В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления. Он предложил изменить обстановку, в которой дети находятся на уроках и дома, — больше выдумывать, творить и заниматься смешной ерундой. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми «рецептами» известного сказочника, которые помогут развить воображение вашего ребёнка!
СКАЗКА ИЗ ОДНОГО СЛОВА
Простая игра с одним словом: сначала предложите детям выбрать слово и придумать другие слова, которые бы начинались на его буквы. Потом усложните задачу и придумайте предложение из букв слова. И чем абсурднее оно будет, тем лучше для тренировки творческих способностей.
Для сюжета целой сказки или рассказа одного слова будет маловато — используйте два. Родари предлагал своим ученикам весёлый способ: дети, не советуясь, придумывали каждый своё. Чем дальше по значению эти слова друг от друга, тем веселее будет история.
Пёс — Шкаф:
«По улице бежит пёс со шкафом на спине…», «Шкаф пса, в котором пёс из богатой семьи мог бы хранить свою одежду…», «Доктор Полефимо возвращается домой и обнаруживает, что его пёс в шкафу…»
Сказка получается смешной, когда одно из слов пары попадает в необычный контекст. Можно рассказывать про обыкновенную всем привычную вещь, будто видим её впервые. Этот приём Родари называл эффектом «отстранения».
ЕСЛИ БЫ…
Фантастические гипотезы использованы во многих книгах. Что было бы, если бы человек превратился в насекомое? Знакомый вопрос, которым задавался Кафка. Или что было бы, если бы человек уменьшился? Эту гипотезу рассматривал и Льюис Кэрролл, и Ян Ларри в «Приключениях Карика и Вали».
«Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основе которой можно работать. Пусть подлежащим будет «Милан», а сказуемым «окружен морем». Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря? То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы. Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее».
Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...
... характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше ... ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое ... где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие ... людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния ... влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. 1.2 ...
ВСЁ НАОБОРОТ
Любую вещь можно рассмотреть с приставкой анти-, микро-, макси- или удвоить/отменить её функции и их количество. Например, придумать вешалку, с которой можно только снимать одежду, но никогда не вешать. Представить сразу две Земли или два Солнца. Острый опасный нож назначить отвечающим за безопасность даже младенцев. Помечтать о магазинах без касс и витрин, где покупателям платят деньги за покупки.
«Если бы мне сказали: посоветуй какое-нибудь упражнение на эту тему, я бы предложил написать префиксы и любые существительные в два столбика, а затем как попало их комбинировать. Я лично уже пробовал. Девяносто девять брачных союзов, заключенных с помощью такого ритуала, распадаются уже во время свадебного обеда, но сотый оказывается удачным и плодотворным».
ФАНТАЗИРОВАТЬ НА ОШИБКАХ
Ошибка, если к ней внимательно присмотреться, может стать поводом для кучи забавных ситуаций.
«Как-то раз мальчику, который сделал необычную ошибку: вместо casa (дом) написал cassa (ящик, касса и т. п.), я посоветовал придумать историю о человеке, жившем в «cassa». Тему подхватили и другие ребята. Получилось много историй: один человек жил в cassa da morto (в гробу); другой был настолько мал, что для спанья ему хватало ящика, в котором держат зелень, в результате чего он очутился на рынке среди цветной капусты и моркови, и какой-то покупатель во что бы то ни стало хотел его приобрести по стольку-то за килограмм».
Чтобы хоть как-то разнообразить скучную школьную программу по литературе Родари предлагает переписывать стихи с ошибками. Это упражнение приучает «соскальзывать со слишком накатанных рельсов обычного смысла»:
«Возьмём первую строку известного стихотворения Кардуччи: Семь пар ботинок износил я. Попытаемся переписать её, образно говоря, зажмурившись, с ошибками, неуважительно меняя силлабику, как если бы перед нами была просто мешанина из звуков, заготовка, ожидающая, чтобы ей придали окончательную форму.
Семь карпов в тине: ишь, засилье
Или:
Семь швабр один я не осилю»
ИГРА С ЗАГОЛОВКАМИ
Если собрать заголовки новостей и соединить их почти в случайном порядке, получатся сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:
Купол собора Святого Петра,
Раненный ударом кинжала,
Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.
Серьёзное столкновение на шоссе А-2
Между двумя танго
В честь Алессандро Мандзони.
СОЗДАНИЕ ЛИМЕРИКА И ЛЖЕЗАГАДКИ
Принцип созданий лимериков очень простой:
В первой строке появляется герой: Жил да был старик болотный,
Во второй дана его характеристика: Вздорный дед и тягомотный,
В третьей и четвёртой реализуется сказуемое: На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел,
В пятой строке обычно появляется эпитет героя: Въедливый старик болотный.
Структура лжезагадки похожа на лимерик, в ней важно прислушаться к каждому звуку: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?» (Ответ: И).
Языковые особенности повестей-сказок Эдуарда Успенского
... вопросам онтолингвистики и анализу некоторых языковых средств детских произведений. Актуальность Целью выпускной квалификационной работы является выявление и описание языковых особенностей повестей-сказок Э. Успенского «Крокодил ... 10) – аст – (кулакастый); Также, в речи детей возрастом от шести до семи лет наблюдается образование глаголов с суффиксом – ан – (-ану-) для обозначения однократности ...
«Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу».
ЗАЧЕМ ПЕРЕПИСЫВАТЬ СКАЗКИ?
Дети любят сказки, но рано или поздно возникает момент, когда сказка исчерпала себя, герои уже не сообщают ничего важного. Рассказанная с перевиранием фактов, она становится пародией, этим будит интерес к себе: «Жила-была Жёлтая Шапочка, и отправил её папа…». Иногда этот способ помогает переболеть многими страхами. Например, не бояться волка, который в ложном варианте сказки может превратиться в зайца.
Можно предложить ребёнку составить сказку с заданными словами, подсказывающими сюжет известной истории: «девочка», «лес», «пирожки», «волк», «бабушка». И добавить неожиданное слово «вертолёт». Можно менять героев качествами: Красную Шапочку делать злой, а волка добрым.
Иногда готовьте «салат из сказок», смешивая героев разных историй в одной. Тогда Красная Шапочка может встретить в лесу Мальчика-с-Пальчика, который на самом деле сам сбежал из дома, Золушка с удовольствие выйдет замуж за Синюю бороду, а Пиноккио будет восьмым гномом Белоснежки.