Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе. Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу. Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

4 стр., 1514 слов

Концепция общества и человека в драматических произведениях Максима Горького

... обществе, внутренний мир каждого человека. В конце хотелось бы сказать, что драматургия Максима Горького – это еще и интеллектуальный театр. Именно этим и ... этого реферата, и привести ряд наглядных примеров. Для начала стоит отметить, что ранняя драматургия Максима Горького рождалась и ... и начать стремиться к своей мечте. Однако мы видим, что никто так и не поднялся, никто не начал стремиться и ...

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

Рассуждение

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.

11 стр., 5015 слов

Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии ...

... и прогрессивные умы. Таким и является главный герой произведения – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он умен, образован, честен, но в то же время высокомерен и придирчив. В комедии Чацкий противостоит фамусовскому обществу, ... автор показывает нам двух противоположных персонажей: Фамусова и Чацкого, каждый из которых ... место. Что есть патриотизм? По моему мнению, патриотизм — это любовь ...

Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», — отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», — полагает главный герой.

Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», — в отчаянии восклицает герой.

Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.

`

Чацкий и Фамусовское общество