Лев Николаевич придерживался мнения, что хорошим произведение может быть лишь в том случае, когда автор в нём любит свою главную мысль. По его признанию, в изучаемом романе главной является «мысль народная». Она заключена в том, что не столько изображается весь народ, его быт и общественная жизнь, сколько в том, что в конце повествования показывается, что каждый из положительных героев становится причастен к его судьбе.
Тем, кто пишет сочинение или делает доклад о «мысли народной» в эпопее Толстого, также следует учитывать, что под понятием «народ» Л. Н. Толстой подразумевает не только огромную массу, состоящую из крестьянства и других низших слоёв, а всё общество.
Образ народа
Толстой включал в понятие «народ» не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.
С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.
Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.
Прозрение Пьера Безухова
удивительным образом сблизили представителей всех общественных слоёв
Забыв свои обиды на несправедливость помещиков перед угрозой порабощения иноземцами, крестьяне стали бок о бок с «господами» на защиту Родины.
Так, Пьеру Безухову, все стремления которого направлены на участие в изгнании захватчиков с родной земли, познать истинные жизненные ценности помогает крестьянин Платон Каратаев. И когда французы предлагают Пьеру перевестись в офицерский балаган из солдатского, он отказывается потому, что желает разделить свою участь с простыми людьми, ставшими близкими для него.
9 стр., 4391 словНаташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)
Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир») (371 слово) Когда Лев Николаевич Толстой увлекся созданием ... письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. ... полетела бы. Вот так!» – восклицает Наташа. Она близка к простому народу. Искренне радуется святкам и ряженым, с ...
Сочинения
Война и мир — роман, который постепенно трансформировался из некогда задуманного произведения о декабристе в гениальную эпопею о мужественном подвиге нации, о победе русского духа в битве с наполеоновской армией. В итоге родился шедевр, где как писал сам Толстой, основной мыслью явилась мысль народная. Сегодня в сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать.
Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и его быт, а показал судьбу нации. При этом народ для Толстого — это не только мужик, солдат и крестьянин, это и дворяне, и офицеры, и генералы. Словом, народ — это все вместе взятые люди, все человечество, которым двигала общая цель, одно дело, одно предназначение.
В своей работе писатель поминает, что история пишется чаще всего как история отдельно взятых личностей, однако мало кто задумывается, о движущей силе в истории, которой и является народ, нация, дух и воля людей, что объединяются вместе.
В романе Война и мир мысль народная
Для каждого героя война с французами стала испытанием, где и Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и Петя Ростов, и Долохов, и Кутузов, и Тушин, и Тимохин все сыграли свою роль наилучшим образом. А главное, себя проявили обычные люди, которые организовали отдельные небольшие партизанские отряды и громили врага. Люди, которые сжигали все, чтобы не досталось ничего врагу. Люди, которые отдавали последнее русским солдатам, чтобы поддержать их.
Наступление наполеоновской армии выявила в людях лучшие качества, где мужики, забыв о своих обидах, бок о бок воевали со своими господами, защищая Родину. Именно мысль народная в романе Война и мир стала душой произведения, объединив крестьянство с лучшей частью дворянства одним делом — борьбой за свободу Родины.
Патриотически настроенные люди, среди которых были и бедняки крестьяне, и дворяне, и торговцы — это и есть народ. Их воля столкнулась с французской волей. Столкнулась и показала настоящую силу, ведь воевали люди за свою землю, которую нельзя было отдавать врагу. Народ и сформированные отряды партизан стали дубиной народной войны, которая не дала ни единого шанса на победу Наполеону и его армии. Об этом и написал Толстой в гениальном романе Война и мир, где основной мыслью стала народная.
Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»
А какую оценку поставите вы?
Единение с солдатами князя Андрея
Когда Андрей Болконский командовал полком в битве под Аустерлицем, он впервые почувствовал единение с народом. Он увидел в солдатах, выходцах из крепостных крестьян, героев-патриотов, которые ради спасения Отечества готовых пойти на смерть.
Война в романе Тихий дон (гражданская война)
... образы двух войн, которые сильно различаются друг от дружки. Но так же, есть нечто схожее, что помогает соединить их и делает схожими, - бесцельность и алчность. Война в романе Тихий дон ... дает прочувствовать те ужасные годы и мучения народа. Вникая в сюжеты, читатель ощущает волнение и ужасный приход гибели. Гражданская война была не такой ужасной и бесцельной. Страх ...
Ринувшись в бой со знаменем в руках, он не рассчитывал на то, что простые солдаты последуют за ним. В ответ на призыв командира: «Ребята, вперёд!», они, не раздумывая, бросились на врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе за свободу Отчизны.
«Война и мир»: мысль народная в романе
Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.
На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.
Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.
Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.
Русская графинюшка , Наташа Ростова убирает с подвод имущество, чтобы освободить транспорт для раненых
Об истинном народном духе, присутствующем в Ростовой, говорит и эпизод, в котором она пускается в пляс в доме дядюшки после охоты. Сам автор не устаёт восхищаться своей любимой героиней, задаваясь вопросом: как, где и когда она впитала в себя из русского воздуха этот дух и приемы, те самые, которые нельзя изучить и которым невозможно подражать? Ведь она «графинечка», и её воспитанием занималась гувернантка-француженка.
Герои романа и «мысль народная»
Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».
Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.
Мысль народная в романе Война и мир Толстого
... врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе ... в, а всё общество. Народ в романе «Война и мир» Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, ...
Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.
Характеристика образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – сочинение по теме
Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.
Тихон Щербатый
Толстой показывает также партизанское движение. Его ярко представляет Тихон Щербатый. Это непокорный, хитрый и ловкий человек, использующий свои умения в борьбе с французами. Его активность способствует успеху русских. Командир Денисов испытывает гордость за бойца.
В отряде Тихон выделяется небывалой удалью, сочетающейся с отчаянной смелостью. И если раньше этот мужик противостоял «мироедам» в свой деревне, то сейчас, оказавшись у партизан, он для них становится очень полезным, одним из лучших. В этом персонаже видны основные черты русского характера.
Платон Каратаев
Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.
Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.
Дорогие образы простых людей
Речь идёт о:
- солдатах;
- партизанах;
- дворовых;
- мужиках;
- торговых людях;
- городской бедноте.
Описывая его, Толстой говорит о присущих Платону
- смирении;
- рассудительности;
- религиозности;
- патриархальности;
- спокойствии;
- незлобивости;
- непротивлении.
Эти черты Лев Николаевич высоко ценил в русских крестьянах.
Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману ...
... для Толстого, по-моему, важно не достижение цели, а именно ее поиск — поиск «настоящей жизни». Предварительный просмотр: Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры. “Настоящая жизнь” в понимании Л.Н. Толстого. Известнейший роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863 ...
Тихон же является воплощением народа-богатыря, который поднялся на борьбу в военную годину, в дни, критическое для страны.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:
Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.
Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.
В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться — с другой.
Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.
Дубина народной войны
Теме народной войны принадлежит в романе особое место. Автор всячески подчёркивает мысль об истинной народности войны 1812 года. Ведь люди поднялись на борьбу с иноземцами самостоятельно. Наибольшую известность приобрели отряды, руководимые Денисом Давыдовым и Василисой Кожиной. В романе его герои также организовывают свои отряды. Речь идёт о Денисе Давыдове и Фёдоре Долохове.
Борьбе, которую партизаны ведут с врагом не на жизнь, а на смерть, Лев Николаевич дал название дубины народной войны. Её народ поднял, проявив грозную, велику силу. При этом не спрашивались ничьи правила и вкусы, дубина поднималась просто, целесообразно и, ничего не разбирая, опускалась. Она громила французов до самого конца нашествия.
Вопрос 25. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.
Л. Н. Толстой
1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Образ народа в романе — толстовский идеал «простоты, добра и правды».
3. Две России.
4. «Дубина народной войны».
5. «Мысль народная».
6. Кутузов — выразитель патриотического духа народа.
7. Народ — спаситель России.
1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.
2. В романе-эпопее, различные элементы которого объединяет «мысль народная», образ народа занимает особое место. В этом образе воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Отдельный человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Война и мир» — это «картина нравов, построенная на историческом событии», — писал Л. Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но приближающих победу. Это единение на основе нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в тяжелую для родины пору.
Война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)
... народа и войска». У Толстого чёткий и нравственный критерий: «Я люблю мысль народную вследствие войны 1812 года». Отношение человека к народу, ... совпали с Отечественной войной 1812 года. Писатель ... войны человек представляет для Толстого замечательный объект восприятия истинного смысла народного сражения без всяких предрассудков военной среды. В изображении Бородинского сражения Толстой ... сочинение.
3. В огне народной войны происходит проверка людей, и мы отчетливо видим две России: Россию народную, объединенную общими чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, князя Андрея, Тимохина — и Россию «военных и придворных трутней», враждующих между собой, поглощенных своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, они лишь изображают патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые так или иначе связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого — частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и зла». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым.
4. Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка, которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться хотят», — объясняет солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки — «не такой день». Для них это был священный момент.
5. «Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».
Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа — героизм, сила воли, простота и скромность, — воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. — Тихон Щербатый — человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.
Сочинение по толстому народы западной европы
... свою армию, а главное - свой народ. Князь Андрей говорит о Кутузове: “А главное, ... Толстой, что по повелению одного человека -Наполеона - вся Франция и примыкающие к ней страны Европы ... Западной Европе. Россия встала на пути Франции и должна была быть наказана. На мой взгляд, теория Толстого ... дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”. Главным тезисом Толстого, основанным ...
Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.
6. Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота — не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» — таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли… А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский…»
7. Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне, Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, — именно тот народ, который, забывая- о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний.
Всеобщий вклад
Лев Толстой прославляет народ, который весь поднялся на врага. Крестьяне даже за большие деньги не продавали фураж французам, поджигая его. Тем самым они подрывали мощь вражеской армии. Перед тем как враг должен был вступить в Смоленск, небогатый купец по фамилии Ферапонтов решил отдать весь товар бесплатно русским солдатам.
Жители Смоленска, Москвы, покидая свои жилища, сжигали дома, не желая, чтобы они перешли к врагу. Семейство Ростовых, довершив окончательно своё разорение, для вывоза раненых солдат отказалось от своих подвод. А Пьер Безухов на свои деньги, которые были огромными, сформировал целый полк. Его он взял на полное обеспечение. Сам же, оставшись в Москве, дабы обезглавить вражескую армию, хотел уничтожить Наполеона.
Движущая сила истории
Описывая войну 1812 года, Лев Толстой дал меткую оценку её цели и характеру. Он глубоко прочувствовал роль народа, которая была решающей. Тем самым великий писатель отверг казённые оценки тех событий, которые виделись как противостояние двух лидеров — Александра I и Бонапарта.
На страницах романа автор отмечает, что ранее вся история рассматривалась как история взаимоотношений отдельных личностей. В основном это тираны, монархи. При этом никто не задавался вопросом, что является на самом деле движущей силой истории. Автор считал, что это воля и дух отнюдь не одного человека, а всей нации в целом. Толстой обозначал это как роевое начало.
Смысл названия «Война и мир» романа Л. Н. Толстого
... Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл. Темы романа-эпопеи Кадр из фильма Книги посвящены двум основным темам. Одна из них – русско-французские войны 1805 и 1812 годов. Толстой описывает войны, ... Марьи. Даже старый князь Болконский с его полувоенным обустройством быта и придирками к сыну и дочери, находится на стороне «мира» автора. Ведь в его «мире» царит порядочность, ...
Справедливая война
В романе-эпопее противопоставлены две воли. С одной стороны, это воля солдат французской армии, а с другой — воля всех русских людей. Война 1812 года для вторых была справедливой, ведь они бились за своё Отечество. Именно по этой причине их воля и дух были сильнее, чем у французов. Тем самым превосходство над Францией, победа над ней были предопределены.
Это касается:
- князя Андрея;
- Пьера Безухова;
- Пети и Николая Ростовых;
- Василия Денисова;
- Фёдора Долохова
и многих других персонажей.
И все они выдержали экзамен. При этом жизнь их изменилась коренным образом, приблизившись к жизни народа.
««Мысль народная» в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»»
Л. Н. Толстой как-то признался: «Я старался писать историю народа». Автор поставил перед собой непростую задачу, но ему оказалось под силу ее выполнить. В своем произведении «Война и мир» он пытается проникнуть в сущность русского национального характера, понять причины победы в Отечественной войне 1812 года.
«Мысль народная» лежит в основе всего произведения и каждого тома в отдельности. В разных частях романа она проявляется по-своему. Именно народ является главным действующим лицом романа, движущей силой истории. Эта тема разрабатывалась и в других произведениях писателя: в «Севастопольских рассказах», повести «Казаки» и др. Но наиболее полно и ярко она раскрылась в «Войне и мире».
У Л. Н. Толстого несколько способов раскрытия образа народа. Автор создает собирательный, обобщенный образ. Чаще всего это можно наблюдать в батальных сценах. Л. Н. Толстой подчеркивает, что для всех русских людей основными чертами характера являются «скрытая теплота патриотизма» и «чистота нравственного чувства». Эти качества проявляются во множестве сцен. Все события даются с народной точки зрения. Именно поэтому кампания 1805 года в целом оказалась проигранной. Ее интересы были чужды народу. В армии царило засилье немецких солдат и военачальников. Стоит только вспомнить повторяющийся диалог накануне и после Аустерлицкого сражения. Князь Андрей слышит его на военном совете: «Тит, а Тит, кончай молотить!». В этих словах брейтора дана народная оценка предстоящей битвы. В итоге, союзные войска обратились в бегство, а сам бой был проигран.
Характер войны 1812 года иной. Это священное, освободительное движение. С нравственной точки зрения оно целиком оправдано. Все положительные герои романа (Кутузов, капитан Тимохин, Тушин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) сближаются с народом, вместе защищают родину. Все отрицательные персонажи (князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен, Борис Друбецкой, Пфуль, Вейротер) далеки от народа и озабочены только своими личными интересами. Главную роль собирательный образ народа играет во время Бородинского сражения. В нем принимают участие не только регулярные войска, но и ополченцы. «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру ополченец, встреченный им под Можайском.
Любовь в романе война и мир толстого . любовь в произведении ...
... личность. Ничего не появляется само собой, так и любовь. Она не может возникнуть из ничего. Любовь в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» раскрывает характеры многих персонажей. Когда товарищи Николая ... Кутузов и другие…». Он даже отрицал всякого рода умствования: «В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого не любил он князя Андрея), он ...
Герой видел «мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали…» Глядя на них, Пьер уже не сомневался, что враг будет остановлен. Когда Кутузову говорят, что мужики надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти», он восклицает: «Чудесный, бесподобный народ». С такой же серьезностью к Бородинской битве готовились солдаты и офицеры, такие, как Тимохин. Он так говорит о настроении своих солдат: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Решающую роль в сражении сыграла батарея Раевского. Она приняла на себя основной удар противника. Мужество капитана Тимохина и каждого рядового солдата («краснорожего солдата» и юного офицера) определило итог сражения.
«Мысль народная» — это и композиционная основа романа. В первом томе мы встречаемся с капитаном Тушиным. Еще в палатке маркитанта князь Андрей заметил этого скромного, несуразного военного. Он стоял разувшись, немного стесняясь своего неловкого положения. Князь Андрей услышал его тонкий, тихий голос. Это был мирный, добрый человек. Но он совершенно меняется по ходу сражения. Вместе со своим фельдфебелем Захарченко капитан Тушин проявляет чудеса храбрости. При этом он даже не догадывается о том, что ежеминутно совершает подвиг. Тушин ласково называет свою пушку «Матвеевной», разговаривает с ней, как с живым существом. Положение батареи капитана Тушина самое невыгодное. Он находится на холме, на незащищенной местности. Несмотря на это, создается впечатление, что силы капитана увеличиваются с нарастанием опасности. Но его подвиг не оценен по достоинству. Багратион ругает Тушина за то, что тот оставил на поле орудие, посмел выступить без разрешения командования. Князь Андрей говорит справедливые слова о том, что исходом сражения все обязаны этому скромному капитану. Князю Андрею стало горько и обидно. Он понял, что настоящие подвиги могут быть никем не замечены. А истинными героями войны являются не штабные офицеры, а скромные, неприметные воины.
Один из героев Бородинского сражения — капитан Тимохин — бросается на врага с одной «шпажкой» в то время, как два полковых командира ссорятся по вопросам субординации. Тимохин не отличается привлекательной внешностью. Автор постоянно упоминает одну и ту же деталь его облика — красный нос. Именно князь Андрей указал на Тимохина как на командира, очень хорошо понимающего мысли и чувства солдат: «Считаю, что от нас, действительно, будет зависеть завтрашний день… от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом из нас».
Когда французы пришли в Москву, город был похож на покинутый пчелами улей. Мужики Карп, Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сено в Москву за большие деньги, а жгли его. Впервые в своем романе Толстой описывает действия партизанских отрядов. Столкнувшись с народной войной, Наполеон не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война «велась противно всем правилам». Толстой добавляет к этому: «Как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».
Одним из важных народных образов, связанных с партизанским движением, является образ Тихона Щербатова. Это ловкий, активный крестьянин, беспощадный к французам. Его отличает дух непокорности, свободолюбия, бунтарства. Он является гордостью партизанского отряда Денисова. Противоположен ему по характеру Платон Каратаев. У этого крестьянина своя житейская мудрость. Он помогает Пьеру пережить французский плен. Каратаев успокаивает героя, утверждает, что рано или поздно эти ужасы закончатся, надо только подождать. Речь Платона наполнена пословицами и поговорками. Это настоящий источник народной мудрости. Пьер понимает, как мало надо человеку для счастья. В этом убеждает его жизнь Каратаева. По мысли автора, Платон Каратаев воплощает психологию патриархального крестьянства. В конце романа Наташа спрашивает своего мужа, одобрил бы его действия Платон. Пьер не сомневается в его поддержке, потому что встреча с этим крестьянином помогла ему найти свою дорогу в этом мире.
Символическим становится эпизод охоты в имении Ростовых. Волка удалось поймать простому крестьянину. Этот волк — олицетворение наполеоновского нашествия. Именно народу принадлежит победа в Отечественной войне 1812 года. Каждый герой из народа воплощает определенные черты, свойственные национальному характеру. Кутузов был близок простым солдатам, поэтому он точно угадывал итоги многих сражений. Наполеон не принял всерьез широкое народное движение и проиграл. Толстой всем сердцем верил в великое будущее русского народа, потому что в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда».
Фальшивый патриотизм
В романе в противовес истинному патриотизму показан и фальшивый, показной. Так, московский градоначальник, выведенный под фамилией Растопчин, должен был организовать вывоз ценностей из Москвы, но обязанности своей не выполнил. Вместо этого он раздавал оружие и афиши. Его целью было — волновать народ ради «красивой роли руководителя народных чувств», ради «героического эффекта».
Ярким типом карьериста является Борис Друбецкой, ловко и умело использовавший связи и искреннее расположение людей, притворяясь патриотом. Его целью было лишь продвижение по служебной лестнице. Подняв проблему патриотизма, истинного и ложного, Толстой ярко обрисовал картину военных будней. А также ясно выразил, как он относится к войне.
Непобедимая сила
В романе Лев Николаевич показал, что народную силу победить нельзя. Ведь добро, простота и правда есть почти в каждом русском человеке. И истинный патриотизм не измеряется рангами, не ищет славы, не строит карьеры.
Толстой говорит о двух сторонах жизни, присутствующих в каждом человеке. Это личная жизнь, тем более свободная, чем более отвлечены её интересы. И жизнь роевая, стихийная, когда человек с неизбежностью исполняет законы, которые ему предписаны. Речь идёт о законах совести и чести, общей истории и общей культуры. Нужно о живёт в каждой главе и в каждой строке великого произведения.