыня, сын Никитьевич! Впредь не буду я летать на святую Русь, не буду брать в полон русских людей, не буду сиротить малых детушек!»
Поверил Добрыня Змею, отпустил его. А Змей полетел на святую Русь, в стольный Киев-град. Гуляла в зеленом саду племянница князя Владимира, молодая Забава Путятишна. Налетел Змей на нее, подхватил и унес за горы Сорочинские.
Вернулся Добрыня в стольный Киев-град, к своей матушке. Встречает его матушка на высоком крыльце и рассказывает сыну: «У князя Владимира случилось несчастье великое: гуляла Князева племянница в зеленом саду, налетел на нее лютый Змей и унес за горы Сорочинские».
Пошел Добрыня к князю Владимиру. Говорит ему Добрыня: «Я поеду за горы Сорочинские, вызову Змея на смертный бой, вызволю Забаву Путятишну!»
Оседлал он коня, поехал за горы Сорочинские. Змей выслал ему навстречу своих змеенышей. Обвились змееныши вокруг ног Добрынина коня. Стал конь попрыгивать, стал змеенышей потаптывать. Налетел тут на Добрыню Змей: «Ты зачем потоптал моих змеенышей?» Стали они биться на смерть. На третий день одолел Добрыня, срубил лютому Змею голову.
Пошел он к змеиной пещере, отпирал железные замки, выпускал всех, кого Змей в плену держал: седых стариков и малых детушек, красных девушек и молодую Забаву Путятишну.
Приехали они в стольный Киев-град, и была в Киеве радость великая.
Время написания, историческая основа
Ученые-фольклористы считают, что содержание былин формировалось в течение X—XII веков, а установилось в XIII веке. Былина «Добрыня и Змей» относится к былинам киевского цикла, наряду с былинами об Илье Муромце. Кроме киевского цикла, существует также новгородский цикл былин.
Хозяйка медной горы (образ и характеристика персонажа рассказа бажова)
... годы, не продав ни один экземпляр, в память о любимой Хозяйке Медной горы. Сочинение Степан – главный герой рассказа Медной горы Хозяйка Сделав одним из главных героев произведения крепостного мастерового с уральских ... его наказали, посадив на цепь и заставив добывать малахит. За его смелость, Хозяйка стала помогать Степану. Она всегда щедро вознаграждает тех, кто ей симпатизирует. Она намекает, ...
Добрыня — второй по популярности после Ильи Муромца герой русских былин. Ученые-фольклористы предполагают, что у этого былинного богатыря есть исторический прототип — дядя князя Владимира, родной брат его матери Ма- луши, воевода Добрыня.
У этой былины, как и у других произведений этого жанра, есть и историческая, и мифологическая основа. К историческим чертам былины можно отнести упоминание стольного Киева, князя Владимира, Пучай-реки (предполагается, что это река Почайна, в которой происходило крещение киевлян, на том месте, где она протекала, сейчас пролегает главная улица Киева — Крещатик).
О. Миллер считал, что «в былине о Добрыне-змееборце отразилась в эпических чертах энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся варварским свержением идолов и массовым насильственным и кровавым крещением язычников».
Мифологические черты былины прочитываются в мотиве змееборчества, характерном для мирового эпоса. В чертах Добрыни можно увидеть черты святого Георгия, древнего Перуна, сказочных героев.
Тема
В былине повествуется о противоборстве русского богатыря Добрыни Никитича и Змея. Добрыня побеждает своего противника первый раз с помощью «колпака с греческой землей» (метафора христианства), а затем уничтожает его с помощью меча и освобождает плененных Змеем невольников. Тем самым он оказывает услугу князю Киевскому Владимиру, освобождая из плена его племянницу Забаву Путятишну. В былине подчеркиваются отвага, сила и верность героя — богатыря Добрыни Никитича.
Главная мысль (идея)
Былина — это героическое сказание русского народа. В метафорической форме в ней говорится о силе и мощи народа, олицетворенной в образе героя-богатыря Добрыни. Его противник — Змей — олицетворяет собой врагов русского народа, совершающих набеги на Русь и уводящих в плен (в горы Сорочинские) русских людей. В былине рассказывается о победе русских богатырей над врагами.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения отражения в нем более глубоких мифологических пластов, можно трактовать эту былину как произведение, повествующее о крещении Руси, о победе христианства над язычеством. В образе Змея метафорически изображено язычество, которое Добрыня побеждает «колпаком с греческой землей» — атрибутом христианства.
Поэтика
Былина — жанр устного народного творчества, которому присущи особенные черты: эпичность, повторяющиеся сюжетные линии, некоторые сказочные приемы, употребление устойчивых эпитетов, особенной лексики, исполнение в сопровождении гуслей и др. Все это присуще и былине «Добрыня и Змей».
Она написана тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца:
Сочинение по былине святогор богатырь
... ахнула от удивления, ведь смотрела на нее девица — красавица. Святогор богатырь и его суженая На золото девушка покупает корабли, загружает ... Развернулся Святогор и давай наутек. А в это время девушка проснулась, увидела меч богатыря, да монеты золотые, что были привезены героем ... горы, а реки выходили из берегов. Святогор и Микула Селянинович Скучно было богатырю среди утесов, но и на землю ...
- ..Богатырско его сердце распотелося, Распотелось сердце, нажаделося…
Для поддержания ритма нередко повторяются предлоги, частицы (например, «-ка»), местоимения, союзы, (например, союз «да»):
Ты не езди-ка далече во чисто поле, На тую гору да сорочинскую. Не топчи-ка младыих змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русскиих, Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке… А берет в руку узду он да тесьмяную, А берет он дедушкова да ведь добра коня…
В былине много поэтических оборотов, например повторов, в том числе анафор:
-..Ты теперича, Добрыня, во моих руках! Захочу — тебя, Добрыня, теперь потоплю, Захочу — тебя, Добрыня, теперь съем-сожру, Захочу — тебя, Добрыня, в хобота возьму, В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!… …Он поил Бурка питьем медвяныим, Он кормил пшеной да белояровой. Он седлал Бурка в седелышко черкасское, Он потнички да клал на потнички, Он на потнички да кладет войлочки…
Часто в былине для красоты слога употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы, даже если это описание военных приготовлений героя к схватке:
- ..Клал на войлочки черкасское седелышко…. …Он вставал по утрушку ранешенько, Умывается да он белешенько, Снаряжается он хорошохонько…
Былина изобилует постоянными эпитетами: младые змееныши, змея проклятая, богатырско сердце, улица широкая, сад зеленый, платье цветное, булатный нож, груди белые. Последний эпитет употреблен по отношению к «Змее проклятой», и это придает описанию смертельной схватки между Добрыней и Змеем какую-то особую поэтическую красоту:
-..Он шибнет во Змею да во проклятую — Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. Тут упала-то Змея да во ковыль-траву. Добрынюшка на ножку он был поверток, Он скочил на змеиные да груди белые. На кресте-то у Добрыни был булатный нож Он ведь хочет распластать ее груди белые…
В былине, как и в сказке, описано условное волшебное пространство (в нем все же угадываются черты реального места действия: Пучай-река — река По- чайна).
Герои обладают сверхъестественными свойствами и фантастическими чертами (Змей летает над Киевом и уносит княжескую племянницу к себе в полон).
В описании употребляется гипербола (Добрыня сбивает Змея с ног «колпаком с землей греческой»).
Образ главного героя, богатыря Добрынюшки Никитича, очерчен ярко и определенно: он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью.