«Рождение трагедии из духа музыки» — трактат Ф. Ницше. Над этим сочинением Ницше работал в период с осени 1869 по ноябрь 1871 г. Первые варианты заглавия: «Греческая веселость», «Происхождение и стиль трагедии». В январе 1872 г. книга вышла в свет с посвящением Р. Вагнеру, которого молодой философ в то время боготворил. В 1886 г., готовя новое издание, Ницше написал предисловие («Опыт самокритики») и дал новое название: «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм».
В «Рождении трагедии…» Ницше ставит задачу развить учение об искусстве не с помощью понятий и логических уразумений, а в «резко отчетливых образах» двух греческих богов — Аполлона и Диониса. Аполлонийство и дионисийство философ рассматривает как два начала цивилизации и культуры, враждующие между собой, но и дополняющие друг друга. Согласно Ницше, дионисийство есть иррациональная, оргиастическая, «ночная» стихия, тогда как аполлонийство подразумевает порядок, меру и гармонию. Аполлонийство — индивидуально, дионисийство — тотально. Детища Аполлона — пластические искусства и в первую очередь скульптура с ее упорядоченностью форм и пропорций. Творение Диониса — музыка, погруженная в мир чувствований и страстей. Из духа музыки рождается древнегреческая трагедия, сохраняя связь с ней в экстатических плясках и песнопениях хора, в патетическом строе действия.
Исследуя «ночную» символику дионисийства, Ницше бросил вызов новоевропейским рационалистическим концепциям аттической культуры, опиравшимся на знаменитую формулу Винкельмана «Спокойное величие и благородная простота». Философ открыл иную Элладу, где космос и хаос образуют диалектическое единство, что в представлении Ницше демонстрирует идеальное состояние культуры. Дальнейшую ее эволюцию Ницше расценивает как деградацию, в ходе которой происходит омертвение культуры, опирающейся теперь на «ученые подражания», следующей рационалистическому принципу «всё должно быть разумным, чтобы быть прекрасным».
Книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» явилась манифестом эстетизма, для которого «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности».
В «Опыте самокритики» Ницше определял задание трактата как попытку «взглянуть на науку под углом зрения художника, на искусство же под углом зрения жизни». Мифологическая символика и демонстративная литературность труда Ницше вызвали резкую отповедь со стороны ученых кругов. Можно утверждать, что автор «Рождения трагедии из духа музыки» произвел переворот в гуманитарном сознании. Под его влиянием сциентизм XIX века с его кодексом «науки логики» сменяется в XX столетии разнообразными попытками синтезировать научное, художественное и мифологическое мышление. Впоследствии в философской эссеистике и литературной критике получает широкое хождение оппозиция аполлонийского и дионисийского начал, нередко приобретающая оригинальные, независимые от Ницше толкования (например, у В.И. Иванова).
Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя ...
... культуры (Л.А.Рапацкая), методологической культуры (Э.Б.Абдуллин), музыкально-эстетической культуры (Р.А. Тельчарова), вокально-хоровой культуры (А.Ю. Любомудрова). Вокально-педагогическая культура учителя музыки, являясь подсистемой профессионально-педагогической культуры, имеет свои специфические особенности: она включает в себя вокальную педагогику ...
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998