В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим самое замечательной лицо из всей челяди. Это мужчина высокого роста, могучего телосложения и глухонемой от рождения. В руках у него спорится любая работа, потому что природа наделила его необычайной силой.
Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.
Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.
По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.
На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.
Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.
На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.
Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму».
Отношение барыни к герасиму и крестьянам
... герасима и барыни помогите пожалуйста. напишите пример сочинения Рыжее Солнце Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим ... ёл в родную деревню. Этим он выразил свой протест против надменного отношения барыни к дворовым крестьянам. Хоть Герасим и был немым, но он всегда имел своё мнение. Описание ...
Ответ оставил Гость
Глухонемой дворник Герасим — это рассказа «Муму» Тургенева. В этой статье представлен цитатная характеристика Герасима в рассказе «Муму» Тургенева, описание внешности и одежды Герасима, его характера и личности. Смотрите: Все материалы по рассказу «Муму» Кто такой Герасим? Глухонемой Герасим — крепостной крестьянин. Он служит дворником у старой капризной барыни в Москве. Однажды Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Герасим берет собачку к себе, ухаживает за ней и дает ей кличку «Муму». Вскоре собачка Муму становится лучшим другом Герасима. Благодаря Муму жизнь Герасима наполняется радостью и смыслом. Однажды старая барыня приказывает слугам избавиться от Муму. Герасим решает лично утопить собачку. Он не хочет, чтобы это сделал кто-то другой. После смерти Муму Герасим покидает дом барыни. Он возвращается в деревню, где прожил всю жизнь. Характеристика Герасима в рассказе «Муму» Тургенева Герасим — крепостной крестьянин: «…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком…» (раньше Герасим жил крестьянином в деревне) Должность Герасима — дворник: «…дворник Герасим…» «…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником…» (Герасима привезли из деревни город работать дворником у барыни) В обязанности Герасима входят следующие работы: «…Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить…» Герасим — инвалид, глухонемой с рождения: «…глухонемой от рождения…» «…о проделках немого дворника…» «…Герасим ничего не слыхал <…> для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас…» Герасим мычит, когда хочет что-то сказать: «…с ласковым мычанием закивал головой….» «…стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка…» Герасим — мужчина средних лет, «мужик»: «…солнце озарило <…> только что расходившегося молодца…» «…славный мужик…» «…дворник Герасим, мужчина…» О внешности Герасима известно следующее: «…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…» «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…» (рост около 2 метров) «…ветер с родины, – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде…» «…при виде его громадной фигуры…» «…продолговатые и твердые мышцы его плечей…» «…налегая огромными ладонями на соху…» «…протянул свою огромную ручищу…» «…он принагнул тебя своей тяжелой ручкой…» «…ведь у него просто Минина и Пожарского рука…» (памятник Минину и Пожарскому в Москве, отлитый из бронзы) «…под его железными кулаками…» «…скрестив могучие руки у ней на спине…» «…проносили сильные его ноги…» «…пошел, тяжело ступая, в свою каморку…» Рост Герасима — почти 2 метра: «…двенадцати вершков роста…» (рост в два аршина и двенадцать вершков — это 195 см, то есть почти 2 метра)</…></…>
Тургенев муму аргументы. Почему Герасим утопил Муму? Психологический ...
... основу в качестве аргумента к сочинению ЕГЭ. «Муму» — не просто жалостливый рассказ о бедной собачке и глухонемом дворнике, это очень ... чем суть рассказа Анализ произведения «Муму» показывает, что в образе дворника Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные ... это и жестокость, но она характеризует Герасима как доброго человека. Глухонемой решил после этого забыть всю эту ...
— Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
ГЕРАСИМ — «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…», ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.
Предмет: литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/gerasim-samoe-zamechatelnoe-litso-v-rasskaze/
Класс: 5
Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи героя.
2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.
3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Основное содержание:
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж ().
Литературный герой (начальное представление)., Термины и понятия:, Психологизм
Портрет
Пейзаж
Интерьер
Образная система, Планируемые результаты, Личностные:, Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним., Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека., Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий., Метапредметные, Познавательные:, Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять., Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные:
умение планировать свою работу;
- умение делать выводы;
овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение доказывать свою точку зрения.
Предметные, В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение анализировать ;
Почему мне нравится герасим
... Я уверен, что люди, подобные Герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что обладают такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни. Cочинение «Что мне нравится в Герасиме ...
умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.
В ценностно-ориентационной сфере:
умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
- понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
- умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.
В эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
— понимание русского слова в его эстетической функции.
Организация образовательного пространства, Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема, Межпредметные связи: литература — психология — информатика, Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
Ход урока
«Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
I .Орг.момент(2 мин.)
II . Словарная работа(2 мин.)
Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе., Крепостной — крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика., Стадия вызова.
учителя (3 мин.)
Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять., Нет, я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли, Щедрый дар любоваться, Всем богатством земли., Научи беспристрастью,, От бесстрастья уволь, И людское участье ощутить мне позволь, Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души, Не пройти бы мне мимо, Окон, ждущих меня,, Не принять струйки дыма за сиянье огня., Мне б у самых счастливых мудрость их перенять, Вот судьба что пошли мне -уменье понять., Лишь такому богатству нет на свете цены., Дай мне дар докопаться до любой глубины.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:
Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.
Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.
Пейзаж- описание природы в литературном произведении.
Интерьер-, Образная система-
Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами .
Характеристика герасима в рассказе “муму” тургенева: описание ...
... «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации. Но прежде стоит рассказать об одной из ... 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в ... — одно из самых известных Магазин “Все для счастья” (Сочинение-рассуждение) Зашла ... другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой ... судьбу Герасима. Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше ...
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.
Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.
Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа
Ш. Осмысление
Проверка домашнего задания(10 мин.)
1 группа
Прием «Толстые и тонкие» вопросы., Кто? Учащиеся составляют вопросы, по, Как? прочитанному тексту. Затем отвечают
Когда? на них.
С чего?
Почему?
Например: — Кто из героев вам запомнился больше всего?, Как вы думаете, кто убил «Муму»?
2 группа
Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)
«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.
«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»
«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»
3 группа
Инсценировать эпизод
4 группа
Прием — кластер, Каким вы себе представляете главного героя?, Нарисуйте словесный портрет Герасима.
IV .Физкультминутка для глаз(2мин.)
V .Чтение эпиграфа. (10 мин.)
Беседа по вопросам:, Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни…)
Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
«Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“
... в конце рассказа? (Барыня) Составление плана устного отзыва. _-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать? Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». Прежде чем ... совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню. Капитон Климов, башмачник), Карточка №2. … — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам ...
Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме…
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте), Как это стало известно барыне?, Как отреагировала барыня?, Что решила причудливая старуха?, Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это?(Горе его было так велико…)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.
Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру…»(2 мин.)
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы…
КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?, Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день…» (2мин), Барыня велела прогнать собаку со двора, Чтение по ролям эпизода «Осада каморки», Какое решение принимает Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
VI . Беседа по иллюстрации
Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?, Барыня не смогла отнять у него право быть человеком., Чтение заключительного эпизода
Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?
VII . Рефлексия(5 мин.)
Мне больше всего удалось…., Я могу себя похвалить за….
— Я могу похвалить одноклассников за…
VIII . Домашнее задание(2 мин.)
1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.