В полном разгаре страда деревенская. Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова
... образ, то обобщение, типичная картина русской действительности, и сплетаются воедино в поэтических строчках великая любовь и великая печаль. В полном разгаре страда деревенская... ... ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова — Орина, мать солдатская, потерявшая сына из-за ... их устами. Образ русской женщины занимает центральное место не только в лирике, но и в поэмах Некрасова. От ...
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая. жадно подносит губы опалённые. слёзы солёные .
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый. равнина безлесная. ширь поднебесная. солнце нещадно палит, косуля тяжёлая. жбан, заткнутый грязной тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька .
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова).
Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее. а мать его многострадальна (эпитеты).
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.
Русские женщины (по произведениям Некрасова)
... преданность русских женщин. Анализ стихотворения Русские женщины по плану Темы, проблемы и настроение Основная тема – преданность жены , которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» ... для поэта было показать именно то, что русская женщина всегда способна на подвиги. Сочинение на тему: “Русские женщины Некрасова” События 14 декабря 1825 года вызывали ...
Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?
Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
- Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»).
Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Судьба русской женщины в произведениях Некрасова
... Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок ... работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов ...
Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.
Сочинения по русскому языку и литературе
…
Сочинение на тему «Доля ты русская, долюшка женская…» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 4.00/5 (80.00%) 2 votes
Права женщин давно обсуждались в литературе и публицистике XIX века. Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было омрачено унижениями, с жизнью простой крестьянки. И кто, как не Николай Алексеевич Некрасов, посвятивший «лиру…народу своему», сумел так ярко, выразительно и убедительно, а главное, правдиво показать все житейские тяготы русской крестьянки: разлуку с любимым мужем, потерю сына, постоянные унижения в чужой семье, болезни, голод. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной показан в развитии: начиная с детства, заканчивая уже зрелой женщиной. Матрена Тимофеевна сама рассказывает о себе, о своей судьбе, переполняя речь поговорками, повторами, что неразрывно связывает некрасовскую героиню с русским народом. Матрене повезло в детстве: «Как у Христа за пазухой, Жила я…». С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была». Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь: он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает, что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье юная Матрена «последнею, последнею рабою». Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть. В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам, долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью. Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка «честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей приходится кланяться в ноги и покоряться. Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!» Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно заруганную и забитую мать, они способны понимать горе ближнего, даже животного. В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье, любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души. Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной и слабой «величавой славянки».
«Образ женщины в русской литературе»
... столько внимания созданию образа русской женщины. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед ...