«Работа над сочинением в начальных классах»
работа над сочинением в начальных классах
Написание сочинений — одно из сложных упражнений по развитию речи в начальной школе. Уже с первого класса мы ведем немалую подготовительную работу, но все же большинство детей с опаской и нежеланием приступают к написанию сочинения. Развитие речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений. Научить ребят видеть красоту окружающего мира, пробудить в их сердцах любовь к родной природе, а затем передать это при помощи сочинения – это задача учителя. Конечно, у каждого учителя имеется свой опыт работы по обучению написания сочинений.
в первом классе
Во втором классе, В третьем классе, В четвертом классе
Итак, начиная с первого класса, осуществляется целенаправленная работа по развитию речи младших школьников. Вырабатываются умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, приобщение к нормам литературного языка. Совершенствуются речевые умения, полученные детьми до школы.
Как же научить ребенка писать сочинения, с чего следует начать?
Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы, определяющей круг вопросов, которые должны быть освещены в тексте. Поэтому учителю следует так формулировать заглавие, чтобы оно, помогало детям правильно понять и раскрыть тему. Например, тему сочинения о зиме можно сформулировать так: «Здравствуй, гостья-зима!», « Зимние забавы», «Зимний лес» и др.. Если же обучающимся предлагается общая, широкая тема, то они не в состоянии раскрыть ее глубоко, отдельные детали ее будут слабо связаны между собой.
Наблюдения за природой дают богатейший материал для расширения словарного запаса детей, для развития их речи.
Постоянные изменения в природе: мороз и снег, первые проталины и ручейки, прилёт птиц и весеннее цветение — дают учащимся темы для наблюдений и рассказов. Проводится интересная, почти ежедневная работа над синонимами, образными выражениями, отрабатывается словарь «осенних», «зимних», «весенних» слов.
Перед сочинениями дети систематически получают задания: присмотреться к окружающей природе и постараться найти слова, чтобы описать увиденное.
Большое значение придаю выполнению трёх условий на уроке:
Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов
... курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение. Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры 1.1 Истоки и виды декоративно - прикладного искусства Декоративное искусство ... приходят и в школу, где сохраняют проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение ...
-
обеспечению правильной речевой среды;
-
созданию предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся;
-
активизации словаря.
Тему сочинения «Зимушка-зима» подсказал неповторимый снежный день. На прогулке дети с восторгом рассматривали белоснежные сугробы, любовались падающим снегом, изумлялись открывающимся им дивным зимним картинам. Это послужило началом подготовки к сочинению. А на следующий день на уроке мы вернулись к теме сочинения и определили, о чём будем писать.
На уроке чтения мы вместе с детьми обсуждаем, как будем раскрывать тему сочинения. Дети уже знакомы с частями сочинения: вступлением, основной частью и заключением. План составляем коллективно, ученики записывают его в черновиках, а я на доске. Обсуждаем, что и как будем писать в каждой части, с каких слов можно начать работу, записываю их на доске: «Однажды…, как-то раз…, а вы знаете…и т.д.». Напоминаю детям, что вступление может быть коротким: 1-2 предложения.
Затем обсуждаем основную часть. Дети больше говорят сами. Напоминаю, что в основной части может быть 5-10 предложений. Зачем указывать объем? Для слабого ребенка достаточно составить и записать 5 предложений, для сильного — 10-12 предложений, и обоих нужно похвалить. (Делаю это на следующий день, анализируя работы учащихся.)
В заключительной части сочинения учу детей выражать свои чувства: радость, огорчение, сочувствие и т.д. Моя задача на уроке — редактировать работы учеников. Я отмечаю удачные предложения, неудачные предлагаю обдумать еще раз (не смысл, а структуру, обороты).
К концу этого урока все дети справляются с работой. Следующий урок посвящаю анализу сочинений каждого ребенка. Отмечаю хорошие стороны работы, ставлю за содержание текста лишь «5» или «4». Этот урок очень нравится детям, они с нетерпением ждут результатов и похвалы учителя.
При систематичном проведении таких уроков дети к концу 4-го класса: сами пишут, редактируют, переписывают. При анализе работ иногда просят не читать заключительную часть, где описаны их переживания, чувства, ожидания, так как становятся взрослее.
Таким образом, в начальной школе учащиеся учатся строить устные и письменные высказывания по собственным наблюдениям. Систематическая работа над текстом дает ребятам возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.
Итак, в каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и наша задача – не дать угаснуть этой искорке.
Как научить ребенка писать сочинения
... работы, как писать сочинение: Как работать над сочинением 1. Тема сочинения Обсудите вместе с ребенком тему сочинения и определите: о чем писать в сочинении ... в глаза» сами. Виды сочинений Ученики постарше пишут несколько видов сочинений: Сочинение по картине , Сочинение по картине во вступлении необходимо ... так много, как зимой или весной. А, в-третьих, осенью мы празднуем мой День рождения, и ...
Предлагаю познакомиться с некоторыми интересными детскими работами.
Любимое время года — зима.
Наступает зима. Она придет к нам со своими жгучими морозами и искрящимся снегом.
Зима — очень красивое время года. Когда идет снег, все вокруг становится белым, сказочным. Я люблю, когда зимой начинает идти пушистый снежок. Я ловлю узорные снежинки, подношу к глазам и внимательно рассматриваю их. Но они быстро тают. Снежинки очень красивы, они бывают разные: похожие на иголочки ели, маленькие, словно крошечные хрусталики, большие. Я люблю поваляться в снегу, потому что он пушистый и мягкий. Мне нравится строить из него разные фигурки. Например, снеговика, диванчик, столик. Зима дарит нам крепкие морозы. Иногда бывают оттепели.
Мне очень нравится зима. Это прекрасное время года.
Зимой.
Зима — не только прекрасная, но и хитрая, она хочет быть Королевой Земли весь год и не уступает места весне. А бывает и так, что Зима загрустит — и тогда целый день падают ее слезинки-снежинки на землю. Как они прекрасны! В лучах заходящего солнца переливаются разными цветами, словно кто-то рассыпал разноцветные камни.
В этом году Зима долго не уступала дорогу Весне. Она цеплялась снежными крыльями за крыши домов. Она лежала на земле пушистыми сугробами. И ни за что не хотела уходить. Ты прекрасна, Королева Зима!