ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАКИМ БУДЕТ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ)?

Известно, что все настойчивее обсуждается возможность проведения ЕГЭ по русскому языку. Такой экзамен в качестве эксперимента проводился в прошлом году в ряде регионов. В этом году эксперимент будет продолжен.

Мы перепечатываем из «Учительской газеты» № 34–35 за 2001 г. экзаменационные задания и сопровождаем публикацию отзывом лаборатории словесности МИРОСа об их качестве.


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция для учащегося

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 37 заданий, которые разделены на две части.

  • Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа.

  • Часть 2 состоит из 13 более сложных заданий трех типов: 6 из них типа А (А25–А30) с выбором ответа, в 6 следующих заданиях типа В (В1–В6) требуется записать краткий ответ (число; 1–2 слова).

    Задание С представляет собой письменный анализ содержания и языковых особенностей предложенного текста в виде сочинения-рецензии.

    К каждому заданию типа А (А1–А30) даны четыре варианта ответа, из которых один верный. Выполняя эти задания, обведите цифру, которой обозначен выбранный вами ответ.

    При выполнении заданий типа В (В1–В6) надо дать краткий ответ (одно-два слова или число) и записать его на отдельном листе.

  • Задание С – сочинение-рецензия – выполняется на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

После выполнения заданий типа А и В (перед выполнением задания С) занесите свои ответы в «Бланк ответов», о котором вам говорили перед началом работы. Ответы записывайте разборчиво. На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).

Рекомендуем распределить время следующим образом: задания с А1 по А30 – 60 минут; задания с В1 по В6 – 30 минут, задание С – 90 минут.

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

4 стр., 1778 слов

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной ...

... и выполните задания A1–A7; B1–B9, С2. (1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная: (2)Ой, хочу шарик! (З)Продавщица ... работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение ... хотя могу отпустить в любую минуту. (14)Я взял и выпустил его. (15)И шарик сначала даже не отлетел ...

Проверьте, заполнили ли вы все поля «Бланка ответов», которые должны были заполнить ДО начала выполнения работы.

Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Задания А1–А30 содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. Рекомендуем обвести кружком цифру, соответствующую, по вашему мнению, верному ответу. После того как вы выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в бланк ответов, поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1–4.

А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.

Б. И изменчивая, непрочная красота их, казалась, более вечной, чем железо и бетон.

В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.

Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, В, Б

2) А, В, Б, Г

3) А, Г, Б, В

4) А, В, Г, Б

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

два моста

2) Предложение Б – простое предложение со сравнительным оборотом.

3) Предложение В – сложносочиненное предложение, состоит из двух простых.

4) Предложение Г – сложное бессоюзное предложение, состоит из двух простых.

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

по-своему

синеватые

более вечной

4) под ними – местоимение с предлогом

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А

2) Б

3) В

4) Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква е ?

1) неприм_римый, кам_ра, ном_р

2) прим_рять туфли, отм_рать, комм_рсант

3) нам_реваться, изм_рять, м_рцание

4) зам_рли, зам_рающий, сум_рки

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) щипцы

2) лыжы

3) трущоба

4) циферблат

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) раз_грать, по_грать, пред_стория

2) во_становить, бе_дельник, _бросить

3) пр_остановить, пр_следовать, пр_дводитель

4) пред_ставить, воз_бновить, п_дробно

А8. В каком слове пишется буква е ?

1) посмотр_м

2) подар_м

3) намеча_мый

4) невид_мый

А9. В каком слове пишется нн ?

1) увере_ый

2) намере_ы

3) лебеди_ый

4) беше_о

А10. В каком примере возможно только одно написание?

1) что(бы)

2) как(бы)

3) приве(з/с)ти

4) прив(е/и)дение

А11. В каком предложении не пишется отдельно?

1) Художник (не)навидит фальшь.

2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.

3) Работа (не)закончена.

4) Раздумывать было (не)когда.

7 стр., 3335 слов

Вправду: слитно или раздельно пишется слово?

... и все писали правильно. Появляются проблемы и с написанием устойчивой фразы «что правда, то правда» как пишется. Мы привыкли, что чаще в фразеологизмах запятые не ставятся. Хотя нам так и ... одного из слов. Как написать сочинение на тему «Почему нужно говорить правду»: примеры сочинений «Почему нужно говорить правду». Сочинение №1. Правда или ложь? «Горькая правда лучше сладкой лжи» — уверяет ...

А12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?

В XVIII столети_ уже требовалось, что(бы) памятник был произведени_м искусства, – важно было (н_)кто изображ_н, а кто изобразил.

1) что(бы) – подчинительный союз, пишется слитно

2) столетии – существительное с основой на -и- в форме предложного падежа ед. числа, окончание

3) (н_)кто – отрицательная частица не перед местоимением кто , пишется отдельно (есть противопоставление)

изображ_н

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых

2) (по)братски, буд(то), (в)двое

3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо)

4) какой(то), черно( )белый, (по)этому

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

1) изменил ось

2) осен н ие

3) одобрение

4) у вер ен ы

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

двадцатью пятью

претензий

хуже всего

не ложите

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Работая над сочинением,

1) сначала составляется план.

2) не отвлекайтесь.

3) вас ничто не должно отвлекать.

4) вам нужны будут дополнительные материалы.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Мы выписываем журнал «Природу».

2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.

4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?

1) положить

2) поднялась

3) приняты

4) ходатайствовать

А19. Значение какого слова определено неверно?

1) сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п.

2) торец – боковая сторона дома

заурядный

уникальный

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:, Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России

1) В предложении есть однородные члены, соединенные союзом и , запятая перед и не ставится.

2) Предложение сложное (сложносочиненное), перед и ставится запятая.

3) В предложении однородные члены соединены союзом и , перед и ставится запятая.

4) Предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.

А21. На месте каких цифр должны быть запятые?

Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3) разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоящим путешественником.

1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 4

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.

2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.

3) Гость недолго гостит, да много видит.

4) Везде: на стенах домов, беседках, оградах – лепился плющ.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Северное солнце неяркое.

8 стр., 3524 слов

Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Проблема ...

... полюса -- «земля Русская» и «земля Половецкая». 2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве» «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, ... собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой. 1. Сюжет «Слова о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» связан с реальными историческими событиями -- походом Новгород-Северского кн. ...

2) Есть кто-нибудь в доме спросил один из путников.

3) Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений.

4) Тополиный пух был на земле на крышах на балконах всюду.

А24. На месте каких цифр нужны запятые?

Я думаю (1) что каждый (2) кто в детстве прочитал «Каштанку» (3) на всю жизнь сохранит (4) чувство восхищения талантом писателя.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 3

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А25–А30, В1–В6, С .

(1) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».

(4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.

(5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д.Гранину)

А25. Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста.

1) Деловой человек способен покорить время.

2) Древние не ощущали недостатка времени.

3) Времени не хватает только тем, кто не умеет организовать свою работу.

4) Технический прогресс пока не победил время.

А26. Определите стиль и тип речи данного текста.

1) художественный стиль; повествование

2) научный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; повествование

А27. Укажите средство связи предложений 6 и 7.

1) союз

2) местоимение, повтор

3) синонимы

4) антонимы

А28. Какие средства выразительности использует автор текста?

1) ряды однородных членов

2) развернутые метафоры

10 стр., 4633 слов

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B

... К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. (1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна, цветов, яблок в пушкинских ... дом Пушкина закрыт, Александра Фёдоровна пускала посетителей в музей. 4) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простая» (предложение ...

3) риторические вопросы

4) сравнительные обороты

А29. Как объяснить написание подчеркнутых слов в предложении 16?

1) это отрицательная частица ни перед однородными дополнениями

2) это усилительная частица ни

3) это повторяющийся соединительный союз ни – ни

4) это уступительный подчинительный союз

А30. Какой из перечисленных случаев употребления тире не встречается в этом тексте?

1) в неполном предложении (на месте пропуска члена предложения)

2) между частями сложного бессоюзного предложения

3) при однородных членах с обобщающим словом

4) между подлежащим и сказуемым

Выполняя задания В1–В6, вы должны сами дать краткий ответ на поставленный вопрос. Запишите эти ответы вначале на отдельном листе, а затем перенесите их в соответствующую часть бланка ответов (см. В1, В2, …).

Ответ формулируйте предельно кратко.

определительное

Если в ответе два слова, записывайте их, не пропуская клетки между ними.

Если нужно указать номер(а) предложений, запишите их цифрами, каждую цифру в отдельной клетке, а между номерами предложений поставьте дефис. Например: 4-15-22.

Слова нужно вписывать в той форме, в которой они употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они встречаются в тексте.

Если требуется указать количество слов (предложений, звуков…), то ответ нужно писать словом. Например: пять.

Выписывая словосочетание, не меняйте порядок слов.

В1. Из предложения 11 выпишите слово, в котором буква «с» обозначает звук [з]., В2. Напишите, каким способом образовано слово переделывает ., В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании наращивает скорости ., В4. Из предложения 2 выпишите причастие(я).

В5. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточное причины (напишите его номер).

В6. Укажите простое односоставное безличное предложение с однородными членами (напишите его номер).

Задание С выполняется на специальном бланке ответов в свободной форме.

С. Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора. Оцените языковое оформление текста – стиль, композицию, отбор языковых средств.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Задания А1–А30 содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. Рекомендуем обвести кружком цифру, соответствующую, по вашему мнению, верному ответу. После того как вы выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в бланк ответов, поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1–4.

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

3 стр., 1155 слов

Предложение с разными видами связи Русский язык Тест 9 класс

... все тем же веселым, жизнерадостным человеком. Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) сочинение и подчинение 2) сочинение и бессоюзие 3) подчинение и бессоюзие 4) сочинение, подчинение и бессоюзие 5) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными Задание ... секунд немудреное суденышно все же мягко ткнулось носом в причал. 2) Грибники шли медленно, посматривая по сторонам и заглядывая под ...

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный казалось бы мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, Б, В

2) Г, А, В, Б

3) Г, В, А, Б

4) Г, Б, В, А

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А – сложноподчиненное предложение, состоит из двух простых.

2) Предложение Б – простое двусоставное предложение с однородными подлежащими.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.

есть рассказ.

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) только – частица

привычный

попавшего

4) увидел – глагол 2-го спряжения

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А

2) Б

3) В

4) Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква е ?

1) б_режливый, выб_рем, выб_раем

2) соб_рут, в красном б_рете, разб_раться

3) т_рраса, ст_реть с доски, пот_рять

4) раст_ряться, т_рмометр, раст_рание

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) цистерна

3) рыжий

3) шопот

4) птенцы

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_остановить, пр_следовать, пр_дводитель

2) раз_грать, по_грать, пред_стория

3) бе_дельник, во_становить, _бросить

4) п_дробно, пред_ставить, воз_бновить

А8. В каком слове пишется буква е ?

1) (он) кат_тся

2) (он) повер_т

3) завис_мый

4) оплачива_мый

А9. В каком слове пишется нн ?

1) серебря_ый

2) лакирова_ый

3) оплаче_о

4) еди_ый

А10. В каком примере возможно только одно написание?

1) то(же)

2) прим(е/и)рять

3) к(о/а)мпания

4) вряд(ли)

А11. В каком предложении не с последующим словом пишется отдельно?

1) Художник (не)навидит фальшь.

2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.

3) Работа (не)закончена.

4) Раздумывать было (не)когда.

А12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?

(С)верху, с летящего самолета, Япония выглядела маленькой, (со)всем как на глобусе, (за)то моря было много, и оно единственное не казалось игрушечн_м.

1) (с)верху – наречие, пишется слитно

игрушечном

3) (за)то – пишется слитно, это противительный союз

4) (со)всем – частица, пишется слитно.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых

2) (по)братски, буд(то), (в)двое

3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо)

4) какой(то), черно( )белый, (по)этому

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

1) утр енн ее (солнце)

2) при зна ёте

6 стр., 2555 слов

По известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. ! В 2013 ...

... слов) ЗАДАНИЕ С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему». Приведите в сочинении ... вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, ... Беспалова Т.В. Слово -- одежда всех мыслей и фактов Этими словами М. Горький указал на обязательную ...

3) за ран ее

4) раз ниц а

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в обеих сумках

2) беги

3) положь

4) красивее

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Приехав в столицу,

1) всех поражает шум и суета.

2) у вас не будет времени сходить в музей.

3) идите сразу на Красную площадь.

4) у меня было прекрасное настроение.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Мы выписываем журнал «Природу».

2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.

4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?

1) брала

2) начали

3) алфавит

4) километр

А19. Значение какого слова определено неверно?

вербовать

2) изморось – очень мелкий дождь

экстренный

4) гарантия – обещание исполнить чью-либо просьбу

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Грачи давно расхаживали по двору ( ) и начинали вить гнезда в грачовой роще.

1) В предложении есть однородные члены, соединенные союзом и ; запятая перед и не ставится.

2) Предложение сложное (сложносочиненное), перед и ставится запятая.

3) В предложении однородные члены соединены союзом и , перед и ставится запятая.

4) Предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

Писарев (1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной части русского общества.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 1, 2

4) 2, 3

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

2) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

3) Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками.

4) Приливы и отливы происходят не только в океане, но и в недрах Земли.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Берестяные игрушки настоящие произведения искусства.

2) Июньские ночи короткие.

3) Грабли лопаты все хранилось в небольшом сарае.

4) Не накосишь сена нечем будет кормить скотину.

А24. На месте каких цифр нужны запятые?

Школьный музей (1) в котором было собрано все (2) что относилось к истории края (3) создавался годами.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 1, 3

4) 1, 2

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А25–А30, В1–В6, С .

(1) Фарадей был одним из героев моего детства. (2) Я прочел книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами, которые приносили переплетать заказчики. (3) Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и науки. (4) Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и бедности. (5) Я тоже хотел стать великим ученым. (6) Тем более что у Фарадея все выглядело как нельзя более просто. (7) Лишь потом я начал кое-что понимать в простой, с виду монотонной жизни этого человека.

6 стр., 2964 слов

Предложения про зиму. зима

... Закачались и затрещали деревья. Страшно нос на улицу показать. Хорошо, что мы дома. Нам тепло и не страшны никакие морозы! Сочинение о зиме № 3: «Хорошо зимой» Вот ... верхушку папа прикрепил большую рубиновую звезду. Стемнело. На нашей елочке зажглись разноцветные лампочки. Вся комната осветилась праздничным светом. (67 слов) Зимний сон Наступила зима. Все вокруг ...

(8) В 31 год Фарадей записал в своей книжке: «Превратить магнетизм в электричество». (9) Так записывают себе задания в календаре. (10) В карман сюртука он положил медную спираль и железный брусок. (11) Брусок был магнитом, спираль – проводником. (12) С тех пор он носил их постоянно, то и дело принимаясь по-всякому вертеть в руках. (13) Куда бы он ни шел, что бы ни делал, всегда с ним были спираль и брусок.

(14) Другие физики вскоре отступились от этой задачи, решив, что ток посредством магнита получить невозможно. (15) Фарадей упорно продолжал вертеть в руках свою спиральку и брусок.

(16) Среди поучительных, анекдотических, хрестоматийных историй великих открытий открытие Фарадея антилегендарно. (17) Не падало яблоко, не прыгала крышка чайника. (18) Случай не приходил на помощь. (19) Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (20) Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (21) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. (22) Так Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай, оружие!».

(23) Фарадея не занимали практические результаты: революция в энергетике, электростанции, генераторы – все, к чему приведет его открытие. (24) Он хотел разгадать один из секретов природы.

(25) Шли годы, усилия его ни к чему не приводили. (26) А впрочем, неверно, он постоянно получал результаты, неважно, что отрицательные, важно, что он что-то узнавал, – это процесс познания, счастливый уже сам по себе.

(27) Спустя 10 лет он получил и тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь светом славы.

(По Д.Гранину)

А25. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Фарадей в детстве работал в переплетной мастерской.

2) Он обладал неистощимым воображением и изобретательностью.

3) Он сделал великое открытие только благодаря невероятному терпению и честолюбию.

4) Фарадей был увлечен процессом познания и не ставил своей целью произвести революцию в энергетике.

А26. Определите стиль и тип речи.

1) Научный стиль; повествование с элементами рассуждения;

2) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования;

3) деловой стиль; рассуждение с элементами описания;

4) разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения.

А27. Какие средства используются для связи предложений 21 и 22?

1) Союз, местоименные слова;

2) лексический повтор, синтаксический параллелизм;

3) союз, синтаксический параллелизм;

4) синонимы.

А28. В каком ряду указаны только те средства выразительности, которые использованы в этом тексте?

1) Антонимы, лексический повтор, риторические вопросы;

2) лексический повтор, гипербола, скрытый диалог (разговор автора с самим собой);

3) синтаксический параллелизм, лексический повтор, скрытый диалог;

4) риторические вопросы, синтаксический параллелизм, антонимы.

7 стр., 3096 слов

Функциональные стили русского литературного языка

... стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде»[1]. Стили литературного языка ... союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и ... безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные ...

А29. Укажите правильное объяснение написания нн в слове растрепанными (предложение 2).

1) Прилагательное с суффиксом -н- , который стоит после суффикса исходной основы;

2) полное страдательное причастие с суффиксом -нн- ;

3) прилагательное с суффиксом -анн- ;

4) полное причастие с зависимыми словами.

А30. Какой случай постановки тире не встречается в этом тексте?

1) Между подлежащим и сказуемым;

2) между частями сложного бессоюзного предложения;

3) в неполном предложении на месте пропуска слова;

4) при однородных членах с обобщающим словом.

Выполняя задания В1–В6, вы должны сами дать краткий ответ на поставленный вопрос. Запишите эти ответы вначале на отдельном листе, а затем перенесите их в соответствующую часть «Бланка ответов» (см. В1, В2 и т.д.).

Ответ формулируйте предельно кратко.

определительное

Если в ответе два слова, записывайте их, не пропуская клетки между ними.

Если нужно указать номер(а) предложений, запишите их цифрами, каждую цифру в отдельной клетке, а между номерами предложений поставьте дефис. Например: 4-15-22.

Слова нужно вписывать в той форме, в которой они употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они встречаются в тексте.

Если требуется указать количество слов (предложений, звуков, …), то ответ нужно писать словом. Например: пять.

Выписывая словосочетание, не меняйте порядок слов.

В1. Из предложения 19 выпишите слово, в котором буква « т» обозначает звук [д]., В2. Из предложения 2 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом., В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании записывают задания ., В4. Выпишите из предложений 8–22 деепричастие совершенного вида., В5. Найдите во втором абзаце односоставное неопределенно-личное предложение (напишите его номер).

В6. В первых трех абзацах найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным (напишите его номер).

Задание С выполняется на специальном бланке ответов в свободной форме.

С. Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, затронутой автором. Оцените языковое оформление текста – стиль, композицию, отбор языковых средств.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

Задания А1–А30 содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. Рекомендуем обвести кружком цифру, соответствующую, по вашему мнению, верному ответу. После того как вы выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в бланк ответов, поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1–4.

А. По-моему эта сказка могла бы быть написана о Фридрихе Шиллере.

Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы белыми душистыми цветами.

В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.

Г. «Он обладал даром, – сказал о Шиллере Гете, – облагораживать все, к чему прикасался».

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Г, Б, А, В

2) А, Б, В, Г

3) Б, В, А, Г

4) Б, А, В, Г

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях.

сказка могла быть написана.

2) Предложение Б – простое предложение с однородными членами.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из двух простых – главного и придаточного.

4) Предложение Г содержит прямую речь и слова автора; прямая речь представляет собой сложное предложение, состоящее из двух простых (придаточное предложение – неполное).

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) засохший – действительное причастие прошедшего времени

2) среди – предлог, употребляется с родительным падежом

3) расцвел – глагол совершенного вида

4) даром – наречие

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А

2) Б

3) В

4) Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква а ?

1) отр_сль, сокр_щать, р_скошный

2) ск_кать, ди_гональ, просл_вление

3) л_жбина, безотл_гательный, предв_рительно

4) предпол_жительно, прор_стать, п_норама

А6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) ушол