Композиция в музыке — это… Определение понятия, виды

Композиция в музыке — это… Определение понятия, виды 1

Композиция в музыке – это термин в музыковедении, обозначающий воплощенные музыкальные произведения, которые были созданы и завершены. Также именуется «опус».

С латыни это понятие переводится, как «сочинение», «составление».

Своей завершенностью композиции отличаются от музыкальных произведений народного творчества и импровизации, для которых характерно постоянное изменение первоначальной мелодии. Например, к таким жанрам относится восточная, джазовая и народная музыка.

Композиция в музыке – это, прежде всего, наличие автора, который ее создал – композитора. Помимо этого, для композиции характерно:

  • целенаправленная творческая деятельность автора;
  • отделимость произведения от создателя;
  • возможность воплотить содержание в точном соответствии с установленной объективированной звуковой структурой;
  • систематизированная музыкальная теория;
  • изложение в специальной области знаний (курс композиции).

  • наличие сложного аппарата технических средств.

Кроме того, в музыке музыкальная композиция – это использование идеальной нотации при письменной фиксации. Нотация – особые графические символы, которые помогают письменно зафиксировать музыкальные произведения.

Композиция в музыке — это… Определение понятия, виды 2

Происхождение понятия

Это музыкальный термин вместе со статусом композитора прочно занял свою позицию еще в эпоху Ренессанса (Возрождения), когда чрезвычайно быстро происходило развитие идеи свободы личности человека как творца и создателя.

13 стр., 6206 слов

Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

... положения использования произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения 2. Рассмотреть свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями 3. Изучить свободное использование произведений путем репродуцирования 4. Исследовать и 5. Рассмотреть свободное использование произведений, ...

Композиция в музыке – это стабильное музыкально-художественное целое. В нем установлено однозначное воспроизведение всех главных компонентов. В музыке лучшие композиции основываются на следующих параметрах:

  • ритм;
  • динамика (громкость звука, характер исполнения) ;
  • звуковысотность;
  • темп.

Стабильность такого музыкального произведения позволяет воспроизвести его звучание в точности, вне зависимости от того, сколько прошло времени после создания. Тем не менее композиция всегда подразумевает соблюдение определенных условий исполнения.

Иные предметы этого вида искусства, такие как народные песни, танцевальные композиции в музыке (пляски, хороводы) и действа, были направлены сопровождать естественные жизненные процессы (работа, сезонные праздники, рождение ребенка, свадьбы, похороны и пр.).

Композиция, в отличие от такой музыки, не подразумевает какое-либо действо, это произведение искусства, которое требует особого визуального и аудиального восприятия.

Происхождение понятия 1

Многозначность термина

С древнейшего времени единая музыкальная композиция и представление о ней было основано на текстовом или танцевально-ритмичном фундаменте.

Как описано выше, этот термин произошел от латыни. Ранее употреблялось античное понятие – мелопея.

Слова, образованные от глагола componere, встречались еще в литературных произведениях средневекового периода, различных трактатах, начиная с IX века.

Под этим словом в различное время имелось в виду:

  1. Мастерское составление хорала (componenda).

    Хоралы — это хоровые многоголосные произведение в протестантской и католической церкви или музыкальная пьеса в такое же форме.

  2. Многоголосная музыка (musica composita).

    Термин обозначает сложную музыку, в которую входит много составляющих.

  3. Композитор.
  4. Нотированный контрапункт (cantus librum cantare, что в переводе обозначает «петь над книгой»).

    Контрапункт – гармоничное звучание нескольких разных мелодий, голосов одновременно. К XVI веку знания о контрапункте варьировались к новому термину ars componedi.

  5. Теоретические и практические разделы музыки (musica theoretica, musica practica).

Многозначность термина 1

Наука о композиции

Начиная с XVII века, знания о композиции постепенно трансформировались в целую науку. Она включает:

4 стр., 1975 слов

Композиция (музыка)

... композиции (как «musica theoretica» — общую/спекулятивную, a «musica practica» — прикладную/дидактическую теорию музыки). В 17—19 веках учение о композиции превратилось в целостную науку о гармонии, полифонии, музыкальной форме и инструментовке. Движению музыки ... Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I—3, СПБ, 1859—63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.—Л., 1941). ...

  • музыкальную форму;
  • инструментовку (раздел музыкальной теории, рассказывающий о свойствах различных инструментов и способах переложения музыки для игры в оркестрах, камерных ансамблях и хорах) ;
  • полифонию (многоголосие) ;
  • гармонию.

Со временем музыка как вид искусства двигалась к художественной автономности. Вместе с тем произошло формирование композиции, представления о ней как о форме в музыке. При этом она основана на особой музыкальной базе:

  • тональность;
  • модуляция;
  • функции;
  • тематизм;
  • мотивы.
  • разработочные ходы;
  • контраст песенных структур.

Теоретики, которые занимаются композицией, особое место в музыке уделяют сонатному циклу.

Сонатный цикл – форма музыкального произведения, в которой одну из частей принято излагать в сонатной форме. Еще к таким жанрам относят трио, квартет, симфонию.

Следуя этим традициям, можно сказать, что композиция в музыке – это наука с набором теоретических знаний и практических указаний к созданию музыкального произведения. Учебный курс, который излагает эту информацию, можно пройти и в настоящее время в специальных образовательных учреждениях. Только называется он теперь «сочинение».

На основе общего учения о композиции составлялись учебники.

До сих пор нет единого общего учения о композиции, которое бы смогло обобщить все ее аспекты. Понятие затрагивает многие отдельные направления и техники, от тонально-тематических писем и до методов композиции (абсолютно нетрадиционные трактовки).

Наука о композиции 1

Новая дисциплина

Такие методы к XXI веку привели к появлению нового предмета – теории современной композиции.

Она включает такие музыкальные явления, как:

  • сонорика (содержит сведения о темброзвучностях) ;
  • алеаторика (включает в себя незакрепленный звуковой текст) ;
  • сериализм (этот метод связан с серийной техникой из додекафонии).

    2 стр., 979 слов

    Как анализировать композицию романа, рассказа и др. произведений

    ... почему в данном произведении перевернутая композиция. Элементы, усложняющие композицию произведения Необходимо указать все элементы, усложняющие композицию: побочные сюжетные линии ... и передать в сочинении эту множественность функций композиционных вставок. Образ автора в композиции От чьего ... Дневник Печорина служит лучшим средством его характеристики, по сравнению с информацией о нем, полученной ...

Литературные сочинения о композиции

К ним относится:

  1. «Мусийская грамматика» Николая Дилецкого.
  2. «Практическое руководство к сочинению музыки» И. Л. Фукса.
  3. «Начальный курс практической композиции» М. Ф. Гнесина.
Литературные сочинения о композиции 1

Лучшие композиции классической музыки

Если говорить о композиции как о законченном музыкальном произведении, в русской музыке существует множество произведений, которые остаются актуальными в любое время. Это лучшие сочинения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова и других известнейших русских композиторов.

Лучшими произведениями по праву считаются:

  1. Балет «Щелкунчик» (вальс цветов, китайский танец, танец феи Драже), вальс из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, а также его концерты для фортепиано с оркестром.
  2. Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (ария князя Игоря, хор девушек «Улетай на крыльях ветра»).

  3. Увертюра «Ночь в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская» М. И. Глинки.
  4. «Концерт для фортепиано с оркестром № 2», «Итальянская полька» С. В. Рахманинова.
  5. Балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам», кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

Безусловно, здесь перечислена лишь малая часть творений русских композиторов. Есть множество других, не менее известных музыкальных произведений.

Лучшие композиции классической музыки 1

Зарубежная музыка

Музыка других стран также чрезвычайно богата и разнообразна. Создателями величайших композиций зарубежной музыки по праву считаются Л. В. Бетховен, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. Вивальди, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. Брамс.

Автор:

Источник:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/debi-muzyikalyi-kompozitsiya/

5 стр., 2225 слов

Реферат штраус король вальса

... Штраус вошел в историю музыки как «король вальсов», создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс ... пребывания в России Штраус выразил в вальсе «Проща­ние с Петербургом», вальсе-фантазии «Русская деревня», польках ... венской весны, властно вступающей в свои права; это сотни журча­щих ручейков, ... либреттистов оперетт Ж. Оффенбаха и оперы «Кармен» Ж. Бизе, не было ...