«Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, живописи, кино).
Обучающее сочинение-рассуждение о традициях русского народа»
Тема: ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЖИЗНИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА
(ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ, КИНО).
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/detskaya-tema-v-literature-i-jivopisi/
ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
О ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА
Тип урока:
Вид урока:
Форма урока:
Технология:, Возрастная группа:
Цели урока:
Образовательные:
1) обеспечить усвоение основных признаков текста-рассуждения;
2) учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению.
Развивающие:
1) развивать речь обучающихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
2) формировать монологическую речь обучающихся;
3) учить оценивать ответ товарища.
Воспитательные:
1) привлечь внимание обучающихся к вопросу о необходимости сохранения культурных ценностей;
2) поддерживать интерес обучающихся к изучению русской литературы и живописи.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: традиции , патриотизм .
Методический комментарий.
Ход урока
Первый этап.
I. Индуктор.
1. Слово учителя.
- Существует одно любопытное народное сказание.
На берегу многоводной реки стоял большой город. Со всех сторон к нему приходили караваны с товарами. На бойких базарах шла торговля искусными изделиями местных и заезжих мастеров. Однажды в город прибыл странник, который поинтересовался у старых ремесленников, долго ли стоит этот город. Ему ответили, что город стоит с незапамятных времен, что их деды и прадеды родились и умерли в нем, что никто не помнит того времени, когда их города не существовало.
… Прошли тысячелетия. На месте оживленного торгового города шумело холодное море. На пустынном морском берегу стоял рыбачий поселок. Однажды в хижину старого рыбака, вся жизнь которого прошла в трудах и заботах, вошел странник:
Давно ли вы ловите рыбу в море? Что здесь было раньше?
- О чем ты говоришь? Я живу здесь 80 лет и никогда не слышал, чтобы кто-нибудь, живущий здесь до меня, не ловил рыбу в море.
Минули века. На месте моря простиралась равнина. Мимо уставшего пахаря шел путник. Поравнявшись с пахарем, он спросил:
Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть
... в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон. Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка → Образ Петербурга в повести пиковая дама В ... Пушкина, популярны и сейчас. Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть 2 Н.В. ... превращается из отдельных людей в части тела — носы, бакенбарды, предметы туалета – ...
Давно здесь сеют хлеб?
Пахарь ответил, что несколько поколений его предков занимались земледелием.
- Как вы думаете, в чем поучительный смысл этого сказания?
2. Анализ формулировки темы.
«Панта реи!» («Все течет» – с лат.) – это высказывание принадлежит Гераклиту, выдающемуся мыслителю древнего мира. Каждой эпохе свойственны свои ценности, традиции, обычаи… Как бы порой нам ни хотелось остановить время, но это невозможно, все меняется. Обновляются жизненные приоритеты, уходят традиции, забываются обычаи… Именно об этом наш сегодняшний разговор. Мы должны выяснить, какие традиции русской жизни существовали в XIX веке, о каких из них нам рассказывает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», какие из них изображены на полотнах известных русских художников и запечатлены в произведениях киноискусства.
3. Записи в тетради.
Дата, тема, рабочие материалы.
II. Деконструкция.
1. Работа в парах. Словарная работа.
1. Объясните при помощи толковых словарей лексическое значение следующих слов.
Патриотизм
Традиция – 1) То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 2) Обычай, установившийся порядок в поведении, быту.
патриотизм
Вековой, истинный, нравственный, воинский, самоотверженный, православный.
(Основная мысль – связь патриотизма и знания традиций своего народа.)
2. Социализация. Проверка выполненного задания.
3. Фронтальная работа с эпиграфом к уроку.
…Мы должны знать, откуда мы пошли и как мы начинали…
В. Песков
- Как вы думаете, почему нужно знать, «откуда мы пошли и как мы начинали»?
– Эта проблема достаточна сложная и серьезная. Найти ответ на этот вопрос пытались задолго до нас: так, напечатанная в журнале «Телескоп» в 1836 г. статья П. Я. Чаадаева, на мой взгляд, звучит и сейчас очень актуально. Прослушайте отрывок из данной статьи: «Что есть жизнь человека, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства». (Желательно текст распечатать или записать на доске, чтобы ученики могли пользоваться им при ответе.)
– Согласны ли вы с П. Я. Чаадаевым? В чем?
4. Групповая работа., Почему нужно знать, «откуда мы пошли и как мы начинали»?
5. Социализация. Проверка выполненного задания.
6. Афиширование. Представление индивидуального домашнего задания.
Сообщения о традициях русского дворянства (материал можно найти в книге Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.)»
1. Сообщение о бале (можно использовать отрывок из кинофильма «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук) или обратиться к тексту романа).
Развитие творческих способностей учащихся на х Технология швейного производства
... творческого мышления у учащихся на уроках технологии; - экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной совместной учебно-творческой ... творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую ... работы, ...
2. Сообщение о дуэли (можно использовать отрывки из кинофильма «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»).
3. Сообщение о праздновании светских и христианских праздников.
4. Сообщение о русских традициях, описанных в романе Л. Н. Толстого.
5. Сообщение-презентация о произведениях живописи, изображающих традиции, обычаи, праздники русского народа (К. Кустодиев «Масленица», «Сельский праздник»; В. Суриков «Взятие снежного городка» и др.).
7. Фронтальная работа.
- Какое выступление останется в памяти надолго? Что является, на ваш взгляд, в нем самым ценным?
- О какой традиции захотелось узнать больше?
- А если бы вам предложили выполнить подобную работу, какую тему выбрали бы вы, о какой традиции рассказали?
8. Разрыв.
«Мир… есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим», – мне бы хотелось еще раз обратиться к мудрым мыслям Гераклита, который таким образом пытался объяснить постоянные перемены в жизни. Но какие бы изменения ни происходили, в нас иногда просыпается сожаление о том, что в нашей жизни подобного тому, о чем мы вели разговор, не существует. О чем особенно сожалеете? Именно об этом вы должны написать в творческой работе «Какую из традиций бывшей русской жизни мне более всего жаль?».
9. Индивидуальная работа над основной мыслью сочинения.
Подготовьте монологический ответ на вопросы:
- Если бы у вас была возможность вернуть какую-то традицию или обычай прежней жизни, что бы вы выбрали? Почему?
10. Социализация. Проверка выполненного задания.
11. Фронтальная работа над композицией сочинения.
- Какова композиция сочинения-рассуждения? (В нем должна быть четко сформулированная мысль – тезис, далее следуют доказательства этой мысли, затем – вывод, логически вытекающий из всего хода рассуждения.)
Задание. Устно объяснить значение следующих слов.
Тезис – это…
Аргументы – это….
- На ваш взгляд, каким должен быть тезис творческой работы «Какую из традиций бывшей русской жизни мне более всего жаль?».
- Какие доказательства будут уместными? Какие иллюстрации приведете?
12. Промежуточная рефлексия.
- О какой традиции вы будете писать?
- Достаточно ли вам сведений, полученных на уроке?
Второй этап.
III. Реконструкция.
1. Работа в парах над аргументами тезиса творческой работы.
2. Социализация. Обсуждение и проверка выполненного задания в группах.
3. Индивидуальная работа.
Создание творческой работы (или ее части).
4. Афиширование.
5. Итоговая рефлексия. Уточнение домашнего задания.
Обновляются жизненные приоритеты, уходят традиции, забываются обычаи… Повернуть время вспять нельзя.
- Для чего нам, людям XXI века, нужно знать о традициях и обычаях прошлых веков? Стоит ли проводить подобные уроки (обосновать собственную точку зрения)? Чем обогащают вас подобные занятия?