Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени охватывает период к. 17—19 века. Хотя в истории принято считать началом Нового времени — французскую буржуазную революцию 1789 года. В данном случае можно наблюдать хронологическое несовпадение культурной и исторической периодизации. Основными базовыми ориентирами возникновения данной культуры принято считать развитие буржуазного способа производства и ориентация на развитие человеческой индивидуальности.

Каждый период Нового времени отличается своеобразием:

  • 17 век — становление капитализма.

— 18 век — Просвещение (выдвижение проблемы полной свободы человека, стремление к атеизму, материалистическая картина мира, экспериментальные методы познания, не поиск истины, а поиск путей ее познания, промышленная революция, развитие торговых отношений, рождение третьего сословия, расцвет науки и рационализма).

Происходит заметный разрыв с философией. Те, кого считают просветители философами (Вольтер, Монтескье, Дидро) скорее могут быть отнесены к идеологам. Философия изначально стремится выйти за рамки человеческого знания, а просветители основывают свое знание исключительно на человеческом разуме.

— 19 век — (развитие крупной буржуазии, развитие промышленности, нарастание социального расслоения в обществе, развитие национального самосознания, обострение социальных противоречий, небывалый научно-технический прогресс).

Мироощущени

  • научность (в основе которойгениальные творения Паскаля и Декарта);
  • рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);
  • вера в прогресс; Миф о прогрессе – главный миф нового времени. Через прогресс человек пытается еще раз утвердить идею антропоцентризма.
  • абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);

— понимание личности как сложное и противоречивое явление. У Паскаля – есть две реальности – Вселенная и человек. Первая могущественна, вторая – возвышенна. Разум в человеке проявляется только тогда, когда он осознает свое ничтожество. Ларошфуко в «Максимах» пишет о том, что человек – это существо, движимое страстью. Страсть не настигает человека, а возникает из него. В ней он не страдает, а самоутверждается и самопроявляется.

— Наследница бюргерства – буржуазия. Но ее сущность не в городской принадлежности, а в добывании богатства. С 18 века буржуа уверенно заявляют о себе и проявляют свое господство в культуре. Вершина – 19 век. Антагонистом буржуа выступает дворянство. С 20 века проявляется кризис буржуа. Но Запада культура отличается однородностью. Дворянство практически исчезло.

9 стр., 4223 слов

Золотой век русской культуры (2)

... человеческого братства и всемирного счастья. 1. «Золотой век» русской культуры Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма ... прогрессу. И, тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки ним Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, ... превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и ...

— Идеи буржуа сформулированы Бенджаменом Франклином в «Автобиографии». К богатству ведет не только неустанный труд и предприимчивость, но и неустанная работа над собой. Франклин выделяет 13 добродетелей, среди которых такие как выдержанность в еде и питье, немногословность и способность избегать пустых разговоров, порядок, решительность и неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность и отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота и опрятность одежды и помещений, спокойствие и умение не беспокоиться по мелочам, целомудрие и скромность. Он пишет о деньгах, что они должны служить сами себе и идти в рост. Человеку же в его системе отводится скромное место рядом.

17 век

17 век явил основные предпосылки развития культуры Нового времени, к которым можно отнести следующие:

книгопечатания

— великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).

естествознания

промышленные открытия и техническое развитие

урбанизация

формирование классов

становление светского искусства

Просвещение

Термин «Просвещение» был веден в трудах Гердера и Вольтера, окончательно в научный обиход его ввел Кант. До этого век называли веком разума.

Европейское Просвещение — исторически-конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей, что привело к появлению специфических черт культуры эпохи Просвещения. В основе просвещения лежит идея о том, что разумность дана человеку природой. Речь идет не о результате, а о процессе и перспективе человеческого развития.

Просвещение стало в культуре первым последовательным движение секуляризации. Человек перестает ощущать себя сотворенным Богом, а мыслит себя как природное существо.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению . Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идеология и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Человек не просто становится в центре мироздания, но и признается в качестве основного объекта и орудия активного воздействия со стороны самого человека в целях совершенствования мира и человеческого сообщества.

5 стр., 2253 слов

Контрольная работа: Культура эпохи просвещения

... настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто. Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для ... расчищен путь для молодого, амбициозного, более современного периода мировой цивилизации – капитализма.[2] Итоги революции: 1. Консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм ...

предпосылок

Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. В связи с этим необходимо выяснить смысл понятия «капитализм », чтобы понять значимость этого явления во всемирной истории. Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» приводит великолепное определение: «Экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом». Исходными компонентами капиталистического развития являются технический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. В европейской модели позднего феодализма они взаимообусловливали друг друга и были связаны со структурными особенностями социально-политической подсистемы общества, а также окружающей природно-географической средой (умеренный пояс и дифференцированное плодородие почвы).

сословной монархии.

Полицентричная структура сословных монархий , характеризующаяся балансом ее отдельных элементов, создает предпосылки для перехода от традиционной распределительной экономической политики к рыночной организации . В рамках последней торговля и денежное хозяйство активизируют технический прогресс, превращая его в новую европейскую традицию. Естественно, что обрисованный механизм не смог бы успешно «заработать» без подключения чисто европейских культурно-цивилизационных особенностей (христианства, прежде всего «протестантского духа», и античного наследия, в частности рецепции римского права).

Таким образом, в Западной Европе стал осуществляться переход от статичных социальных образований к стабильным саморегулирующимся общественным системам (капитализм и есть такая система), не имеющим аналогов в предшествовавшей истории человечества, включая и греко-римскую.

Истоки этой культуры

  • в гуманистической мысли Возрождения,
  • в рационализме Декарта, политической философии Локка, где «идеи эпохи Просвещения впервые нашли всестороннее, ясное и глубокое объединение…» (В.

Виндельбанд),

  • в английском деизме,
  • в достижениях математики, естествознания и точных наук XVII в.

Генезис Просвещения находится в центре внимания современной историографии. Так, американский исследователь П. Гей в своей уже ставшей классической работе «Просвещение: Интерпретация» называет период с 1300 до 1700 г. «предысторией Просвещения». Эти четыре столетия явились временем, когда были восстановлены разорванные связи с античной языческой философией, выступающей предтечей просветительской идеологии. Философия Ренессанса также во многом обогатила Просвещение, и, хотя ренессансный период в основном был религиозным, философы были заняты поисками компромиссной формулы, которая позволила бы совместить языческую философию с христианскими верованиями, «светскость и благочестие, классику и христианство» (П. Гей).

4 стр., 1945 слов

Проблема неравнодушного отношения к жизни умения человека удивляться аргументы

... так подействовала на Дагни, будь она равнодушна к жизни. Заканчивая сочинение, хочется сказать, что равнодушие — источник многих бед. Жизнь таких людей скучна и однообразна. Так, может, для того, чтобы ... представить себе удивление ученого и его желание в дальнейшем изучить вирусы. Итак, способность удивляться является двигателем научной мысли и прогресса человечества. Посмотреть все сочинения без ...

приоритет Англии

во Франции

немецкого Просвещения

  • догматическая теология и библеистика,
  • моральная и пасторальная теология,
  • образование священников
  • и орденская жизнь,
  • проповедничество в сопоставлении с экономическими и социальными проблемами,
  • литургия и
  • практика благочестия.
  • К этому следует добавить реформу преподавания религии в связи с преобразованиями всей школьной системы и новыми потребностями педагогики.

Общая характеристика

Главной идеей просветителей было — вера в мощь и силу человеческого разума, который способен изменить жизнь человечества к лучшему. Просветители считали, что все беды человечества происходят из-за невежества . Поэтому особое место в культуре данного времени принадлежит философии . Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности и в искусстве, к правдивости чувств: «Не надо остроумия, не надо эпиграмм, не надо изысканных мыслей; все это слишком далеко от простой природы», — восклицал Дидро. Однако в художественных произведениях они приводили к сентиментальности. Обильно чувствительные излияния прекраснодушных героев буржуазного романа 18 века, потоки умилительных слез, изображения робких девушек, прижимавших к груди голубка, были в действительности очень далеки от естественного выражения.

христианская идея теряет свою силу,

космополитизму

научность

Наиболее характерной чертой ученых середины XIII в., по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. «Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, — подчеркивает В.И. Вернадский, — окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией». То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.

рационализм

мировоззренческие и политические системы

идея прогресса

абсолютизация значимости воспитания

Ж.-Ж. Руссо

Контрреформации,

Деятели католического Просвещения занимались также переработкой молитвенников, чтобы ими заменить книжки по благочестию, изданные в XVII в. иезуитами, кармелитами, францисканцами и доминиканцами. Последние пропагандировали своеобразный фанатизм в поклонении святым, в исполнении религиозных церемоний и специальных обрядов. Вероятно, ни в какой другой эпохе не появлялось такого количества молитвенников, как в этом необычайном периоде заката католического Просвещения, когда педагогика развивалась одновременно с паровой машиной. Несмотря на громадное разнообразие, общей чертой всех этих публикаций является постоянное обращение к человеческому разуму. В качестве примера можно привести «Полный молитвенник для христиан-католиков» И.М. Зайлера, изданный в 1784 г.; он был известен во всей северо-западной Европе и пользовался славой еще во второй половине XIX в. Автор постоянно обновлял этот молитвенник, что позволяет проследить эволюцию от просвещения до романтизма. Так как И. Зайлер был одним из крупных деятелей религиозного возрождения эпохи романтизма, то эта эволюция представляет собою одно из наиболее интересных и поучительных явлений в истории религии и цивилизации.

16 стр., 7601 слов

Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...

... жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и ...

Очищение литургических практик — одна из главных целей католического Просвещения. Его сторонники в своем стремлении поместить алтарь в центре храма на простом столе, убрать боковые алтари и устранить монологический характер святой обедни выглядят весьма современно. Среди них было немало таких, кто глубоко постиг жизнь церкви первоначального христианства и требовал возврата к ее простоте (Гразер, Блау, Дорш, Веркмайстер, Винтер и др.).

Они выступали

  • против тихого исполнения молитв во время мессы, считая, что все, в том числе и канон, следует произносить громко.
  • Они также стремились исключить церковную латынь,
  • устранить из храмов все статуи и реликвии,
  • полностью уничтожить культ святых и благословения святого причастия.
  • Они требовали также существенного сокращения молитв и приспособления их к потребностям современного человека,
  • выступали за резкое сокращение числа обязательных праздников и
  • остро критиковали паломничество и чудотворные места.

Католическое Просвещение имело и свои слабые стороны, что проявлялось в бесчисленных катехизисах , издаваемых в конце XVIII в. почти всеми немецкими католическими приходами и распространяемых в Швейцарии и Нидерландах. Интересная особенность некоторых из этих катехизисов — весьма сильное стремление к межконфессиональной общности. Авторы старались так излагать материал, чтобы катехизисами могли пользоваться также и дети протестантов. В ряде катехизисов ощущается сильная струя просветительства — в них выражается презрение к догматам и признается первенство натуральной морали над религией.

техногенностью

Техногенная цивилизация начала разбег в XVII— XVIII вв., в эпоху подготовки и развертывания первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений. К числу истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущностные связи вещей, их природы и законов, в соответствии с которыми могут изменяться вещи.

рост знания

принцип самооценки объективной истины

требование постоянной новизны как результата исследования

-Возникшие в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, эти две ценностные установки переплавились в присущие науке нормативы ее внутреннего этоса: запрет на умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (политическим, идеологическим, религиозным и др.), табу на плагиат, установка на формирование целостной картины человека •и природы как результата объективного исследования мира, рациональность и универсализм в подходе к миру. Известно, что окончательное утверждение статуса науки со всеми ее нормами и идеалами произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизнедеятельности.

13 стр., 6479 слов

«Искусство восполняет недостатки природы.». «Искусство ...

... духовной жизни древнего человека. Это древнейшее искусство родилось одновременно с появлением человека. Он присущ абсолютно ... разных групп 11 . Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов ... постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается ...

с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности.

возможность предвидения поведения объективного мира.

Государство и власть

Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о «врожденных идеях». В противовес ему Локк утверждал, что не существует «врожденных идей», а поэтому нет и людей «голубой крови», претендующих на особые права и преимущества. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум — главный критерий истины и справедливости. Следует отметить, что широкое распространение среди французских просветителей получил сформулированный Локком принципразделения властей . Интересно, что именно в английском Просвещении родился прагматизм — философия выгоды, которая является «конкретной, практичной и развлекательной» (Р. Портер).

Ее появление связано с тем, что деньги стали «новым культом» эпохи с ее гражданским и политическим порядком. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения — Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.

  • Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах

Жан Мелье —

Ж.-Ж. Руссо

«третье сословье»,

Искусство

литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kultura-raznyih-stran/

мемуары и эпистоляры

мысль о единстве человека и его культуры.

Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода.

Еще в канун Просвещения в Италии Вико говорил: «Существует необходимо в природе один умственный язык, общий для всех народов». Головецкий в труде «О человеке» утверждал, что «различие вкусов у людей предполагает лишь небольшие различия и оттенках их ощущений», в принципе же все народы обладают одинаковыми возможностями для развития. Для доказательства он сослался на «единообразие народных пословиц» у разных народов.

представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы.

Новое дыхание после непродолжительного упадка получает театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин).

Уже в 18 веке театр становится мощным средством просветительской идеологии В Англии появляется новый жанр — мещанская драма , где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше . В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов , а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам, «Принцесса Турандот»).

4 стр., 1927 слов

Стиль Барокко в 18 веке

... европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо. Объект исследования - Западноевропейское и русское искусство XVII-XVIII веков. Предмет исследования - стиль барокко в русском искусстве. Цель курсовой работы – выявить особенности русского барокко. Задачи курсовой работы: 1. ...

В 18 веке в театре особенно ярко проявилась идейная борьба двух направлений к подходу исполнения на сцене: «переживания» и «представления ». Для первого характерным оказывалось такое исполнение, когда артист сильно трогает сердца зрителей, заставляя глубоко сопереживать своему герою. Иногда дело доходило до того, что артисты, находясь в состоянии экстаза лишали себя жизни прямо на сцене.

Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

Концерты, организовываемые Генделем стали новым явлением в музыкальной культуре —они предназначались не только для придворной аудитории, а для широких кругов слушателей. Основными жанрами в творчестве этого композитора были концерт, оратория и сюита.

оперного искусства

танцевальная музыка

клавесинного искусства

Луи Куперен

Жан-Филип Рамо

национальной оперы

Еще одно важное событие, послужившие значительным толчком к развитию музыкального искусства в области фортепианной музыки явилось новшество, связанное с использованием при игре всех пальцев. До этого большие пальцы не использовались, а игра строилась по принципу перекладывания пальцев.

В живописи появляется жанр натюрморта , направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической . Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм ». Микеланджело да Караваджо первый ввел реалистические сюжеты народного быта в живопись.

художественных направлений

Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения. Барокко (Ит. странный, причудливый) — стилевое направление в искусстве Европы к. 16 — сер. 18 вв., возникшее в Италии и распространившееся в большинство Европейских стран. Барокко тяготеет к эффективности, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременному точному разделению в жанровых характеристиках.

Эпоха барокко рождает своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному, что проявляется в лозунге: весь мир — это театр (Шекспир «Как вам это понравится»).

Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр «Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном смысле.

Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живописи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей.

7 стр., 3331 слов

Художественная культура Нового времени (барокко, классицизм, рококо, реализм)

... партеры, бассейны, боскеты; городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Художественная культура барокко допускала в сферу ... начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая ...

Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих. Римский император Тит в трагедии Корнеля «Тит и Береника» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».

Научное обоснование, данное немецким астрономом Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел, несмотря на их вечное движение, созвучно идее динамизма, эллиптическим очертаниям и заданности форм архитектуры, живописи и литературы эпохи барокко. Острое ощущение несущегося времени, поглощающего всё и вся; чувство тщетности всего земного, о которой твердили поэты и проповедники всей Европы; могильный камень, неизбежно ожидающий каждого и напоминающий о том, что плоть смертна, человек — прах, — все это, как ни странно, вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой барочной поэзии, авторы звали людей срывать цветы удовольствий, пока вокруг бушует лето; любить и наслаждаться многоцветным маскарадом жизни. Знание, что жизнь окончится как сон, открывало ее истинный смысл и цену для тех, кому улыбалась удача. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого жизнелюбия и силы.

При Людовике 15 абсолютизм переживает упадок: огромные средства тратятся на роскошь и удовольствия по принципу «После нас хоть потоп». В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль — рококо, для которого характерно:

  • тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта,
  • изысканность и утонченность,
  • внутренняя динамичность,
  • миниатюрность форм,
  • игрушечность,
  • обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков).

Рококо исследователи рассматривают как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в.).

Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения эволюции формы — динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они как бы забыли о здании, самой архитектуре и переключились на того, собственно для чего оно предназначалось: начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши.

6 стр., 2807 слов

Голландия 17 века. Искусство Голландии 17 века

... Живопись в интерьере...............................................................................11 7. Творчество Вермера Делфтского..............................................................12 II. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна..........................................13 I .Искусство Голландии 17 века. В XVII в. Голландия ... и создает наиболее глубокие произведения. ... в конце жизни. В ...

  • классицизм XVIII в.

Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо — первый безордерный стиль европейского искусства за многие века.

Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту — «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретностью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства — выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания.

Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности.

сентиментализм

Столкновение индивидуальности с обществом, с трагедиями бытия, переход идеала в сферу неосуществимой фантазии приводят в XIX столетие, когда буржуазный индивидуализм и атомизация общества кладут конец явлению стиля как крупной историко-художественной категории.

Быт и нравы

культа женской красоты

Особенно популярными среди знати становятся высокие каблуки , появление которых иногда связывают с особо грязными улицами городов того времени. Каблуки носили как женщины, так и мужчины. Вообще направления развития моды переносятся в нижнюю часть: особое назначение приобретают чулки и подвязки, которые ограничивают зону дозволенности легко флирта, поднимая его до места чуть выше колена. Демонстрация нижнего белья так же считается допустимой и желательной (поэтому в моду входит качание на качелях).

В особом почете находятся декольте , отличающиеся максимальной глубиной.

цветовая гамма

дамских аксессуаров

остановить время

Италия – Галилей, Монтеверди, Караваджо, бернини.

Испания – Кальдерон, Рибера, Сурбаран, Веласкес

Голландия – Спиноза, Рембрандт, Вермер.

Фландрия – Рубенс, Йорданес, Ван Дейк

Живопись 17 века интересуется проблемой света и оптической иллюзии, воздушной перспективы и изображением атмосферы, влажного, прозрачного воздуха.

Основные стили 17 века – барокко и классицизм. В барокко синтез искусств строится по принципу субординации, на основе соподчинения живописи и скульптуры архитектуре. Геометрические формы барокко – овал, прямоугольник, изгиб. Наиболее ярко проявилось барокко в итальянской архитектуре., т.к. было обусловлено влиянием католической церкви. Барокко славится ансамблями, площадями, фонтанами, лестницами.

В скульптуре барокко – подобие земных страстей Бернини – «Экстаз св. Терезы» (облако из мрамора).

Скульптура зависит от среды, воздуха, света, воды.

Бернини создает новый принцип работы с натурой, заставляя ее двигаться. Это дает экспрессию движению («Давид», «Аполлон и Дафна»).

Во Фландрии барокко приобретает реалистические черты: темы природы, праздника, жизни, здорового человека. Питер Пауль Рубенс Писал в нарядной одежде, беседовал и диктовал письма во время работы. Более 3 000 картин.

Барокко в музыке – Монтеверди, опера.

Классицизм

Зародился во Франции и связано с абсолютизмом. Идеал, совершенство героя, прославление власти, стремление к переустройству общества в морали. Пример – Версальский дворец. Важная часть классического ансамбля – парк и скульптура ландшафта.

Никола Пуссен – трактат о живописи – 4 элемента 2величественного стиля» — содержание, толкование, построение и стиль. Все лишнее надо отбросить. В основе – идеал прекрасного, построенный на пропорции, мере и форме. У Пуссена композиция всегда упорядочена – сюжет разворачивается на переднем плане. Главное отдано рисунку, линии. Самый высокий жанр – исторический, куда входили и сюжеты из Биюлии. В Академии была разработана система правил соответствия жестов душевным состояниям – страху, гневу, радости и т.д. Так классицизм перерос в академизм.

Внестилевая линия ИИ в 17 веке

Они не решали социальные задачи и не имели общественных программ.

Караваджизм – реалистические тенденции в живописи. Искусство, направленно не отражение реальности, без приукрашивания. Портрет как познание личности. Голландец Франс Халс «Веселый пьяница» У Рембрандта 100 автопортретов как новых граней самопостижения.

В Голландии –расцвет «бессюжетной живописи» для украшения бюргерских домов. Пейзажисты делятся на маринистов, анималистов, городских пейзажистов и т.д. Они – «малые голландцы».

В 18 веке – рококо, сентиментализм, предромантизм. Жан Бастист Шарден – открыл мир домашних вещей, развив жанр натюрморта. Картины Жана Батиста Грез – представляют направление сентиментализма («Деревенская невеста», «Балованное дитя»)

Жак Луи Давид – искусство призвано просвещать народ, возбуждать патриотизм, возвышать человека над повседневностью. Он первый начал археологически точно изображать римские аксесуцары и артефакты, повлияв на рождение ампира.

Добавки

В 17 веке особая мода на пудру. Ее наносят на кожу, смешав с яичным белком толстым слоем Елизавета I (16 в.) на слое пудры прорисовывала голубоватые кровеносные сосуды, подчеркивая полупрозрачность кожи. Были популярны специальные книжки, вырвав листок из которой женщина могла прижать его к щекам и окрасить их розовый цвет —ее называли «испанская бумага». Еще одно приспособление этого времени: специальные шкафы, забираясь в которые и дергая за специальное приспособление на голову и плечи женщины равномерно высыпалась порция пудры.

Духи употребляют как средство борьбы с зловонием, господствующим на улицах (нет канализации) и плохими зубами. Одеколон был изобретен в 1709 году итальянцем Джованни Мари Фарина. Его готовили на виноградном спирте.

В 18 веке в моду вошли накладные брови из кусочком мышиных шкурок. За щеки клали специальные шарики, чтобы создать эффект пухлого лица.. Косметика была так сложна, что дамы для прорисовки лица приглашали художников.

Мушки из тафты или бархата имели форму кружочков, карточных мастей, цветов, зверей, запряженных колесниц и даже скачущих блох. Они были черного или красного цвета и выполняли две функции: скрыть недостатки кожи и как специальный тайный язык. Лепить можно было много мушек, иногда до 18. Они часто отклеивались и поэтому дамы носили целые коробочки с ними. Мушка в уголке глаза означала Хочу познакомиться, на верхней гумме – призыв к поцелуям, середина лба – влюбленность, под левой щекой – страсть, на правой руке – легкомысленные отношения.

Язык веера: резкое закрытие – я вами интересуются, положить веер на грудь я готова к знакомству, приоткрытый веер на одну фазу – дружба, три створки – любовь, при версальском дворе только в присутствии королевы допустимо открывать полностью веер.

Банты в эпоху рококо носили везде. Слово бант —gallant стала основой названия «галантный век».

Самый распространенный способ знакомства у мужчин – предложить понюхать табак.

Платья носили прямо на каркасе без белья. Рубашка приходит в моду в 18 веке и распространяется широко только в 19 веке.

Блошиный мех – особый аксессуар из меха соболя, куниц и др. зверьков в виде куска или пугала зверька, богато украшенного камнями в качестве блохоловки.

Пуговицы с зеркалами и портретами кумиров, часы. Пуговиц было огромное количество.

В театре на первое место выдвигаются диалоги. На сцене преобладает бытовой костюм. Но костюмы артистов того времени были образцами для публике.

Пассионарные личности 17-18 веков

Бах Иоган Себастьян (1685—1750)—немецкий композитор и органист, автор произведений, связанных с культовой тематикой в различных жанрах, но обогащенных жизненными образами. Мастер полифонии. Наиболее известны произведения: Хорошо темперированный клавир», «оратория «Страсти по Иоанну», месса си-минор и др.

Бойль, Роберт

Бомарше, Пьер Огюст Карон (1732—1799)—французский драматург, автор знаменитых комедий «Сивильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», где изображен конфликт между представителями третьего сословья и дворянами.

Буше, Франсуа (1703-1770)—художник, представитель рококо, автор картин «Пастушеская сцена», «Туалет Венеры», «Триумф Венеры», «Купание Дианы».

Ван Дейк Антонис (1599-1641)—фламандский живописец, представитель барокко, создатель жанра парадного аристократического портрета. Он отличался завидной работоспособностью. Особенно знамениты его автопортреты. Среди знаменитых работ: «Карл Первый на охоте».

Ватто Жан-Антуан, Виланд, Кристоф Мартин, Винкельман, Иоганн Иоахим

Вольтер, (Франсуа-Мари Аруэ) (1694—1778)—представитель французского просвещения, писатель, поэт, драматург, историк, философ. Боролся с церковью и абсолютизмом, а не религией. Автор знаменитого выражения: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Автор поэм «Орлеанская девственница», повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», автор «Философского словаря». Большую историческую ценность представляют и дошедшие до нас «Философские письма».

Вольф, Каспар Фридрих

Гайдн Йозеф (

Гарвей Уильям (1578—1657)—английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал законы кровообращения. Основной труд: «Анатомическое исследование о движении крови и сердца у животных». Первым высказал мысль, что все живое выходит из яйца.

Гельвеций, Клод Адриан, Гердер Иоганн Готфрид, Гете, Иоган Вольфганг, Глюк Кристоф Виллибальд

Гоббс Томас (1588—1679)—английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма, где геометрия и механика рассматриваются как идеальные образцы научного мышления. Основные сочинения: «Левиафан», «Основы философии», «О теле», «О гражданине», «О человеке».

Гольбах Христиан (1690—1764)—немецкий математик, один из первых академиков Петербургской Академии наук.

Гольдони, Карло

Гоцци Карло

Гроций Гуго

Давид Жан Луи

Декарт, Рене, Дефо, Даниель

Дидро, Дени

Кампанелла Томмазо, Кант Иммануил, Клопшток, Фридрих Готлиб

Корнель Пьер (1606—1684)—французский драматург, поэт. Среди известных пьес: трагикомедия «Сид», трагедии «Гораций», «Цинна», «Полиевк».

Куперен Франсуа (1668—1733)—французский композитор, клависинист, органист.Немало пьес Куперена основано на остроумных звукоподражаниях: «Будильник», «Щебетание», «Вязальщица», «Кукушка». Для мелодий этого времени характерно богатая украшенность мелодии, которая иногда даже превалирует над самой мелодии. Орнамент украшений овивает мелодию, как и лепные украшения в изобразительных видах искусства рококо.

Ламетри, Жюльен Орфе де, Латур Морис-Кантен, Лейбниц, Готфрид Вильгельм, Лессинг, Готхольд Эфраим

Локк, Джон (1632—1704)—английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Разработал эмпирическую теорию познания, считая, что все знания происходят от опыта. Основоположник ассоцианизма в психологии. Наиболее известная работа: «Опыт о человеческом разуме».

Мариотт, Эдм, Мильтон, Джон

Мольер (Жан-Батист Поклен) (1622—1673)—французский комедиограф, актер, реформатор театра, создатель жанра «высокой комедии». Соединил классические традиции с народным театром. Автор пьес: «Дон Жуан» «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф или Обманщик».

Монтеверди Клаудио, Монтескье, Шарль Луи (1689—1755)—, Моцарт Вольфганг Амадей

Ньютон Исаак (1643—1727)—английский математик, астроном, физик, механик. Сделал первые шаги в объяснении света. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения и движения небесных тел. Основные работы: «Математические начала натуральной философии» и «оптика».

Паскаль, Блез

Песталоцци И.Г. (1748—1827)—швейцарский педагог, один из основателей педагогики как науки.

Пёрселла, Генри (ок.1659—1695)—английский композитор, создатель первой английской национальной оперы («Дидона и Эней»).

Пристли, Джозеф

Рамо Жан-Филип(1683—1764)—француз кий композитор и музыкальный теоретик. Повлиял на зарождение особого жанра оперного искусства—ярмарочной комедии. Наиболее известные произведения: «лирическая трагедия «Ипполит и Арисия», опера-балет «Галантная Индия», многие клавесинные пьесы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)—величайший художник голландского барокко. Для его живописи характерны стремление к психологизму, виртуозность техники письма, экспрессивность и тяготение к реалистичности. Любимым жанром является портрет и историческая картина. Наиболее знамениты «Портрет ученого», «Апостол Павел в темнице», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», большое количество автопортретов. Рембрандт прославился как выдающийся мастер светотени, которую он использовал для передачи тончайших психологических переживаний своих героев.

Рубенс Питер Паул (1577—1640) —глава фламандской школы живописи, ученый-гуманист, философ, археолог, коллекционер (знаток нумизматики), государственный деятель и дипломат. Современники называли его художником королей и королем художников. Благодаря помощи своих подмастерьев Рубенс считается одним из наиболее плодовитых художников в Европе. Наиболее известные работы: цикл картин «История Марии Медичи», «Возвращение жнецов», «Камеристка».

Руссо Жан-Жак (1712—1778)—французский писатель и философ, просветитель, представитель сентиментализма в литературе. Трактовал частную собственность как причину социального неравенства, отмечал противоречивость прогресса цивилизации, разграничил понятия природного-естественного и культурного-искусственного как противоположных начал. Основные труды: «Рассуждения о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании», «Исповедь». Автор стихов, комедий, поэм, опер, мелодрамы «Пигмалеон».

Свифт, Джонатан (

Спиноза Бенедикт (1632—1677)—нидерландский философ-пантеист. Согласно его взглядам мир познается геометрическими методами, а человек—неотъемлемая часть природы. Основные труды: «Богословско-политический трактат» и «Этика».

Стефенсон Ждордж, Торричелли, Эванджелиста, Уатт Джеймс, Филдинг, Генрих

Фултон, Роберт (1765—1815)—американский изобретатель первого в мире колесного парохода «Клермонт».

Халс,Франс (1585—1666)—живописец голландской школы, портретист. Среди его прославленных работ частные, интимные, миниатюрные, заказные и парадные портреты, среди которых особо знаменательны групповые портреты, ставшие специфически голландскими, так как в них проявились характерные для бюргерства черты корпоративизма. «Фирменным знаком» Холса можно считать умелую передачу разнообразных оттенков смеха. Наиболее знаменитые его картины: «Шут, играющий на лютне», «Веселый пьяница», «Поющие мальчики», «Ребенок с кормилицей».

Шарден Жан Батис Симеон (1699—1779)—французский живописец, работавший в жанрах натюрморта и бытовой сцены из жизни третьего сословья. Наиболее известные работы: «Медный бак», «Прачка».

Шеридан Ричард Бринсли (1751-1816)—английский драматург, работавший в жанре комедии нравов. Наиболее известные произведения: «Школа злословия», «Соперники», «Поездка в Скарборо».

Шиллер Иоган Кристофор Фридрих (1759—1805)—немецкий драматург, поэт и теоретик искусства. Создатель теории эстетического воспитания как способа построения справедливого общества. Наиболее известные произведения: «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль».

Энгр Жан Огюст Доминик (1780—1867)—французский живописец. Представитель строгой академической школы живописи и классицизма. Для его картин характерны господство линии, контура, локального цвета, которые довольно рационально передают содержание. Чувственное начало слабо выражено. Наиболее известные работы «Одалистка», «Источник», «Апофеоз Гомера».

Европейская культура 19 века

Историческая справка

19 век начался для Европы с потрясений, вызванных наполеоновскими войнами . Франко-прусская война способствовала завершению образования в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США. Столкновение экономических и политических интересов между этими странами станет причиной ряда войн 20 века. В США главным событием века была война Севера и Юга, закончившаяся победой северян. Официально эта война велась за освобождение негров, но на самом деле ее причиной явились экономические противоречия. События этой войны отразились в появлении нового жанра литературы, получившего название «вестерн».

Продолжался процесс колонизации . Крупнейшими колониальными государствами стали Англия, и Испания. В начале 19 века в испанских колониях Америки началась освободительная борьба, освободившая большое количество территорий.

В 19 веке на смену лидерства философии приходит наука и техника. О.Конт – закон трех стадий развития человечества – теологическое, метафизическое, позитивистское. Происходит научно-промышленная революция , оказавшая серьезнейшее влияние на всю мировую культуру. В 19 веке активно строились железные дороги, появились пароходы и подводные лодки, был изобретен двигатель внутреннего сгорания и создан автомобиль, в конце века начинается эра воздухоплавания; были открыты электричество и радио, началось их практическое применение, был изобретен телефон и телеграф, фонограф и граммофон; возникли фотография и кино.

Мироощущение

Мироощущение человека XIX века не является целостным, а скорее представляется как динамичный процесс сменяющих друг друга состояний. Это век разочарования в реальности идеалов Великой французской революции , когда идеи свободы, равенства и братства вступают в конфликт с социальным эгоизмом третьего сословия.

Декаданс — общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала ХХ века в искусстве. Его мироощущение, связанное с ощущением негатива в том мире, который дан человеку в его современности и предчувствия больших перемен, которые должны произойти в результате деятельности самого человека, неприятием жизни, индивидуалистическим пессимизмом и эстетизацией небытия. Ситуация декаданса, упадка культуры рождает интерес к человеческим проблемам существования — экзистенции. Познание мира и познание человека, т.е. внешний и внутренний мир уже не интересуют человека. Главной проблемой становится проблема существования, выживания. 19 век породил тенденции, обусловившие начало кризиса европейской культуры. В основе этих тенденций лежал процесс

1.опережения темпов технического освоения мира от темпов осознания результатов этих процессов;

2.Выход на историческую арену огромных масс людей;

3.Отказ от предшествующих традиций;

4.Наступление эпохи массовой культуры.

Романтизм

Романтизм – это реакция на идеи просвещения с его культом разума. Разница в миропонимании у просветителей мир познается разумом, у романтиков – интуитивно, механизм – организм, прозаичность и поэтичность, утилитарность и эстетичесность, религия и наука – религия и искусство.

Просветители высшей реальностью признают природу. Романтики – выдвигают саму жизнь. Просветитель видел ценность природы в ее законах, а романтик – в продуктивно-творческом начале. Природа просветителя космична, а у романтика—хаотична.

Кризисность жизни и трагедия романтика в том, что это человек другого мироощущения, но живучего в мире, созданном просвещением.

У просветителя в качестве аналога профанно-сакрального выступает оппозиция света и тьмы, а у романтика – прозаического и поэтического. Романтизм в некотором смысле близок к Ренессансу.

Особое место в романтизма занимает тема любви.

Характеристика культуры

Главной чертой культуры 19 векастановится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.

секуляризации

археологии

сциентизм

Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития . Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.

учения о государстве

либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.

расцвет философии

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые утверждали, что первичной является бытие, а вторичным — знание. Движущей силой в общественном развитии является классовая борьба.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько учений, философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.

Позитивизм

В философии жизни основным понятием выступает понятие жизни, рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как

  • Естественное начало в противоположность механическому;
  • Как космическая сила, «жизненный порыв»;
  • Как источник неповторимых образов культуры, которая противопоставляется механической цивилизации.

Искусство

Значительные изменения произошли в социальной стороне художественной культуры: искусство все больше становилось предназначенным для самых широких слоев общества. Коммерционализация искусства развивало и его популяризацию. Все большее значение получают публичные выставки и концерты, развиваются зрелищные виды искусства.

классицизм

романтизм

Романтизм как течение художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Например, в Германии романтизм представлен деятельностью представителей так называемой иенской школы, среди которых можно назвать: Виольгельма Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Теодора Амадея Гофмана; во Франции — Виктора Гюго, Альфреда де Мюссе; в Англии Джордж Гордон Байрон и т.д.

разочарованием в идеях просветительства

Романтики настаивали на том, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа высоких и непостижимых. Сама объективность состоит из масок, она обманчива и многопланова, поэтому она не может быть только исходным материалом для художника. Поэтому основной акцент художественного творчества романтики видят не в действительности, а в переживаниях самого художника. Через искусство человек пытается найти смысл, свое место в жизни через эзотерику, мистицизм, пытаясь расширить самостоятельно свое сознание. Проникновение в то, что лежит за явлением не может быть выражено в устойчивой художественной форме. Отсюда—одна из характерных черт романтизма — анархия формы и смещение жанровых границ.

невыразимость

Ценность искусства уже видится не в самом произведении, а в процессе его восприятия.

Искусство уже не стремиться ограничить себя конкретными рамками, создать системность, а наоборот, выйти из нее.

В целом романтизм был ориентирован на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития.

Для романтиков была свойственна идея синтеза искусств, стремление к растворению морфологических границ и рамок.

музыке

Эстетика романтизма проявилась прежде всего в идеях:

  • свободы человеческой личности;
  • самоценности искусства;
  • синтеза искусств;
  • смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора—виртуоза;
  • развитие лирического начала;
  • психологизм;
  • концертность

Наиболее популярным в музыке становиться так называемый «блестящий стиль игры». Произведения, написанные в этом стиле требовали от исполнителей особой технической подготовленности, так как были наполнены «биссерными» пассажами, сложными скачками, аккордовыми последовательностями, свободы рук и т.д. В музыку пришли различные эффекты (особенно после изобретения педалей у ф-но и др.).

В музыке среди романтиков наиболее прославились Бетховен (например, его знаменитые фортепианные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Шуберт («Неоконченная симфония»), Берлиоз («Фантастическая симфония»), Мендельсон («Песни без слов»), Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Лист и др.

Вообще в музыке конца 19 века происходит внутренний раскол эмоционального и рационального начал. Этот процесс хорошо охарактеризовал А.В. Луначарский, назвав эти направления объективно-архитектурным (эпическим) и эмоционально-чувственным (лирическим).

Представителем первого направленя можно считать Венсана д`Энди, второй представлен в творчестве позднего Р.Вагнера, Р.Штрауса и Дебюсси. В музыкальной теории этот спор проявился в противостоянии так называемых интеллектуалистов и сензитивистами. Первые требовали от музыки логики, архитектурной ясности, вторые — глубокой эмоциональности и субъективного начала.

В живописи

литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kultura-raznyih-stran/

импрессионизм

Неприятие академической школы способствовало рождению в Англиитакого художественного направления в 19 веке как прерафаэлиты. Представители – Россетти, Уильям хант, Джон Миллэ. Они писали несмешиваемыми красками на грунтовой основе, что делало их картины особенно яркими.

Романтизм пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Тогда же вспыхнул интерес к христианству и готике. Романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное. Для картин этого направления характерно стремительность движения, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре 19 века являлся реализм . В реализме воплощается стремление отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания и искажений. Именно в 19 веке реализм становиться самостоятельным направлением, целостной системой воззрений на мир. Главная черта реалистической картины мира—стремление к типизации, обобщениям, соотношение личностного и общественного начал.

Критический реализм

художественной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kultura-raznyih-stran/

живописи

В музыке

натурализма

театральном искусстве.

Среди представителей драматургии 19 века можно назвать Бернарда Шоу, Генриха Ибсена, Юхана Стринберга. Это время великих актеров, таких как Сара Бернар, Эдмунд Кин, Элеонора Дузе.

19 век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. У истоков этого вида художественной деятельности стоит английский хореограф Джон Уивер. Он первым начал создавать целые балетные спектакли на античные сюжеты; но главным был полный отказ от пояснительных слов к танцу — их заменила пантомима. В балете начинается процесс выработки самостоятельного языка. Расцвета балет достигает в Париже: появляется особая система техники движения на пуантах, техника прыжка и т.д. В стилевом отношении в балете развивается романтизм. Романтический балет отдал основное место женщине балерине. Достижением жесткой техники стала особая грация, плавность и выразительность движения. Балерины были не просто любимы народом: они становились центром общественной жизни, они имели огромное количество поклонников, их личные вещи хранили как святыню, их изображения помещали на посуде, одежде, ценных гравюрах и т.д. Газеты помещали статьи о повседневной жизни балерин на первой полосе.

архитектуры

Главной особенностью архитектуры 19 века было развитие промышленной архитектуры, те строительство вокзалов, мостов, фабрик и т.д. Популярны были идеи превратить залы ожиданий вокзалов в музей и выставочные галереи.

фотография

киносеанс

В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны (сыновья Ворта Жан Филлип и Гастон, английская фирма Редфрен, Жак Дусе, Пакен и др. Каждый из них имеет свой стиль. Французская мода заметно преобладает. В моде 19 века господствует два основных направления: спортивная одежда и стилевое (для которого характерно представление о женщине-цветке, женщине салонов и развлечений, свободная и не стянутая корсетом. Женщины осваивают многие виды спорта, в том числе езду на велосипеде. Только появление стиля модерн, в к. 19—н. 20 века будет содействовать примирению двух враждующих направлений в женской одежде.

Именно это время изобретает канкан , который назовут переложенной на язык танца непристойностью. Впервые в истории пикантным становить не сам факт приподнимания женской юбки, а то, что она делает это сама, и при том преднамеренно и не для одного, а для целой сотни мужчин.

Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете , которые отличались тем, что исполнительницы песенок выходили на сцену в коротких юбках, которые открывали даже то, что находилось выше колен.

Особо популярным развлечением становится спорт (велосипедный, теннис, санки и лыжи.

периодическая печать

Изобразительное искусство

Романтизм Эжен Делакруа – отказ от низкой действительности, тема борьбы, познания жизни, принцип многообразия прекрасного, отказ от вечного канона красоты. Краски приобретают особое звучание

Прерафаэлиты как и романтики интересуются историей и выступают за признание искусства как ремесла.

В 19 веке человек осмысливается в его противоположности толпе. Поэтому популярны одиночный портрет.

Стремление к индивидуализму нашло отражение в символизме.

У импрессионистов – теория разложения цвета. Цвет создается вибрацией света на поверхности предмета. В природе нет смешанных цветов, их образуют сочетания красок. Рождается точечная техника, подхваченная постипрессионастами.

Новенькое

В Европе веер стал знаком элитарности. Его использовали как знаковый атрибут. 251

Дамы щеголяли веерами, а кавалеры – табакерками. Табакерки богато украшали, расписывали. Она требовала конкретного ритуала использования: медленно достать и держать на ладони в процессе разговора, пока собеседник ее рассмотрит. Потом раскрыть, взять табак и держать раскрытой, для обозрения ее изнутри. Убрать в карман неторопливо. 252

В 18 веке мужская обувь в Европе имеет серебряные пряжки или даже золотые и драгоценные камни. К черным башмакам полагаются обтягивающие ноги светлые панталоны. На прогулку и охоту надевали только коричневую обувь, для торжественного случая – черную. Для дам туфли должны соответствовать цвету платья.226

Пассионарные личности 19 века, Андерсен Ханс Кристиан, Байрон Джордж Гордон, Бальзак, Оноре де, Берлиоз, Гектор

Бернар, Клод (1813—1878)—французский физиолог и патолог, один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии. Ввел понятие о внутренней среде организма. Занимался проблемами поджелудочной железы.

Бетховен Людвиг Ван

Бизе, Жорж

Бодлер Шарль, Брамс, Иоганнес

Бэр Карл Макс

Вагнер Рихард, Ван Гог, Винсент (1853—1890)—

Вебер, Карл Мария фон

Верди, Джузеппе

Верн, Жюль

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих, Гейне, Генрих (

Гоген, Поль (1848—1903)—французский живописец. Представитель постимпрессионизма, близкого к символизму и «модерну». Использовал синтетические обобщения цвета и линии. Основные темы—быт и легенды народов Океании.

Гойя Франсиско Хосе де, Гофман, Эрнст Теодор Амадей, Гюго, Виктор Мари (, Дарвин Чарльз Роберт

Дега, Эдгар

Делакруа, Эжен, Диккенс Чарльз, Жерико, Теодор

Золя Эмиль

Ибсен, Генрих

Карно Николо Леонар Сади (1796—1832)—французский физик и инженер, один из основателей термодинамики.

Констебл, Джон

Конт Огюст (1798—1857)—французский философ, основоположник позитивизма, согласно которому наука может познавать не сущность природных объектов, а только их воспринимаемую человеческими органами данность. По степени абстрактности разработал классификацию научных направлений. Выдвинул теорию трех стадий эволюции человечества: теологическую, метафизическую и научную. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Корнелиус Петер фон (1783—1867)—немецкий живописец. Представитель романтизма. Прославился картинами на религиозные и исторические темы.

Курбэ, Гюстав, Лист, Ференц, Максвелл Джеймс Клерк

Маркс Карл

Мендель Грегор Иоганн, Мендельсон-Бартольди, Феликс

Моне, Клод

Мюссе, Альфреда де

Ницше, Фридрих (1844—1900)—немецкий философ и писатель, мыслитель и мастер афоризма. Автор трудов «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихрист», «О пользе и вреде истории для жизни».

Паганини, Никколо, Писсаро Камиль

По Эдгар Аллан

Ренуар, Огюст

Роден Огюст

Россини, Джоаккино, Сезанн, Поль, Стринберг, Юхан Август

Тик, Людвиг (1773—1853)—немецкий писатель романтик, автор сказочных комедий «Кот в сапогах», «Синяя борода», сборника романтических поэм.

Тулуз-Лотрек Анри, Фарадей Майкл, Фихте, Иоганн Готлиб, Шеллинг Фридрих Вильгельм, Шопен, Фридерик, Шопенгауэр, Артур—, Шуберт, Франц, Шуман, Роберт