Гомер. «Илиада», «Одиссея». Анализ произведения

До середины XIX века в науке было мнение, что «Илиада» и «Одиссея» — вы­думка, что они неисторичны. Открытия немецкого археолога Генриха Шлимана в 1870—1880-х годах доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Находки Шлимана удивительно совпадали с описаниями Гомера: в его поэмах прослеживаются многочисленные черты культуры «героического ве­ка» (упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших).

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии гово­рит о том, что он сложился в VII в. до н. э. Древнейшей частью гомеровского эпоса исследователи считают «Список кораблей» («Илиада», 2-я песнь).

Также очевидно, что поэмы созданы не одновременно: «Илиада» сложилась в «героический период», «Одиссея» стоит на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного грече­ской культурой мира.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются первыми по времени извест­ными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.

Сюжет «Илиады»

Илиада начинается с описания гнева Ахилла, с конфликта в стане ахейцев, осаждающих Трою. Ахилл выступает с критикой царя Агамемнона, который по­хитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Царь согла­шается заменить пленницу на Брисеиду, принадлежащую Ахиллу. Осада Трои, длившаяся к тому времени 9 лет, на грани срыва. Ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Эта пес­ня содержит «список кораблей»: под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. сол­дат. Перечисляются области Греции, приславшие своих героев.

В третьей песне в единоборство вступают муж Елены Менелай с похитившим ее Парисом. Побеждает Менелай. Но богиня Афродита, способствовавшая похи­щению Елены, спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Война продолжает­ся. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам — Аполлон, Арес и Афродита.

Пятая песнь повествует, как даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести Афине богатые жертвы. Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

В седьмой песне описывается бой между Гектором и Аяксом. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верх. Тогда они брата­ются, обмениваются дарами и расходятся. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Троянцы едва не сжигают ахейский флот. Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла. Сам он уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Патрокл гибнет в битве от рук Гектора. Ахилл мстит за смерть друга, убивая Гектора. Разворачивается спор за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.

3 стр., 1323 слов

Поэмы Гомера Илиада и Одиссея

... и главные герои «Илиады» - Ахилл и Гектор - так и Одиссей в поэме «Одиссея» лишен сугубо эгоистических черт и ... Афродиту, которая на стороне троянцев, другие - Афину, которая помогает ахейцам (грекам). Напрасными были мольбы посланцев Агамемнона возвратить Ахилла ... корабле доставляют Одиссея на Итаку. Неузнанный, в образе нищего-старца, Одиссей прибывает домой. Богиня Афина, которая опекает Одиссея, ...

Сюжет «Одиссеи»

Сами странствия главного героя заняли 10 лет. Но все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Главными событиями наполнены всего 9 дней. Тем не менее временные рамки произведения расширяются за счет многочис­ленных вставных новелл.

Первая песнь. После падения Трои прошло 10 лет. Одиссей томится на ост­рове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. На его родной Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи. Сын Одиссея Телемах отправляется в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца.

Вторая — четвертая песни. Царь Пилоса Нестор направляет Телемаха в Спар­ту к Менелаю, от которого тот узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо.

Пятая — восьмая песни. Боги приказывают Калипсо отпустить Одиссея, ко­торый на плоту пускается по морю. Посейдон, враждебный Одиссею, поднимает бурю. Одиссей спасается чудом. Он попадает на остров, где живет счастливый народ — феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. Царь феаков Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце, устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.

Девятая — тринадцатая песни. Описание странствий героя. Одиссей посетил страну лотофагов, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине. Он попа­дает на остров, где живет великан-людоед, циклоп Полифем, который сжирает в своей пещере нескольких товарищей Одиссея. Но Одиссей, опоив и ослепив циклопа, спасся с оставшимися товарищами, выйдя из пещеры, спрятавшись под шерстью баранов. Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона.

Одиссей прибыл на остров Эолию, где бог ветров Эол вручил ему мех с завя­занными в нем ветрами. Недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову.

Людоеды-лестригоны уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, кото­рый пристает к острову волшебницы Кирки. Она обращает спутников Одиссея в свиней. Одиссей в течение года был мужем Кирки.

Одиссей спускается в преисподнюю, беседует с тенями матери и умерших друзей.

Одиссей проплывает мимо острова Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их. Одиссея привязывают к мачте. Он слышит пение Сирен и остается жив.

Одиссей проплывает между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. Прогневавшись за убийство спутниками Одиссея священных быков, Зевс посылает бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками. Один Одиссей выплыл на остров Калипсо.

Тринадцатая — шестнадцатая песни. Феаки отвозят Одиссея на родину. Пре­вращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свино­пасу Эвмею, где встречается с сыном Телемахом.

12 стр., 5739 слов

Одиссея. Особенности композиции поэмы Гомера Одиссея

... описываются в I-IV песнях поэмы. Песни V-VIII изображают пребывание Одиссея, после отплытия от нимфы Калипсо и страшной бури на ... XX веке «Одиссея» была переведена В.В. Вересаевым. 1. Тема, сюжет, композиция поэма Гомера «Одиссея» Будучи законченной позже «Илиады», «Одиссея» примыкает к ... побывал у мифических народов киконов и лотофагов, на острове циклопов. Вместе со спутниками он ослепил циклопа ...

Семнадцатая — двадцать четвертая песни. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы. Одиссей убивает женихов.

Пенелопа узнает наконец Одиссея. Поэма заканчивается сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом.

Поэтика, композиция, идея

Жанр «Илиады» и «Одиссеи» — эпос. В обеих поэмах присутствует единство стиля и композиционных принципов. Это делает их дилогией и диптихом.

Поэмы имеют похожие конструкции, в обеих сюжет строится на мотиве «недостачи»: Ахилл хочет вернуть отобранную у него Брисеиду, Одиссей стре­мится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него.

Дальнейшее действие связано с испытаниями и утратами: Ахилл теряет дру­га и свои доспехи, оружие; Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей.

В финале обеих поэм описано печальное торжество: похороны Патрокла в «Илиаде», воссоединение с семьей Одиссея и его новые тревоги, поскольку судьба посылает очередные испытания.

Есть закономерность и в ритмической упорядоченности расположения эпизо­дов в поэмах.

В композиции «Илиады» и «Одиссеи» присутствует зеркальная симметрия первой и второй половин произведения: «смотру со стены» в 3-й песне «Илиа­ды» соответствует «смотр» в песне 22-й. В «Одиссее» также начало и конец поэм посвящены эпизодам на Итаке. В этой симметрии воплощены мифологические представления древних греков о цикличном движении времени. Можно гово­рить о сферическом устройстве гомеровского космоса.

И в одном, и в другом произведении Гомер развертывает свое повествование не постепенно, а строит его вокруг одного события — в основе поэм лежит дра­матическое единство действия.

Еще Аристотель обратил внимание на особенности построения произведений Гомера: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Также важным в произведениях является «закон хронологической несовме­стимости»: параллельные события изображаются как последовательные.

Язык поэм

Речь в поэмах Гомера — условная, поэтическая, она не является отражением живой разговорной речи. Произведения написаны особенным поэтическим ме­тром — гекзаметром. Это стихотворный размер, в котором каждый стих состо­ит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов.

Для поэм Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розо- перстая», «громовержец»).

Они являются устойчивыми формулами: ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Герои поэм

Цельные, величественные образы гомеровских поэм отмечены человеческой правдой и воспринимаются читателями всех прошедших веков как живые и на­стоящие человеческие характеры. В то же время они отличаются простотой и четкостью изображения.

9 стр., 4317 слов

Маленькое сочинение встреча с сиренами поэма одиссей

... чудовищ, где скитался Одиссей, с другой — в его маленьком царстве на острове Итака и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын ... свету десять лет. О его судьбе и сложил Гомер свою вторую поэму: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, / Странствуя долго ... не собралось бы в поход. Это он привлек в поход юного Ахилла, а без этого победа была бы невозможна. Это он, когда ...

Главным героем «Илиады» является Ахилл — цельная и благородная натура, олицетворение военной доблести в понимании древних греков. В нем нет хитрости и двоедушия. Он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах: иногда им овладевает безумие, он готов истреблять все на своем пути. Это проявля­ется во многих сценах: в надругательстве над трупом Гектора, в убийстве на могиле Патрокла двенадцати троянских пленников. Но Ахилл смягчается, видя перед со­бой слезы и скорбную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.

Симметричен Ахиллу троянский герой — Гектор. Несмотря на то что это представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к сопле­меннику, Гомер и его описывает доблестным и благородным воином. В трудные минуты Гектор всегда впереди всех. Он обладает высоким чувством чести. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные троянские воины пря­чутся в городе. Его уважают и любят все, даже враги склоняются перед его доб­лестью. Его не может ничто поколебать: ни мольбы отца, ни слезы матери. Долг чести в нем превыше всего. Ярче всего характер Гектора раскрывается в сцене прощания с Андромахой, где он предстает как муж и отец.

Одиссей, герой обеих поэм, представляется носителем житейской мудро­сти и предприимчивости. Постоянные эпитеты этого образа — «хитроумный» и «многострадальный». В «Илиаде» он выступает и как воин, и как мудрый советник: взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. В «Одиссее» его образ более сложен: ему приходится проявлять не только изво­ротливость, но и мужество, целеустремленность.

В обеих поэмах, кроме главных героев, присутствует еще много второсте­пенных, которые также обрисованы яркими красками: Агамемнон, Менелай, Парис, Приам, Телемах и др.

Очень выразительны женские образы поэм: Андромаха и Пенелопа. Андро­маха — верная и любящая супруга Гектора, живущая в постоянной тревоге за мужа, который не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, как будто желая «убить себя своей доблестью». Судьба этой героини глубоко трагична. В конце поэмы она оплакивает своего погибшего мужа.

Образом еще одной верной жены в «Одиссее» является Пенелопа. Это образец семейной добродетели и верности. Она находится в окружении недоброжела­тельных людей, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь та­ким образом получить и царскую власть. Но в течение двадцати лет, пока отсут­ствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и верит в его возвращение.

Противоположностью этим двум образам является Елена, героиня «Илиады». Ее легкомыслие и опьянение страстью к Парису приносит неисчислимые стра­дания огромному количеству людей. Но она испытывает горькое сожаление, сознавая свою ошибку. Она кается в этом перед Приамом, а тот прощает ее и бе­рет под свою защиту.

Обе поэмы Гомера несут в себе заряд человечности и являются достоянием культуры всего человечества.