(10) Берёза… (11) Она в сквозной дымке. (12) Вчера этой дымки не было — ночью распустились почки. (13) Что-то тут, рядом, а не даётся.
(14) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. (15) Хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив чёрных перьев на солнце. [16) Где-то в конце улицы сердито заколотился звук работающего мотора.
(17) Грачи, унося с собой шорох взбаламученного воздуха, растаяли в небе.
(18) Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов, давя ребристыми скатами и без того вмятую щебенку, прокатил лесовоз-тягач с пустым мотающимся прицепом.
(19) Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов, о тёмные, маслянисто отсвечивающие окна. (20) Но и этот отзвук должен исчезнуть. (21) Непременно. (22) И он исчез.
(23) И берёза в зелёной дымке, которой вчера не было… (24) Вот-вот — тайна рядом, вот-вот — сейчас!..
невидимого, неслышимого, что заполняет улицу, крадётся мимо.
(29) Хлопнула где-то дверь, кто-то из людей вышел из своего дома. (30) Скоро появится много прохожих. (31) И улица снова изменится. (32) Скоро, пройдёт немного времени…
(33) И Дюшка задохнулся — он понял! (34) Он открыл! (35) Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущееся мимо: «Пройдёт немного времени…»
(36) Время! (37) Оно крадётся.
(38) Дюшка его увидел! (39) Пусть не само, пусть его следы.
(По В. Тендрякову.)
Сочинение1
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»,-так считает языковед
Е. В. Джанджакова. Действительно, для нас должно быть важным не только то, что сказано в тексте, но и то, как написано. Попробую доказать на примере данного текста.
Писатель В. Тендряков использует такое лексическое явление, как метафора, которая придаёт тексту определённую эмоциональность и выразительность. Чтобы подчеркнуть мысль о быстротечности прожитых лет главного героя, Тендряков пишет о времени, что оно «невидимое и неслышимое, крадущееся мимо» (34).
Обратите внимание
Состояние Дюшки накануне смерти автор убедительно передаёт через повторение предложений: «Скоро, пройдёт немного времени…»(32,35), «Оно крадётся» (28, 37), которое придаёт экспрессивность художественному тексту, помогает заострить внимание на самом главном: жизнь прожита, и время требует подвести определённый итог.
Сочинение первый снег лег на сухую землю скоро растает
... споря, чей будет лучшим. Первый снег приносит счастье! Сочинение на тему Первый снег Утром выглянула в окно, а там всё белым-бело. Снег шёл всю ночь и укрыл землю белым пуховым покрывалом. ... снежок, аккуратно падает на лицо и щекочит щеки. Диву даёшься такой красоте и волшебной атмосфере. Первый снег это чудо, и пока он не растаял то нужно им ...
Таким образом, могу сделать вывод, что текст В. Тендрякова доказывает правоту высказывания лингвиста. Для того чтобы донести основную мысль, автор использует художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.
Сочинение 2
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»,- так писал лингвист Александр Александрович Реформатский. Попытаюсь доказать достоверность высказывания на примере текста В. Тендрякова.
Язык В.Тендрякова очень прост и доступен для понимания. Обратимся к такому разделу языкознания, как синтаксис. Показывая образ берёзки, писатель вводит в предложение однородные определения, которые помогают более точно описать деревце.
Дюшка смотрел на «молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком» (1).
Герой в ожидании: вот-вот зародится новая жизнь. Ощущение чего-то таинственного и великого автор достигает через введения обособленного определения (4,8).
Чувствуется гармоничное ощущение человека, прожившего долгую жизнь, таинственного мира природы.
Итак, читая текст В. Тендрякова, чувствуешь простоту его слога, которая придаёт тексту эмоциональность, яркость, и хочется общаться с главным героем, читать и наслаждаться языком писателя.
Сочинение 3
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»,- так считает
Георгий Яковлевич Солганик. Попробую доказать на примере текста В. Тендрякова.
Художественный текст отличается образностью, писатель вводит красочные описания, добивается этого благодаря вводу таких выразительных средств, как: метафора, эпитет. Главный герой очарован таинственностью уходящего дня, которую он хотел понять.
И вдруг грачиное «хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив чёрных перьев на солнце» (15), тишину разорвал грубый машинный «рык» и грохот «расхлябанных металлических суставов» (18)Художник слова ввёл эмоционально-окрашенную лексику, передавая тем самым своё отрицательное отношение к грачам и трактору, которые мешают Дюшке сосредоточиться на чём-то важном.
Тендряков в конце текста использует такое грамматическое явление, как риторическое восклицание (33,34,36,38), которое помогает понять читателю, насколько сильно взволнован герой. Эти предложения указывают на эмоциональную напряжённость Дюшки: наконец-то он сделал для себя открытие.
Важно
Таким образом, я могу ещё раз подтвердить мысль Г.Я.Солганика, что «специфика языка художественной литературы» заключается в том, что писатель, используя лексические и грамматические явлении, умело «рисует, показывает, изображает» то, что творится в душе человека, то, что нам невозможно увидеть, а только почувствовать глубокий внутренний мир.
Тендряков В.Ф. По повести “Расплата” – Списывай.ру
Текст:
(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:
Образ и характеристика василия егоровича князева в рассказе “чудик” шукшина
... себе лучшие черты русского национального характера. Образ Чудика Образ Чудика Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов ... милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой ...
(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?
(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!
(9) – Вы учите – будь только честным и никак по-другому?
(10)- Учу.
(11)- И зла никому не делай – учите?
(12)-Учу.
(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?
(14)-Тоже.
(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!
(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?
(20) – Я хочу… – Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно.
(22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди.
(24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась.
(26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.
(29) – Всех этому научить или только одну вашу дочь?
(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (ЗЗ)Не пугает это вас?
(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. (З6)Выхода нет – приспособляйся к нему.
(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…
(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.
(44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!
(По В. Тендрякову)
Сведения об авторе:
Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) – прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.
Основные проблемы:
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)
Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Роль родительского ...
... от родителей, которыми, к печали или радости, может стать практически каждый. Итоговое декабрьское. 11 класс Другие сочинения: ← Роль музыки в жизни человека↑ 11 класс и ЕГЭРоль интернета в жизни человека → Роль отца в жизни ребенка Отец в семье ...
2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает.
В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.
2.
По мнению автора, мир можно«попробовать как-то исправить», изменяя самого себя в лучшую сторону.
В. Ф. Тендряков
Ранние рассказы Владимира Тендрякова (1923-1984) стилизованы под очерки – строгое, сдержанное слово, скупая описательность, репортажная оголенность конфликта. Все коллизии прямо связаны с социальными обстоятельствами, складывающимися в повседневной жизни людей, прежде всего на производстве.
Но социальные обстоятельства интересуют Тендрякова не сами по себе, а лишь как условия среды, в которой существует человек.
Тендряков был одним из первых, кто обнаружил разлагающее воздействие на человеческую душу норм и порядков, укоренившихся в советской системе хозяйствования, в сфере трудовых отношений (которая считалась самой главной ареной действия законов социализма).
Совет
Широкую известность получил рассказ Тендрякова “Ухабы” (1956).
Здесь уже проявились характерные особенности творческой манеры писателя – он проводит некий психологический эксперимент, воссоздает острую драматическую ситуацию, требующую от человека делать выбор и принимать решение.
В “Ухабах” изначальная ситуация такова: на размытой дождями дороге перевернулся грузовик с пассажирами, один из них тяжело ранен, из всех пассажиров директор МТС Княжев меньше других растерялся, организовал людей и сам тащил носилки с раненым, но когда от него же потребовали выделить трактор, чтоб доставить человека в больницу, Княжев непреклонен.
Оказывается, есть две морали. Первая – частная, личная: “Я все сделал, что от меня зависело”. Вторая – государственная, безличная: “Никак не могу распоряжаться государственным добром не по назначению”. Княжев – не исключение, подобным образом рассуждают и председатель сельсовета, и участковый милиционер.
Следовательно, речь идет о явлении – об отчуждении того, что считается благом государства, от блага отдельного человека.
И в целом ряде других своих произведений Тендряков продолжает исследование изменений, происходящих в душах людей, которые в своей повседневной жизни, на работе, имеют дело с обстоятельствами не теоретического, а “реального социализма”.
Если в рассказе “Падение Ивана Чупрова” (1953) автор рисует только в негативных тонах своего героя, рачительного и оборотистого председателя колхоза, который в условиях постоянного дефицита шел на всякие противозаконные сделки и сам все ниже и ниже опускался, то уже героиня повести “Поденка – век короткий” (1965) Настя Сыроегина, что подожгла свинарник, чтобы скрыть приписки, предстает прежде всего как жертва сложившейся системы имитации работы с ее надуманными инициативами, дутыми рекордами, фальшивыми успехами. Наконец, в романе “Кончина” (1968) Тендряков создает монументальный и зловещий образ целого колхозного социума – со своим жестоким и циничным хозяином, в которого превратился получивший в руки почти неограниченную власть ничтожный мужичонка Евлампий Лыков, с кучей опричников и прилипал, со своей системой подавления всяческой строптивости, с развалом и разором, который неминуемо следует за подавлением в людях
Образ Дона в романе «Тихий Дон
... Даже если их осталась всего горстка, пройдет время, и слабые ростки превратятся в настоящий лес! На этой странице искали : образ дона в романе тихий дон Сохрани к себе на стену! ... реки становились алыми от крови. И Дон – не исключение. Так почему автор назвал его тихим? Я думаю, что здесь скрыт особый смысл. Образ Дона в произведении – очень важен. Река, которая ...
Человеческого достоинства. Тендряков показал, как этот противоестественный уклад формировал особый менталитет – смесь холуйства и наглости, рабской приниженности и почти религиозной веры в хозяина.
Этот менталитет глубоко проникает в души людей и еще очень долго живет в них после смерти того, кто стал символом системы: “Евлампий Лыков умер, Евлампий Лыков жив.
Обратите внимание
Жив в бабах, которые только что величали его “кормильцем”, жив в Пашке Жорове, в бухгалтере Слегове теплится… Лыков стал привычкой, – предупреждает автор. – От своих привычек люди легко и быстро не отказываются – только с болью, только с боем”.
Фактически Тендряков создал галерею художественных образов, в которых сосредоточены психологические, духовные болезни и изломы, порожденные “советским образом жизни”.
Есть определенная логика в том, что позже, на рубеже 1960-1970-х годов, Тендряков написал несколько рассказов, обращенных ко временам начала коллективизации.
В центре каждого рассказа – абсурдная по своей сути коллизия: идет разор великолепного подворья, раскулачивание рачительного хозяина (“Пара гнедых”); деревенская дурочка называет себя невестой Сталина, и оттого ее кликушеские вопли нагоняют дикий страх на обывателей (“Параня”); в богатой, хлебородной стране умирают с голоду тысячи людей, которых раскулачили и согнали с насиженных мест (“Хлеб для собаки”), Тендряков пытается документально удостоверить социальный абсурд: во-первых, свидетельствами героя-повествователя, мальчика, на глазах которого все это происходило, а во-вторых, своеобразными “документальными репликами” (как их называет сам автор), где надо – со статистическими данными, где надо – с цитатами из официальных источников, которые придают кажущемуся немыслимым абсурду не просто фактическую достоверность, а весомость закономерного явления.
Таким образом, писатель убеждает в том, что вскрытые им в живой современности вопиющие противоречия между нормами человечности’, даже простым здравым смыслом и правилами “победившего социализма” не образовались вследствие извращения идеи в процессе ее реализации; они, эти противоречия, присутствовали с самых первых шагов продвижения по новому пути. Значит, они были заложены изначально в самой идее. Подобные выводы были совершенно неприемлемы для официальной идеологии, поэтому “Пара гнедых” и другие рассказы, написанные в 1969-1971 годах, смогли увидеть свет лишь спустя два десятилетия.
(No Ratings Yet)
Проверенное сочинение по тексту «То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами…» В. Тендрякова
Григорий Мелехов в поисках правды в романе Тихий Дон, Шолохов. ...
... Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о нем следующее: родился в потомственной семье донских казаков, ... сострадание, гордость и независимость. Отличался от других казаков ... добрым казаком». 13.1915 г. Спасение Степана Астахова. 14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого. 15. Предчувствие беды, ранение. 16. Григорий ... от лжи? Какой выбор сделать? ...
Проверенное сочинение по тексту «То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами…» В. Тендрякова
Введение:
Жизненный путь всегда труден. Человек проходит множество испытаний, подвергается опасности, попадает в экстремальные ситуации , но самое главное в этих ситуациях – несмотря ни на что остаться человеком.
Проблема:
человечности.
Иллюстрация:
(Так не говорят. «Было в глазах русских и немцев» – лучше так.)
«Совершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой», – такой вывод делает автор текста. (Одна из самых распространенных ошибок. Никогда не пишите о выводах автора в иллюстрации. Сам пример неплохой, но слово «вывод» нужно заменить)
Позиция:
Свою позицию В.Ф. Тендряков выразил в мыслях героя отрывка Аркадия Кирилловича: «Ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое.
Его можно подавить, но не уничтожить » (Излишнее цитирование)
Не могу не согласиться с писателем, так как считаю, что человечность – одно из важнейших качеств личности.
уничтожить,
Аргументы:
В подтверждение своего мнения приведу пример из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня Мария во время войны осталась одна на хуторе.
На ее глазах были убиты муж и сын, но это не сломило ее. Она смогла сохранить человечность: приютила эвакуированных детей, помогла молодому раненому немцу восстановиться после ранения.
(Не факт)
(Противоречит позиции автора, с которой ты, кстати, согласилась).
На Кавказе творится страшное: местных жителей держат в страхе чеченцы, которые грабят поселения и издеваются над мирным населением. Эти люди бесчеловечны, они зверски убивают одного из Кузьменышей и вешают его тело на забор.
Человечность в этих людях не уничтожена, она отсутствовала в них с самого начала.
Заключение:
Важно
Таким образом, человечность нельзя уничтожить. Малая доля ее есть в каждом из нас, нужно только открыть ее и выпустить наружу.
Итоги: Хорошее сочинение, видно, что очень старалась, но лично ты можешь еще лучше! Подумай, как правильно подойти ко второму аргументу, чтобы его можно было зачесть + нужно быть внимательнее в формулировках, чтобы избежать речевых ошибок и тавтологии. Хочется отметить, что виден потенциал, и если потренироваться, то есть все шансы написать сочинение на максимальный балл)
Формулировка проблем исходного текста
1/1
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
3/3
Отражение позиции автора исходного текста
1/1
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
2/3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2/2
Примеры сохранения человечности перед лицом опасности
... уничтожить, то человечность велит сохранить жизнь. Забрать ее можно, вернуть — нет. Умение простить, дать шанс исправиться — проявление истинной духовной силы. Как стать милосердным? Недостаточно только знать примеры милосердия из жизни. ...
Точность и выразительность речи
1/2
Соблюдение орфографических норм
3/3
Соблюдение пунктуационных норм
3/3
Соблюдение языковых норм
2/
Соблюдение речевых норм
1/2
Соблюдение этических норм
1/1
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
1/1
Общий балл
21/24
Структура сочинения формата ЕГЭ 2016 | Русский язык и литература | Педагогический опыт / Всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей
Автор: Чибышева Ирина Филипповна
Организация: МОУ Рудногорская сош
Населенный пункт: Иркутская область, г. Рудногорск
I. Вступление + формулировка проблемы
II. Текстуальный комментарий проблемы (в этом году он “стоит” 3 балла!)
- Комментарий соответствует высшему баллу, если экзаменуемый, опираясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает путь автора от формулировки проблемы к основным выводам, логику рассмотрения проблемы, систему аргументов. Тем самым в работе будут выделены ключевые моменты проблемы.
III. Позиция автора
IV. Согласие с автором + формулировка тезиса собственной точки зрения
V. Аргумент собственной точки зрения – 1
VI. Аргумент собственной точки зрения – 2
VII. Заключение (вывод)
Текст Тендрякова В.
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.
(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.
(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.
(10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.
(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.
Учитель аркадий кириллович решил продолжить разговор. по тексту В
... Тендрякову) Сочинение Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте. Герой рассказа, Аркадий Кириллович, ...
(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить.
(22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?
(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.
(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин.
(32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.
(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.
(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием.
(36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил.
(37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.
(По В. Тендрякову)
Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.
Образец сочинения по тексту В. Тендрякова
Проблем в современном мире много, одна из них – проблема сострадания.
Способно ли чувство сострадания объединить недавних врагов? Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает русский советский писатель Владимир Фёдорович Тендряков.
Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, автор передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища.. Герой рассказа Аркадий Кириллович, увидев дрожащего от холода раненого немецкого солдата, стянул с себя полушубок и накинул ему на плечи.
В этот момент они перестали быть врагами. А через некоторое время мы узнаём, что под горящими стенами погибли два солдата: немецкий, бросившийся в огонь, и татарин, кинувшийся его спасать.
Автор считает, что никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания. Именно чувство сострадания способно объединить недавних врагов. С мнением автора трудно не согласиться. В любом человеке изначально заложены доброта, порядочность, милосердие, отзывчивость. И проявляются эти качества, как правило, в критических ситуациях.
Мне сразу вспоминается Мария, героиня повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая».
На её глазах казнили мужа и сынишку, сожгли всю деревню… Почему Мария, увидев раненого немецкого солдата, не заколола его вилами? Что заставило её встать перед ним на колени, смочить водой его потрескавшиеся губы, всю ночь провести рядом, а утром, когда он умер, вытащить и похоронить его? Это были как раз те запасы доброты и человечности, о которых пишет Тендряков.
Что такое человечность — примеры из жизни и литературы, как формируется ...
... детям также активно рассказывают о нравственности, моральных ценностях. сочинение на тему «Человечность» Благодаря этому, учащиеся глубже понимают разницу между « ... – одно из лучших произведений, которое учит нас состраданию. Главный герой – прототип врача Пирогова. Главный герой помог ... эти чувства идут от сердца, связаны с человеколюбием. Так часто в жизни получается, что человечность обнаруживается ...
Совет
Похожая ситуация рассматривается также Л.Н.Толстым в романе «Война и мир», когда Петя Ростов пожалел пленного французского барабанщика. Его чувства мне понятны: ребёнок испытал чувство сострадания, встретив, пусть даже на войне, другого ребёнка. Но более всего меня поразила сцена, когда оборванные французские солдаты вышли из леса и направились к русским солдатам.
Русские солдаты могли бы их убить, тк они враги, но жестокости уже нет в душе народа. Французов накормили, дали им водки. «Тоже люди», – сказал один из русских солдат. А позднее об этом же скажет и Кутузов. Значит, действительно, никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности и сострадания.
В заключение хотелось бы отметить, что именно чувство сострадания способно раскрыть в человеке его лучшие качества, сохранить в человеке человека. Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Используемые интернет – ресурсы:
http://www.saharina.ru/metod/ege/text/?name=text253