Эпос манас на кыргызском языке

Сочинение

Но мы уверены, пока век сменяется веком,

пока эпоха следует за эпохой,

пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!),

эпос «Манас» будет жить как сияющая вершина

дерзновенного древнекыргызского духа. «

Чингиз Айтматов

«Сияющая вершина древнекыргызского духа».

Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывного много часов подряд излагать Манас.

Манас — крупнейший киргизский и мировой эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя — богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

Основная тема «Манаса» — это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.

Любовь к песне, к поэтическому слову — врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.

Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».

Поэтические сказания о киргизском богатыре Манасе и его сорока всадниках (кырк-чоро) принадлежат к числу замечательнейших произведений устного народного творчества. По утверждению известного русского ученого академика В. В. Радлова героическая поэма «Манас», как художественный памятник, не уступает «Илиаде». Что же касается богатейшего наследия киргизской народной поэзии, то в нём «Манас» занимает исключительно почётное место. В «Манасе» мы находим все поэтические приёмы и жанры киргизского народного творчества, начиная от большой поэмы и кончая маленькой лирической песенкой, бытовыми и обрядовыми песнями, пословицами и поговорками.

«Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей — манасчи. Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь, таким образом, на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную энциклопедию поэтических представлений народа.

9 стр., 4056 слов

Сопоставление героических эпосов народа Саха и киргизов

... этнос 1.1.1 Якуты 1.1.2 Киргизы 1.2 Якутский героический эпос олонхо 1.2.1 Киргизский народный эпос "Манас" 2. Практическая часть 2.1 Сопоставительная таблица основных героев ... общественного развития, скотоводческой культурой. Сравнительно-историческое исследование олонхо в контексте эпического творчества народов мира, в том числе тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских народов, еще не ...

Прославленные манасчи типа Сагымбая Орозбаков и Саякбай Каралаев — это прежде всего талантливейшие поэты-импровизаторы, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии эпос.

Видео Праздник посвященный памяти предков около села Тосор

на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

КИРГИЗСКАЯ ЭПОПЕЯ «МАНАС»: ТВОРЕНИЕ, ПЕРЕЖИВШЕЕ СТОЛЕТИЯ

Именно это объёмное произведение стало тем звеном, которое соединяет целые поколения киргизского народа. Через героический эпос сохранялись и передавались от отца к сыну колоссальные опыт и знания о прошлом. В «Манасе» сочетаются правда и вымысел, мифы и реальные исторические факты.

Мы не знаем, когда начал создаваться этот эпос и кто был его вдохновителем. Наверное, это всё же творение национальной культуры в её непрерывном развитии. В центре произведения стоит идеализированный герой, воплощающий человеческие чаяния, благородство и преданность своему народу. Имя этого героя – Манас.

Позднее учёные всё же пришли к единому мнению: в основе этого грандиозного эпического произведения лежит модель мира, созданная древними киргизами, когда только-только зарождалась этническая целостность народа и формировалась ранняя государственность.

Эпос «Манас» имеет тысячелетнюю историю. В отличие от эпических произведений многих других народов он сложен от начала и до конца в стихотворной форме, что свидетельствует об уважении киргизов к искусству стихосложения. Эпос состоит из полмиллиарда стихотворных строк и превосходит по объёму все героические эпосы других народов. Такой масштаб объясняется прежде всего своеобразной историей киргизской нации, которая считается одной из древнейших в Средней Азии. Она складывалась на протяжении многовековой истории. Киргизов часто пытались завоевать: кочевые племена кидани в X в., монголы в XII в., джунгары (калмыки) в XVI-XVIII вв. Киргизский этнос сумел выстоять и остаться в анналах истории. Мир кочевых народов был жесток, слабые погибали, а сильнейшие заявляли о своём праве на существование.

Многовековая борьба киргизов за своё место в истории получила наиболее полное и широкое художественное отображение в эпосе «Манас». Он стал своеобразной летописью народа, заменяя кочевому народу и письменную литературу, и изобразительное искусство, и театр. Это был обобщённый тип искусства, содержащий в себе зачатки всех видов творчества. В нём нашли отражение вся жизнь киргизского народа, его этнический состав, уклад жизни, суждения о человеческих достоинствах и пороках. К эпосу постепенно добавлялись самостоятельные сказания, легенды и поэмы. Это произведение можно сравнить с полноводной рекой, которую дополняют многочисленные притоки.

Если бы не сказители эпоса-манасчи, это произведение не дошло бы до нас полностью. Они сохранили и донесли его до нас, передавая из уст в уста, дополняя содержимое новыми красками. Среди них особенно выделяется незаурядным талантом Саякбай Каралаев: его сказительское искусство стало вершиной национальной эпической культуры. Чингиз Айтматов называл его «Гомером XXI века». Великий манасчи был темпераментным мастером импровизации. Полная текстологическая запись эпоса «Манас» в исполнении Саякбая Каралаева производилась в период с 1932 по 1947 годы. Она содержит более 500 тысяч стихотворных строк эпоса.

31 стр., 15235 слов

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ...

... народного творчества, в третьем о развитии духовной культуры киргизского народа. Глава 1. Социально–экономические условия развития духовной культуры народов Центральной Азии 1.1 Общая характеристика социально – экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии Прежде ...

Манасчи совмещали в себе качества историка, поэта, артиста и музыканта. Они перенимали традицию чтения эпоса по наследству, дополняли его идейно-художественное содержание и передавали его в форме поэтическо-музыкальной импровизации, удерживая в памяти тысячи стихотворных строк, а ритм поддерживали активной жестикуляцией и лицевой мимикой. Манасчи умели держать слушателей в напряжении часами благодаря гипнотической силе слова и драматизму повествования.

Начиная рассказ какого-либо эпизода сдержанно, манасчи постепенно усиливал эмоциональный накал повествования и переходил почти на крик, заставляя сердца слушателей трепетать. Он как-будто погружался в те бурные события самого эпоса, становился их участником, радовался и страдал наравне с героями. Эта особенность живой, пламенной передачи содержимого эпоса, отличает «Манас» от эпической культуры других стран, делая манасчи уникальным явлением, которое присуще лишь киргизскому народу.

Идейно-художественная особенность эпоса «Манас» состоит в переплетении реальных событий и мифов. Язык эпоса отличается выразительностью и обилием образов. В повествовании используется богатейший материал устного народного творчества. «Манас» стал самым крупным памятником киргизской словесности и сыграл огромную роль в формировании национального языка, обогащении словарного запаса и грамматических норм. Историческое значение эпоса заключается ещё и в том, что он оказал существенное влияние на формирование национального характера киргизского народа. Эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения, воспевая любовь, верность родине и истинную дружбу.

Люди рождаются и умирают. Солнце восходит и гаснет на закате. Герои же остаются в стихах и песнях новых поколений, пока жива народная память.

«Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гинесса, как самый объёмный эпос в мире.

Сочинение на тему “Значение эпоса ‘Манас’”

В современных инициативах, направленных на более глубокое понимание феномена сказания эпоса «Манас», важно рассматривать все компоненты феномена в их взаимосвязи. Акцент на взаимосвязи всех компонентов также важен и в практических инициативах, направленных на поддержку существования феномена сказания эпоса «Манас» в современном обществе.

эпос манас культура сказание

Все это, своего рода, историческая или даже генетическая память, это некое внутреннее знание каждого кыргыза. Однако известно, что любое знание рано или поздно устаревает, принося сомнения, разочарование, а потом и безразличие. Как следствие, это приводит к утере своих корней. Именно поэтому обновление понимания значений древних и глубинных явлений – важная основа сохранения связи со своей коренной культурой. Это, в свою очередь, является важным условием выживания в контексте сегодняшнего кризиса рационально-потребительского (материалистического) мировоззрения, поскольку наша собственная традиционная культура носит в себе множество хороших и естественных для нас (а значит, легко усваиваемых) способов поиска себя, саморазвития и самореализации человека в этом непростом мире. А что, если и нам – кыргызам сегодня в самую пору задуматься – не устарело ли наше знание о стержневом явлении нашей культуры, нет ли каких-либо других аспектов феномена сказания эпоса «Манас», о которых мы ещё не задумывались и которые остаются нераскрытыми? Возможно, такие вопросы смогли бы нас вывести на новые горизонты понимания себя, окружающего мира и даже разнообразных процессов, происходящих в мире в последнее время.

3 стр., 1296 слов

Мировое значение эпоса “Манас”

... на достижение мира и взаимопонимания, и оно осознает, что спасение в культуре и знании. На сегодняшний день издано более 70 новых названий книг по эпосу «Манас» и истории ... в мировом культурном пространстве, для возвышения чувства национального достоинства и духовного возрождения всего многонационального народа Кыргызстана, в создании им своего суверенного демократического общества. Эпос «Манас» - ...